Тула

Выпуск №5-115/2009, В России

Тула

В Тульском театре драмы в ноябре давали премьеру - «Свои люди – сочтемся» Александра Островского. Одно из ранних произведений драматурга в свое время наделало в обществе немало шума, обличая «язвы и пороки», и прослыло почти революционным. Пьеса об ограблении собственных родителей, об обогащении любой ценой, о безнравственности, передающейся по крови и, значит, неистребимой во все времена, долгие годы была запрещена к постановке.

Работа тульского режиссера Дмитрия Краснова вполне традиционна, но сквозь вековые слои хрестоматийно-театральной и идейной пыли отчетливо проступают контуры современного «мыслеустройства». Мошенничество в бизнесе, подкуп юристов, продажность любви, холодный расчет и бесчувственность.

Сценография Ирины Блохиной универсальна и узнаваема, на этом фоне можно, не утруждаясь, переиграть всего Островского. На заднике по центру огромные ворота двухметрового купеческого забора, выкрашенного в ядовито-синий цвет. Слева и справа на двух деревянных помостах расположились рабочий кабинет и покои, здесь стены с обоями в тон ограждению, рядом вертикально вытянутые витрины с рекламой товара. На переднем плане стол с деревянными скамьями и яблоки, разбросанные на сером сукне пола (эдакая лирическая нотка!).

Глава семейства Самсон Силыч Большов в исполнении Б.Заволокина оказывается не закостенелым самодуром и тираном, наказанным по заслугам, а милейшим человеком - жертвой обмана и предательства. И.Федотова наделила свою героиню Аграфену Кондратьевну, хозяйку дома, трогательными чертами нежной матери и любящей жены, готовой бесконечно жертвовать собою ради близких.

Вероломная сваха Устинья Наумовна Н.Савченко и продажный стряпчий Сысой Псоич Г.Вершинина тоже, как ни странно, вызывают сочувствие – так они страдают и так обмануты! Напрочь забываешь, что мучаются эти милейшие люди от того, что не получили взятки за ложь и подлог.

М.Соловьева в первом действии, пытаясь сделать хозяйскую дочь Липочку очень смешной, порой теряет грань между театральным и эстрадным искусством. Не совсем понятно, как из неразвитого, угловатого, капризного, но, в общем, очаровательного подростка ее героиня превращается в бессердечную денежную акулу, презирающую и ненавидящую собственных родителей. Более последовательно воплощен характер ее визави. Двуличная натура приказчика Лазаря подчеркивается исполнителем роли С.Афоничевым уже в первом выходе - волчьим взглядом, походкой хищника, готового в нужный момент совершить убийственный прыжок. Он воспитывает себе достойного преемника - мальчика Тишку (А.Романов), который из засаленной рубахи легко впрыгивает во фрак и цилиндр.

Деньги и власть – в руках молодых, цель достигнута. Долой со двора старую ключницу. Прощальная песня – плач Фоминишны в исполнении Л.Гамуляк рассекает спектакль на комическую и трагическую части. Заканчивается патриархальное купеческое житье, веселье с нелепыми и милыми танцами, кряканьем, когда «пропускают по маленькой», спелыми яблоками, которые собирают в корзину и с сочным хрустом жуют. Долой со двора папеньку с маменькой… И почти базаровские старики в черном, с согбенными спинами, обнявшись, тихо и жалко удаляются через огромные ворота своего дома, которые закроются за ними навсегда.

Иное поколение выходит на сцену жизни. Да здравствует порок! Только за что наказали несчастных старичков, не перечитав как следует Островского, не поймешь.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.