Петр Шерешевский: "Чем хуже спектакль, тем громче его успех!"

Выпуск №6-156/2013, Гость редакции

Петр Шерешевский: "Чем хуже спектакль, тем громче его успех!"

Досье. Петр Шерешевский родился в 1972 году. Окончил СПГАТИ в 1996 году. Прошел стажировку в студии Национального театра в Лондоне. В театрах России и Украины поставил около 30 спектаклей. В 2009 году снял фильм «Прянички» по собственному сценарию. «Человек, животное, добродетель» - уже третья постановка Шерешевского в «Красном факеле», до этого были «Утиная охота» и «Последняя любовь Дон-Жуана».

На следующий день после премьеры «Человек, животное, добродетель» наш корреспондент пообщался с постановщиком спектакля, петербургским режиссером Петром Шерешевским.


- Мировая драматургия достаточно обширна. Почему ваш выбор пал именно на Пиранделло, причем и пьеса у итальянца - не самая известная?

- Мне эта история близка и интересна, я ношу эту пьесу в своем «режиссерском портфеле» вот уже лет десять. Но, как мне кажется, эта вещь стала актуальной именно сегодня, - уж не знаю, прочитывается ли это публикой. Пиранделло говорит о лицемерии, о предательстве человеком самого себя, едва затрагивается его шкурный интерес. И, что интересно: совершая бесчестные поступки, каждый не перестает считать себя честным человеком! А в условиях все более наступающего тоталитаризма со всеми его приметами: цензурой, насаждаемой идеологией, неприятием любого мнения, отличного от официального, - каждый из нас все чаще сталкивается с проблемой «сделок с совестью ради хлеба насущного». То есть эта пьеса - не рассказ про «жизнь человеческого духа», а скорее социальная сатира.

- Но ведь такие серьезные темы не предполагают комедийного решения театром? Между тем анонс к этому спектаклю написан в откровенно разудалом стиле: «Это вечная история на тему «возвращается муж из командировки»...

- Тут есть изрядная доля лукавства, но нет обмана! Через анекдотическую ситуацию измены театр говорит с публикой о весьма серьезных вещах. У нас не было такой задачи - сделать из Луиджи Пиранделло Рея Куни. Наоборот, мы очень старались не скатиться в комедию положений. Хотя, казалось бы, сюжет позволяет театру пойти по пути наименьшего сопротивления - чтобы довольный зритель хохотал до упаду. Но мне кажется, Пиранделло рассматривает своих персонажей как неких насекомых, вернее сказать, недолюдей.

В свое время мне эта пьеса понравилась своим каким-то издевательским хеппи-эндом. Мужчина подложил свою возлюбленную другому, но испытывает при этом огромную радость. Над этим иронизирует Пиранделло, над этим смеемся и мы. Отсюда и возникает в финале спектакля песня «Феличита» с просто чудовищным русским текстом, написанным для дуэта Баскова и Федоровой. ««Феличита» - это что-то красивое, не приземленное, «Феличита» - все считают, что это самое клевое! «Феличита»!» Замечательная, совершенная стопроцентная пошлость!

- Кстати, о музыке. В начале 90-х в «Факеле» шла другая пьеса Пиранделло, «Шестеро персонажей в поисках автора», где лейтмотивом была песня «Памяти Карузо» в исполнении Лючано Паваротти. В вашем спектакле эта вещь тоже звучит. Получается своеобразный привет Алексею Серову и компании...

- Надо же, я не знал об этом. У нас «Памяти Карузо» поет цыганский хор одного из ресторанов Днепропетровска. Музыку мы подбирали вместе с балетмейстером Ириной Панфиловой. И хотелось, чтобы звукоряд спектакля был очень разным по жанрам, стилям, хронологии - но чтобы в нем обязательно присутствовала ирония.

- Кроме музыки, в спектакле немало других прямых отсылок к итальянским реалиям: белый грим на лицах, проходка персонажей «колбасой» - это же вылитый Феллини!

- Вы правы, в спектакле присутствуют цитаты из итальянского кино, которое, кстати, я очень люблю. К примеру, Доктор в точности повторяет жест персонажа из «Амаркорда». Эта картина Феллини вообще была для нас неким камертоном в процессе сочинения спектакля. Этакий «кукольный театр с живыми артистами».

- А как на ваш «кукольный театр» реагировали артисты на репетициях? Другими словами - насколько вы довольны результатом вашей совместной работы?

- В том, что в пьесе Пиранделло не люди, а некие знаки, мы убеждались постепенно, в ходе репетиций. Потом на несколько месяцев работа была приостановлена, выпускался другой спектакль. Ничего страшного в этом нет. Хотя, конечно же, любая пауза приводит к потере азарта.

- У кого - режиссера или актеров?

- У всех. Повторно возбудить в себе процесс понимания автора, погрузиться в поэтику спектакля - все это требует дополнительных эмоциональных усилий. Первую неделю на возобновленных репетициях было сложно. Слава богу, справились. Труппа «Красного факела» - очень здоровая. Я имел в виду хорошее творческое самочувствие. «Факельцы» открыты для любого поиска, они готовы работать много и плодотворно. Пожалуй, единственный минус выезда в Новосибирск - это длительная разлука с семьей. Пропустил день рождения сына. 25 октября Женьке стукнуло 13, а премьера была сыграна 27-го.

- Дети режиссеров в курсе того, что ставят родители?

- Есть мои спектакли, на которые он ходит, смотрит с уважением, но скучает, а этот, думаю, сыну пришелся бы по вкусу. Он у меня большой поклонник американского мультсериала «Южный Парк» и прочих сатирических штучек. А мой нынешний спектакль по духу именно такой... Зубоскальный, издевательский.

- Вы сказали, в «Факеле» здоровая труппа - а много ли таких в России? Вы ставили в Барнауле и Омске, Новокузнецке и Петербурге, Самаре и Воронеже...

- В каждом театре есть много хороших артистов. С которыми интересно решать сложные творческие задачи. Это такая особенная «национальность», группа крови - актер. И в любом городе они есть: живые, настоящие и удивительно похожие друг на друга... Если уж делить театры, то на «сытые» и «голодные». В голодных театрах многие артисты - сильно пьющие. Из-за непреходящего ощущения неудачно прожитой жизни. Вот, мол, я взрослый мужчина, но не могу содержать семью за счет профессии. А бросить театр тоже не могу, он же смысл моей жизни - да и не умею ничего другого. И возникает такой парадокс: вроде как для актера, кроме театра, ничего не существует - но при этом он ровно в два часа дня должен идти домой, потому что ему тут слишком мало платят. Но, справедливости ради, надо сказать, если артисту становится по-настоящему интересно, все эти капризы заканчиваются. Но все равно, актеров надо кормить, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми! Так что я - за сытых артистов.

- Даже если они отпрашиваются с репетиций на «халтуру»?

- Бывает, что это очень мешает. Если человек не способен сосредоточиться, погрузиться в репетиционный процесс. Если мозг его занят больше «халтурами», чем спектаклем. Но здесь таких претензий у меня к артистам нет. А если я могу отпустить, то всегда иду навстречу. Ну, надо ведь людям что-то кушать! Актерский приработок - дело для театра скорее полезное. Зачастую «халтуры» помогают актеру раскрыться. Это же все актерский тренинг, если подходить к нему честно и с затратой. Кто-то для этого идет сниматься в сериалы, а в Новосибирске, насколько я знаю, артисты зарабатывают капустниками. И в работе над нашим спектаклем, в котором эта природа «дуракаваляния» была просто необходима, это только помогало! Но не знаю, что было бы, репетируй мы пьесу Чехова...

- А у вас будет возможность это проверить? Есть ли планы на следующую постановку в «Факеле»?

- Это не от меня зависит. Если позовут, приеду с радостью. Так сложилось, что не я выбираю театры, а они меня. После премьеры артисты обычно спрашивают: ты ведь к нам еще приедешь? Забавный вопрос. Они думают, что это зависит только от меня.

- Вы поставили уже около 30 спектаклей. Можете назвать пять самых дорогих режиссерскому сердцу?

- Ровно пять? Давайте начнем считать. Питерские постановки: «Чудаки» в «Русской антрепризе имени Андрея Миронова», «Собачий вальс» и «Вечный муж» в «Приюте комедианта». Два новокузнецких спектакля, «Дуэль» и «Откровенные полароидные снимки». Ну, и, конечно же, краснофакельская «Утиная охота». Получилось шесть названий.

- Насколько это «личный» выбор? Или вы скорее ориентируетесь на мнение критики, на успех?

- Возможно, в некоторой степени, подсознательно... Но хочется верить, что критерий иной. Когда репетируешь, каждый спектакль кажется самым важным в твоей жизни. Но по прошествии времени не так часто случается, что, оглядываясь назад, не испытываешь сожалений. Наоборот, чувствуешь, что все, что задумывалось, отлилось в правильную, для тебя совершенную форму. А зрительский успех - вообще очень сомнительная штука. В этом деле есть такая грустная закономерность: «чем хуже, тем лучше». То есть, чем меньше творческих задач ставится, чем примитивнее театральный язык, тем зачастую восторженнее принимает такое творение «широкая» публика. «Слишком женатый таксист» везде был и будет самым кассовым спектаклем.

- Спектакль в Новосибирске вы выпустили в одном составе. У актеров нет дублеров - краснофакельцы сплошь яркие индивидуальности?

- Я не люблю репетировать с двумя составами. В свою бытность главным режиссером в Новокузнецке, я из человеколюбивых соображений пытался устраивать вторые составы для женской части труппы. Но окончательно убедился в том, что это непродуктивно: как правило, один артист становится лидером, и роль, спектакль сочиняется «под него», вместе с ним, исходя из его неповторимых психофизических особенностей. Второй же состав практически вводится на чужой психологический рисунок - и почти всегда это выходит хуже. Я убежден: дублер не добавляет спектаклю смыслов.

- Кстати, об актерской индивидуальности. Трудно ли было готовить питерский творческий вечер Сергея Юрского?

- Я с ним и не общался. Здесь и говорить-то особенно не о чем. Это было празднование его юбилея в театре «Балтийский дом». Вообще-то, должен вам сказать, режиссура поздравительных вечеров не является моей специализацией и большого удовольствия я от такой работы не испытываю. Я писал сценарий праздничного вечера. Сделал нарезку из его киноролей, чтобы с экрана Юрский отвечал на вопросы ведущих репликами персонажей из фильмов. Снимал какие-то поздравительные интервью его коллег... Техническая работа, хотя он остался доволен.

- Значит, мечтаете стать главным режиссером - насколько это реально в Петербурге?

- Я пытался создать свой театр в Питере. Собрал компанию артистов, мы сделали один спектакль - практически без денег. Я нашел помещение, где его играть. Но потом, как говорится, проклял все. Потому что был вынужден заниматься решением бесконечных административных вопросов. В конце концов понял, что это дело мне не потянуть. Снимаю шляпу перед своим коллегой Митей Егоровым, сумевшим в подобных условиях организовать в Питере новый жизнеспособный творческий коллектив - «Этюд-театр».

- Петр Шерешевский принадлежит еще и миру кино. У вас к нему «серьезные намерения»?

- Я бы с удовольствием занимался кино. Но у меня был очень неудачный первый опыт. Я работал под руководством чудовищного человека - продюсера и кинорежиссера Сергея Снежкина. Он и диктатор, и просто сволочь. Другого слова просто не подберу. Он любит издеваться над людьми, вытирать о них ноги - и таким образом самоутверждаться. Когда я начал работу над своей дебютной картиной, Снежкин сперва измучил меня в подготовительный период, затем начал снимать вместо меня - в расчете на то, что я буду ходить за ним по пятам и восхищаться его гениальностью. Но я сказал, что выхожу из фильма, на что он жутко разозлился. Ведь снять дебютное кино без дебютанта - за такое потом вовек не отчитаешься. Снежкин отомстил. Он запретил картине участвовать в любых кинофестивалях. Не было и премьеры фильма. Он его сознательно похоронил. И только совсем недавно картину выложили в Интернет. Так что для мира кино ни фильма «Прянички», ни режиссера Шерешевского как бы и не начинало существовать...

- Впору было махнуть на кинематограф рукой...

- Повторяю, махнул рукой не я на него, а он на меня... Фильм не прозвучал, никто его не видел. Мир кинематографа - это же тоже очень замкнутый мир, как и театральный. И никакой репутации я в нем не имею. Кроме того, во всей этой ситуации давления и творческой несвободы я пошел на очень много компромиссов. Сначала ухудшил сценарий, потом снимал слишком просто, шаблонно. И это только моя вина, что я на это пошел. Но в результате не возникло магии, поэзии... Бог даст, сниму еще один фильм - и снова по своему сценарию. Все-таки кино - это целиком авторский жанр.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.