Владивосток. Диалоги в "Академии смеха"

Выпуск №6-156/2013, В России

Владивосток. Диалоги в "Академии смеха"

Современный японский драматург Коки Митани написал пьесу «Академия смеха». Естественно, действие происходит на родине Митани, несколько раз упоминается правитель страны император, упоминается война 40-х годов, этим и ограничивается «японская» привязка. Собственно и действие-то все происходит в неком чиновничьем кабинете, в котором ведут бесконечный диалог два персонажа: Автор и Цензор. И диалог этот сводится к внятной и единственной теме: автор комедии просит у цензора его необходимой разрешительной для постановки подписи. А цензор, естественно, предъявляет все новые и новые требования к необходимым с его точки зрения переделкам, чтобы свою благосклонную подпись наконец поставить. Вот практически и все содержание произведения Митани, о котором сочла нужным поведать, т.к. эта бесхитростная на первый взгляд пьеса довольно редко идет в отечественном театре: и то сказать, сегодня зрителем востребуются перестрелки, полуголые красотки, адюльтеры, шутки на грани фола и т.д. и т.п., чем беспроигрышно пользуются нескончаемые антрепризы.

И вот во Владивостоке в драматическом театре флота режиссер Станислав Мальцев ставит на малой сцене «Академию смеха», и в отличие от череды не самых умных комедий, которые в последнее время заполонили приморские подмостки, перед зрителем предстал спектакль, заставляющий размышлять о собственной жизни, о судьбе своей страны, о странностях и нелепостях бытия. На сцене все просто, бесхитростно и бесконечно узнаваемо. Сценографию осуществил постановщик спектакля Станислав Мальцев. Зрители сидят полукругом вдоль задней стены основной сцены театра. А у рампы перед белым нежным шелком занавеса, на котором висит портрет человека в цивильном костюме с размытым лицом - правителя страны, стоит обычный стол с аккуратными стопками бумаг и возле него два стула. В какой-то момент высветится этот белый шелковый фон, и за ним - на больших напольных вешалках сценические костюмы (ведь «Академия смеха» - это название театрального коллектива, для которого автор и пишет комедию). А когда в финале выяснится, что автору пришла повестка в армию и его отправят на фронт, за занавесом оголенные вешалки превратятся в белые надгробные кресты...

А главное, в спектакле лишь намек на японскую действительность: например, Цензор в минуты потрясений орудует большим самурайским мечом. Потому все происходящее имеет отношение к любой стране, не случайно у героев нет имен, они одеты по-европейски ( впрочем об одежде речь надо вести особо), их характеры и взаимоотношения, порой очень смешные, а порой трагичные, они общечеловечны, а потому понятны и близки любому зрителю. Вообще взаимоотношения эти простроены точно, подробно, иногда неожиданно, образно, где мыслью, эмоциями наполнена каждая минута. Следить за существованием двух актеров бесконечно интересно, потому что работают они мастерски, уверенно переходя от гротеска и почти фарса, от полного неприятия героями друг друга до трагических пронзительных откровений.

Уже самое начало спектакля настраивает зрителя на его многожанровость, если угодно, на космополитизм. Плотный, с круглой, как бильярдный шар, головой Цензор - артист Максим Клушин в майке и спортивных темных штанах с красными широкими полосами уверенно и яростно разминается с мечом. И за минуту до прихода посетителя (Автора) он надевает светло-серый мундир с хорошо начищенными пуговицами, с карманами на груди и внизу, с отложным воротником, и неожиданно спортивные штаны превращаются в брюки с генеральскими лампасами. Это удивительное преображение придумала Лада Смирнова, художник по костюмам. И образ моментально выстроился. Но не все однозначно у героя Максима Клушина. Поначалу он воспринимается как вечно насупленный, абсолютно лишенный чувства юмора, верный уставу служака, этакий цербер (ох, как близко к цензору!), стоящий на страже интересов (весьма сомнительных) общества. Играет все эти качества Максим Клушин мягко, без нажима, потому весьма убедительно. И во втором акте абсолютно органично проявляются в нем высокие человеческие свойства: он доступен и отзывчив, находясь на своем посту, многое понимает и оценивает, и неизвестно, кто из двоих порядочнее и мудрее: Цензор или Автор, который, безусловно, поначалу завоевывал зрительские сердца легкостью, интеллигентностью, незащищенностью. Именно таким приятным, обаятельным, достаточно легко идущим на компромисс с Цензором да и со своей совестью играет его Сергей Гончаров. Незаметно превращается миляга Автор в конформиста и приспособленца, и вдруг снова и неожиданно проявляется еще одна его ипостась: не прося для себя поблажек, этот мирный горожанин, явно не приспособленный для армейской службы, без пафоса пойдет воевать.

Таких превращений в спектакле немало, эти перевертыши порой смешны, порой нелепы, порой трогательны. Но все происходящее имеет самое непосредственное отношение к сегодняшним зрителям, ведь темы, поднятые в «Академии смеха», вечны и общечеловечны: что такое компромисс, что есть совесть, ответственность за свои поступки перед людьми и собой, как научиться в век интернета слушать и понимать друг друга, в чем суть патриотизма.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.