Существа в беспредельности / "Братья Карамазовы"

Выпуск № 5-155 / 2013, Взгляд

Существа в беспредельности / "Братья Карамазовы"

Посмотреть этот спектакль я бы рекомендовала многим - но как? Он существует временно в зале московского лицея №1548 при Институте телевидения и радиовещания, играется нерегулярно...

Создатели спектакля «Братья Карамазовы» - автор сценической композиции и режиссер Валентин Тепляков, Заслуженный деятель искусств России, профессор и артисты московских театров, выпускники РАТИ-ГИТИС, мастерской П.О.Хомского и В.В.Теплякова разных лет - вопреки, казалось бы, всем препонам и преградам, собираются и играют этот спектакль, потому что, как становится очевидно, он для них составляет некую особую часть их творческой (а может быть, и человеческой) биографии.

Мне впервые довелось увидеть спектакль по последнему роману Ф.М.Достоевского, в котором линия старца Зосимы и монастыря оказалась бы «вынесенной за скобки». Вернее, она присутствует в разговорах, в манере поведения и речи Алеши Карамазова (очень сдержанно и интересно сыгранного Константином Саушкиным), но не подавляет главное содержание истории трех братьев и Павла Смердякова (выразительно играет свою роль Глеб Исаков). И, как ни кощунственно это прозвучит, делает спектакль более современным и живым.

Может быть, в силу того, что наше сегодняшнее отношение к церкви стало за последние несколько лет более сложным, осмысленным и гораздо менее экзальтированно-неофитским, чем в конце 90-х-начале 2000-ых.

Но я все же не удержалась от вопроса Валентину Васильевичу Теплякову, почему он «изъял» из своего спектакля эту линию? И услышала в ответ: «Потому что роман называется «Братья Карамазовы» - и важнее братьев, их взаимоотношений, их судеб для меня ничего не было». Такого ответа я ждала от режиссеров (самых разных!), можно сказать, всю жизнь, потому что при каждом удобном и неудобном случае, при каждом общении со студентами или участниками семинара театральных журналистов неустанно повторяла, что начинать разбор спектакля надо «от печки», а «печкой» являются авторские названия и авторское определение жанра. И вот мне довелось увидеть своими глазами, каким же образом это делается.

Разумеется, было бы крайне несправедливо с моей стороны говорить о том, что я увидела это впервые, но за последние годы и вправду нечасто доводилось наблюдать воплощение моей излюбленной мысли. Здесь же, в спектакле Валентина Теплякова, действие полностью сосредоточено на поведении, взаимной тяге и взаимном отталкивании братьев - для этого режиссер находит несколько на редкость выразительных сцен, одна из которых произвела на меня по-настоящему сильное впечатление.

Когда Алеша приходит к Мите (очень эмоционально играет роль Василий Кузнецов) в тюрьму, перед самым уходом внезапно старший брат посылает ему ногой невидимый мяч, и вот они уже увлеченно играют этим воображаемым мячом, а появившийся Иван (великолепная работа Дмитрия Козельского!) сначала с удивлением смотрит на братьев, а потом присоединяется к игре. И вдруг, в каком-то порыве, они забывают о мяче, как-то судорожно обнимаются и кружатся, кружатся...

Братья... Братья Карамазовы...

Спектакль начинается с появления каких-то женских фигур - их однообразная крестьянская одежда и заунывный вокализ настраивают сразу на ощущение тех самых «существ в беспредельности», о которых написано в другом великом романе Ф.М.Достоевского, но здесь это чувство бесприютности, какой-то пронзительной душевной бездомности захватывает сразу и рождает атмосферу спектакля. Следующая за этим сцена «За коньячком», когда Федор Павлович (немного избыточно играет Евгений Ратьков) своими богоборческими разговорами провоцирует сыновей и Смердякова на диспут о вере и безверии, уже погружает в содержание, за которым следишь с напряженным вниманием.

Разумеется, в немалой степени помогают этому и артисты, играющие ярко, эмоционально, до слез и предельно искренних переживаний. Это и Елизавета Климова (Грушенька), и Валерия Кольцова (Катерина Ивановна), и Кирилл Шишкин (Ракитин), и великолепная Лиза Хохлакова - учащаяся лицея Милена Нестерова, и другие участники спектакля.

Выразительна подобранная к «Братьям Карамазовым» музыка Александра Кнайфеля, Павла Чеснокова, Александра Кастальского, в которой современные ритмы органично сочетаются или вступают в необходимый контрапункт с далеким уже от нас Х1Х веком.

Единственное, о чем можно пожалеть, это блистательно решенный режиссерски (и актерски) эпизод «Черт. Кошмар Ивана Федоровича», в котором, к сожалению, почти пропадает текст Достоевского. Вместо ставшего уже привычным черта расстроенному воображению Ивана являются сразу три ключевые фигуры, сыгравшие трагическую роль в его духовной гибели - Федор Павлович, Катерина Ивановна и Смердяков. Какие-то реплики они произносят вместе с ним, а остальная его речь - чрезвычайно важная для понимания романа! - проговаривается Иваном такой скороговоркой, что эта важность тонет в приеме. Проскакивающие в монологе сходящего с ума Ивана Федоровича реплики из «Великого инквизитора» попросту «не читаются», что очень досадно.

И тем не менее, этот спектакль остается для меня очень интересным примером глубокого постижения великой русской прозы сегодняшним психологическим русским театром.

Посмотреть «Братьев Карамазовых» Валентина Теплякова я бы от души рекомендовала многим - но где и как? Пока он существует без определенного адреса, сделать это довольно сложно...

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.