Рязань театральная / Всероссийский фестиваль детских и молодежных театральных коллективов "Карусель"
Выпуск №6-156/2013, Фестивали
Рязань, при наличии обязательного джентльменского набора театров (драма, ТЮЗ, куклы, музыкальный) на первый взгляд кажется не очень театральным городом. Здесь не всегда прослеживаются связи театра со временем и со зрителем. Порой кажется, что профессиональный театр играет в культурной жизни города второстепенную роль. Что же, бывает и такие периоды - театральная жизнь циклична. Поступательное движение иногда приостанавливается. Чего нельзя сказать о любительском театральном движении. Ежегодно в Рязани проходит фестиваль детских и молодежных театральных коллективов «Карусель», на котором, извините за такой каламбур, все очень профессионально. Здесь настоящий конкурс, творческая конкуренция, у фестиваля есть свой зритель, спектакли его играются на профессиональных площадка, коллективы во время фестиваля участвуют в разнообразных профессиональных тренингах и мастер-классах, а режиссеры каждый вечер приходят на обсуждения, где их спектакли разбирают коллеги и критики. Здесь обсуждаются частные и общие вопросы: выбор драматургии, тем, педагогические и художественные задачи. Проблем много, поблажек - никому и никаких не делается. Разговор - профессиональный.
В прошлом году фестиваль отметил пятилетний юбилей, в этом - прошел шестой всероссийский фестиваль «Карусель». За шестилетнюю истории фестиваля некоторые его постоянные участники, такие как театр-студия «Шанс» из города Поляны, «Синий краб» из Нижнего Новгорода, «Новая сцена» Из Переславля-Залесского профессионально очень выросли. У каждого коллектива сформировался свой узнаваемый стиль и подход к материалу, появились артисты, встреч с которыми ждешь. Но кроме встреч с уже полюбившимися коллективами на «Карусели» каждый год открываешь и какие-то новые театры, определение «любительские» к которым совсем не хочется применять.
Все это происходит, как мне кажется, благодаря правильной организационной модели, которую когда-то изобрели Светлана Захаркина и Елена Ерхова, руководители английского театра «Теза» школы № 51, которая бессменно и проводит фестиваль. Здесь ни с детьми, ни со взрослыми любителями не играют в поддавки. И следуя этой фестивальной логике, я тоже не буду этого делать.
Шестая «Карусель» обнаружила круг проблем общих для многих театральных коллективов. Первая проблема - драматургическая. Зачастую выбиралась драматургия странная, малоизвестная, откровенно плохая, еще чаще руководители коллективов или его участники сами брались за сочинение (кто в прозе, кто в стихах) пьес и текстов для спектаклей. В итоге, одаренные молодые актеры вынуждены были произносить тексты, которые им не помогали, а мешали донести хоть какую-то мысль. Если в прошлом году актеры «Новой сцены» в пьесе Розова «В день свадьбы» показали настоящий психологический театр, то в спектакле по сочинению «Лестница» А Житинского казались беспомощными и растерянными.
Выявилась и общая проблема детской части фестиваля. Детский спектакль - это всегда громко, ярко, эклектично, и (к гордости руководителей коллективов) синхронно. Но в синхронном крике и прыжках детей теряются отдельные личности, теряется история. И вот «Праздник непослушания» одной студии уже мало отличим от «Осторожно, дети» другой. Все выходит громко, ярко, разноцветно.
Три спектакля на этом фестивали стали безусловными художественными событиями. Моноспектакль «Анна-Ванна» екатеринбургской студии «ДЕонИс» по тексту екатеринбургского же драматурга Анны Богачевой.
Это воспоминания о детстве с первыми привязанностями и расставаниями, взаимными предательствами и обидами. Воспоминания, оказывающиеся в итоге эмиграцией в детство из более прозаичного и уж конечно более жестокого взрослого мира. Весь спектакль на сцене 17-летняя Дарья Ракульцева легко превращается то в героиню намного старше себя, то в маленькую девочку, которая то и дело дает страшные клятвы держась за красное. Режиссер спектакля Ксения Мартынова окружает актрису разнообразным предметным миром, где каждая вещь может стать так необходимым в моноспектакле партнером для актрисы. Режиссер и актриса добиваются того, что этот бесхитростный рассказ мы слушаем весь спектакль не отрываясь и совершенно влюбляемся в героиню - девочку Аню, женщину Анну, Анну-Ванну.
Спектакль «Край одинокого козодоя» по «Школе дураков» Саши Соколова (театр-студия «Шанс»), кажется совершенным и с точки зрения режиссуры и по актерскому исполнению. Центром его, живой, пульсирующей энергией становится актер Андрей Руденко. Меняющий одну за другой маски, мгновенно перевоплощающийся, музыкальный, пластичный, что называется «ртутный» актер Руденко - это вечно играющий ребенок, творец, фантазер, одна часть раздвоенного героя спектакля. Второй (Игорь Ветренко) - наблюдает, записывает, редактирует, подыгрывает активной части своего раздвоенного я. И на их дуэль-диалог, кажется, можно смотреть бесконечно.
Гран-при фестиваля на этот раз получил петербургский театр-студия «Игрище» за спектакль «Случаи Хармса» в постановке молодого режиссера Юлии Ерусовой. Хармс в версии ребят - это совершенная клоунада, без набеленных лиц и красных носов, но с комическим преувеличениями, которые от этюда к этюду превращаются в трагические. Это парадоксы, вырастающие из несоответствия действия и текста. В этом спектакле идеальный ансамбль, где все владеют своим телом и голосом, где каждый понимает смысл страшных хармсовских историй, а потому в каждом «случае» не теряется общая линия сна, который чем дальше, тем кошмарнее, потому что суть, отражение нашей абсурдной жизни. Начиная с миниатюры «Сон» и заканчивая случаем «Сон дразнит человека», актеры дразнят и пугают нас, попавших на этот вечер сновидений.
Отправляясь на фестиваль «Карусель», можно быть уверенным, поезд привезет вас не на станцию Рязань 1, Рязань 2 и даже не на Рязань Товарную, а на Рязань Театральную. Какое бы соотношение удачных и неудачных спектаклей ни было на фестивале, вы все равно окажетесь внутри живого театрального процесса, здесь театр нужен и тем, кто его делает и зрителям, которые заполняют залы государственных театров временно отданных в распоряжение «любителей».
Отправить комментарий