Рязань театральная / Всероссийский фестиваль детских и молодежных театральных коллективов "Карусель"

Выпуск №6-156/2013, Фестивали

Рязань театральная / Всероссийский фестиваль детских и молодежных театральных коллективов "Карусель"

Рязань, при наличии обязательного джентльменского набора театров (драма, ТЮЗ, куклы, музыкальный) на первый взгляд кажется не очень театральным городом. Здесь не всегда прослеживаются связи театра со временем и со зрителем. Порой кажется, что профессиональный театр играет в культурной жизни города второстепенную роль. Что же, бывает и такие периоды - театральная жизнь циклична. Поступательное движение иногда приостанавливается. Чего нельзя сказать о любительском театральном движении. Ежегодно в Рязани проходит фестиваль детских и молодежных театральных коллективов «Карусель», на котором, извините за такой каламбур, все очень профессионально. Здесь настоящий конкурс, творческая конкуренция, у фестиваля есть свой зритель, спектакли его играются на профессиональных площадка, коллективы во время фестиваля участвуют в разнообразных профессиональных тренингах и мастер-классах, а режиссеры каждый вечер приходят на обсуждения, где их спектакли разбирают коллеги и критики. Здесь обсуждаются частные и общие вопросы: выбор драматургии, тем, педагогические и художественные задачи. Проблем много, поблажек - никому и никаких не делается. Разговор - профессиональный.

В прошлом году фестиваль отметил пятилетний юбилей, в этом - прошел шестой всероссийский фестиваль «Карусель». За шестилетнюю истории фестиваля некоторые его постоянные участники, такие как театр-студия «Шанс» из города Поляны, «Синий краб» из Нижнего Новгорода, «Новая сцена» Из Переславля-Залесского профессионально очень выросли. У каждого коллектива сформировался свой узнаваемый стиль и подход к материалу, появились артисты, встреч с которыми ждешь. Но кроме встреч с уже полюбившимися коллективами на «Карусели» каждый год открываешь и какие-то новые театры, определение «любительские» к которым совсем не хочется применять.

Все это происходит, как мне кажется, благодаря правильной организационной модели, которую когда-то изобрели Светлана Захаркина и Елена Ерхова, руководители английского театра «Теза» школы № 51, которая бессменно и проводит фестиваль. Здесь ни с детьми, ни со взрослыми любителями не играют в поддавки. И следуя этой фестивальной логике, я тоже не буду этого делать.

Шестая «Карусель» обнаружила круг проблем общих для многих театральных коллективов. Первая проблема - драматургическая. Зачастую выбиралась драматургия странная, малоизвестная, откровенно плохая, еще чаще руководители коллективов или его участники сами брались за сочинение (кто в прозе, кто в стихах) пьес и текстов для спектаклей. В итоге, одаренные молодые актеры вынуждены были произносить тексты, которые им не помогали, а мешали донести хоть какую-то мысль. Если в прошлом году актеры «Новой сцены» в пьесе Розова «В день свадьбы» показали настоящий психологический театр, то в спектакле по сочинению «Лестница» А Житинского казались беспомощными и растерянными.

Выявилась и общая проблема детской части фестиваля. Детский спектакль - это всегда громко, ярко, эклектично, и (к гордости руководителей коллективов) синхронно. Но в синхронном крике и прыжках детей теряются отдельные личности, теряется история. И вот «Праздник непослушания» одной студии уже мало отличим от «Осторожно, дети» другой. Все выходит громко, ярко, разноцветно.

Три спектакля на этом фестивали стали безусловными художественными событиями. Моноспектакль «Анна-Ванна» екатеринбургской студии «ДЕонИс» по тексту екатеринбургского же драматурга Анны Богачевой.

Это воспоминания о детстве с первыми привязанностями и расставаниями, взаимными предательствами и обидами. Воспоминания, оказывающиеся в итоге эмиграцией в детство из более прозаичного и уж конечно более жестокого взрослого мира. Весь спектакль на сцене 17-летняя Дарья Ракульцева легко превращается то в героиню намного старше себя, то в маленькую девочку, которая то и дело дает страшные клятвы держась за красное. Режиссер спектакля Ксения Мартынова окружает актрису разнообразным предметным миром, где каждая вещь может стать так необходимым в моноспектакле партнером для актрисы. Режиссер и актриса добиваются того, что этот бесхитростный рассказ мы слушаем весь спектакль не отрываясь и совершенно влюбляемся в героиню - девочку Аню, женщину Анну, Анну-Ванну.

Спектакль «Край одинокого козодоя» по «Школе дураков» Саши Соколова (театр-студия «Шанс»), кажется совершенным и с точки зрения режиссуры и по актерскому исполнению. Центром его, живой, пульсирующей энергией становится актер Андрей Руденко. Меняющий одну за другой маски, мгновенно перевоплощающийся, музыкальный, пластичный, что называется «ртутный» актер Руденко - это вечно играющий ребенок, творец, фантазер, одна часть раздвоенного героя спектакля. Второй (Игорь Ветренко) - наблюдает, записывает, редактирует, подыгрывает активной части своего раздвоенного я. И на их дуэль-диалог, кажется, можно смотреть бесконечно.

Гран-при фестиваля на этот раз получил петербургский театр-студия «Игрище» за спектакль «Случаи Хармса» в постановке молодого режиссера Юлии Ерусовой. Хармс в версии ребят - это совершенная клоунада, без набеленных лиц и красных носов, но с комическим преувеличениями, которые от этюда к этюду превращаются в трагические. Это парадоксы, вырастающие из несоответствия действия и текста. В этом спектакле идеальный ансамбль, где все владеют своим телом и голосом, где каждый понимает смысл страшных хармсовских историй, а потому в каждом «случае» не теряется общая линия сна, который чем дальше, тем кошмарнее, потому что суть, отражение нашей абсурдной жизни. Начиная с миниатюры «Сон» и заканчивая случаем «Сон дразнит человека», актеры дразнят и пугают нас, попавших на этот вечер сновидений.

Отправляясь на фестиваль «Карусель», можно быть уверенным, поезд привезет вас не на станцию Рязань 1, Рязань 2 и даже не на Рязань Товарную, а на Рязань Театральную. Какое бы соотношение удачных и неудачных спектаклей ни было на фестивале, вы все равно окажетесь внутри живого театрального процесса, здесь театр нужен и тем, кто его делает и зрителям, которые заполняют залы государственных театров временно отданных в распоряжение «любителей».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.