Магадан. Театр на краю земли

Выпуск №6-156/2013, В России

Магадан. Театр на краю земли

То, что директор Магаданского государственного музыкально-драматического театра Александр Бондаренко пригласил в качестве режиссера-постановщика заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Добровольского, оказалось, что называется, «выстрелом в десятку». Бывший главный режиссер МГМДТ, накопивший солидный творческий опыт постановок музыкальных спектаклей, оперетт в Оренбургском государственном театре музыкальной комедии, Добровольский, вернувшись в Магадан, буквально ринулся в работу, мгновенно наладив контакт со всей магаданской труппой, ведь большинство артистов ему знакомы и близки по долгим годам совместного творчества. Напомню только несколько постановок: «Летучая мышь», «Принцесса цирка», «Ханума», «Хлестаков из Петербурга», «Гусарская баллада».

Нынешний премьерный спектакль называется «Все начинается с любви» по пьесе драматургов и поэтов Г. Голубенко, Л. Сущенко, В. Хаита и Р. Рождественского. Музыка О. Фельцмана. Фабула проста. Жильцы маленького одесского четырехквартирного дома восстали против властного решения снести их жилище с предоставлением квартир в новых, благоустроенных домах.

- Этот спектакль о памяти, - сказал в интервью Добровольский. - Эта память поколений о детстве, дружбе, память душевной теплоты... И, конечно, память о любви и верности, и просто о любви...

Любовь двух главных героев - подающего надежды библиотекаря Андрея (Владислав Поляков) и студентки строительного института Гали (Гульноро Ризоева) предстала нам в классическом театральном варианте - объятья, поцелуи, прекрасные, возвышенные слова признаний, хорошо исполненные арии и дуэты, которые звучали не только на сцене. Режиссер расширил сценическую площадку на весь зрительный зал, вовлек в сценическую жизнь всех, кто пришел на спектакль. С подобным стилем постановок В. Добровольского я знаком более десяти лет, и вот сейчас этот стиль сыграл свою роль в общем образе спектакля, придав ему размашистый, стремительный характер. Это тем более к месту, так как зал в театре невелик: реплики, пение в зале и на сцене слышны всем без напряжения. А те ключевые моменты, которые поднимали нерв представления до своего пика, были, конечно, на сцене, концентрируя на себе все внимание зрителей. Этих «пиков» было три. Первый - дуэт Эрнеста Борисовича (Аркадий Касацкий) и его жены Елизаветы Семеновны (Ольга Седлецкая). Трогательно, глубоко и нежно они спели о своей тридцатилетней любви, о великом терпении и уважении друг к другу. Спели так, что аплодисменты звучали даже в паузах. Ведь зрители знали, что в следующем году у народной артистки О. Седлецкой невиданный в истории театра юбилей - 50 лет сценической деятельности в одном театре, который магаданцы называют «театр на краю земли». Такую преданность своему театру, своей профессии, найти трудно. Годы годами, а спела она свою партию звучно, полным молодым голосом, словно и не было трехлетнего перерыва в работе на сцене. Напомню, что пригласил ее сыграть в спектакле Вячеслав Добровольский. На что артистка ответила так, как надо - отлично сыграла свою роль. А затем Елена Титенко (мама Андрея) исполнила арию, заставившую дрогнуть сердца и мам, и бабушек, и детей, ведь просила она, умоляла в ней остановить время, оставить детей маленькими. А, значит, не стареть и самим мамам...

На третий «пик» взошел А. Касацкий, спевший арию старого артиста. Снова тема прошлого, тема трагедийная и в то же время оптимистичная - жизнь прожита не зря! Все три номера пришлись на второе отделение спектакля, который уже как бы ушел от чисто комедийных моментов, придавая представлению тот общий душевный мотив, о котором говорил режиссер - о памяти и любви. Жаль, что не смог спеть свою арию Николай Бекасов (роль сапожника и немного философа Тимофея Кузьмича). Причина удручающе проста - ангина. А ведь Бекасов обладает удивительным по чистоте тенором. Кстати, с гипсом на руке играла Елена Титенко, а появление на сцене в одной из ключевых ролей старого моряка Захара Алексеевича самого режиссера - Вячеслава Добровольского, обусловлено тем, что за час (!) до сдачи спектакля выяснилось, что артист Валерий Черепанов заболел. И вот здесь надо сказать главное - только профессиональный, уверенный в себе коллектив и его руководители способны справиться с таким наплывом досадных, неожиданных, но весьма существенных помех. В практике российских театров, их истории, спектакли снимались нередко из-за недомогания всего одного актера, здесь же были проявлены и мужество актеров, и тот профессионализм, который не дает коллективу загубить свой общий труд.

Свой первый и трудный шаг в профессию сделал совсем юный дирижер Вячеслав Карякин. Его дебют за дирижерским пультом совпал с премьерой, и после спектакля в душах всех участников, особенно Добровольского, разлилась «божья благодать». Удача! Молодой музыкант прекрасно справился с труднейшим делом.

В спектакле нет «проходных» ролей. Забавен «известный» футболист Сеня Остапчук (Виталий Эгард), потрясший зрителей своим решением играть за магаданский «Кривбас», именно советским пионером предстал Никита Овчинников в роли Стасика, сына футболиста и яростного собирателя металлолома. Убедительно крутым бульдозеристом Степаном Сухоруковым объявился Михаил Попов, и даже эпизод с почтальоншей, в роли которой выступила Наталья Воробьева, был запоминающимся и четким. И еще - Оксана Плиско в роли «впечатлительной» Лены Остапчук, жены футболиста, выдала тот сценический кураж, от которого становится и весело, и празднично. Она словно летала по лестнице, балкону того старого, но уютного дома, что создала сценограф Татьяна Ныч, впадая то в отчаяние, то в веселье, то танцуя, то падая в обморок. В общем - Оксана наслаждалась своей ролью, своей сценической жизнью. А эта жизнь имела к тому же легкий одесский колорит. Помимо самой житейской суеты, присущей любому южному городу, он подчеркивался легким одесским акцентом, звучащим в репликах Захара Алексеевича, сапожника Тимы, бульдозериста Сухорукова и футболиста Сени, женских персонажей. Наверное, эта премьера будет особенно вспоминаться и потому, что, расставаясь с летним южным городом, зрители из здания театра попадали в круговерть яростной пурги, каких и по всей Колыме бывает немного. Магадан есть Магадан, даже если он был в эти часы и дни поющим.

Спектакль был украшен танцевальными номерами и миниатюрами (балетмейстер Юрий Абрамов), и как показал финал и реакция зрителей, он обязательно останется в памяти как яркое музыкально-драматическое произведение, созданное труппой Магаданского музыкального театра в канун нового, 2013 года. И останется он в памяти не только как завершенное и отлично сделанное сценическое произведение. Он будит память, совесть, он словно говорит зрителям: нет ничего дороже и выше любви, понимания, что верность - это чудо, что терпение - это достоинство, что сломать старый дом - легко, но ничто не может сломить душевной силы, дружбы, даже если снесут старый дом, о любви к которому пели все участники спектакля в финале.


Фото Анатолия СТАРЦЕВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.