Во Владимире у Золотых ворот. Театральный фестиваль «У золотых ворот»

Выпуск №5-115/2009, Фестивали

Во Владимире у Золотых ворот. Театральный фестиваль «У золотых ворот»

С самого начала все складывалось на редкость удачно. Фестиваль «У Золотых ворот», который посвящался 160-летию Владимирского академического областного театра драмы, и юбилей были торжественны, но правдивы. Театру за более чем полутораста лет своей истории было, чем гордиться и что показать. Историческая панорама, фильм (как теперь водится DVD были щедро дарованы гостям) свидетельствовали, что театр, волею истории родившийся в самом сердце российских белокаменных сокровищ, не оказался им чужд, но со временем прижился, стал неотъемлемым культурным достоянием Владимирщины.

Было совершенно естественно, что в дни фестиваля здесь состоялось заседание Ассоциации старейших театров России. С Владимирским театром тесно связана сама история русского театра, великие актерские имена. Корифей Малого театра А.П.Ленский первые шаги сделал именно на Владимирской сцене…

И потому не случайно Малый театр пожаловал во Владимир, чтобы открыть юбилей пьесой-легендой «Бедность не порок», продолжив давнюю традицию неразрывного единства старой императорской сцены с родной для нее провинцией.

А далее в старинный и гостеприимный Владимир, к залитым солнцем его Золотым воротам (в продолжение всего фестиваля ласковое солнце иллюминировало неизреченные красоты старого Владимира) подкатывали длинные змеи трейлеров с театральным скарбом и в час назначенный открывался очередной занавес…

Что говорить! Была, пожалуй, известная отвага в том, что спектаклю Малого театра старая Кострома отсалютовала ни много ни мало – «Гамлетом»… Было в этом что-то такое очень национальное, ну в смысле, знай, мол, наших!

Новый главный Костромского театра по имени Сергей по фамилии Кузьмич (отчество нового главного, сменившего на этом посту Сергея Морозова, отбывшего в В.Новгород не Кузьмич, а Юрьевич) за некоторыми исключениями, давшими повод для справедливой критики, в целом довольно успешно прочитал пьесу, не упустив важную связь, неизбежность и последовательность сцен и эпизодов, что само по себе для сложнейшей пьесы немало.

Шекспир, надо сказать, явился во время фестиваля еще один раз, но уже как театральный персонаж (на мой взгляд, И.Кумицкий в этой роли был театрально находчив и забавен) в спектакле Калужского театра «Частная жизнь королевы» (пьеса Е.Поддубной «А дождь все льет да льет»).

Режиссер В.Якунин весьма профессионально развернул мелодраму в сторону психологической драмы. Любовная история одинокой и жаждущей мужского участия женщины, к тому же королевы, а это ввело ее роман в сложнейшую политическую интригу, держит зрителя в напряжении до самого занавеса. Кто сказал, что психологический театр умер? Жив и здоров! Иное дело, что к нему современная режиссура утратила интерес, разуверилась в его возможностях и следственно сама порядком растренировалась. А меж тем зрителю проклятая психология интересна, в чем постоянно убеждаешься на наших региональных фестивалях.

Добавлю к сказанному, что Е.Поддубная, как совершенно неопытный драматург («Дождь…» ее первая пьеса), заставила героиню, в продолжение всей пьесы не покидая сцены, «держать зал» (так с актерами почтенные авторы не поступают, понимая, что и у актера есть предел физических сил). К чести актрисы Н.Ефременко, великолепно исполнившей роль Елизаветы, она одолела этот марафон и в финале еще довольно крепко держалась на ногах.

Но в целом фестиваль был посвящен русской классике.

Владимирцы, хозяева фестиваля, показали «Свадьбу Кречинского». Режиссер спектакля вышеупомянутый Сергей Морозов определил жанр спектакля как «азартную игру», и маски, танцы и хороводы были здесь очень кстати, то аккомпанируя, то оппонируя движению главного сюжета. В них в основном был задействован симпатичный «подрост» театра – птенцы гнезда Николая Горохова (мне уже приходилось писать про превосходное начало молодых в спектаклях «Мужчины и женщины» и «Евгений Онегин»). По всему видно было стремление режиссера как бы реабилитировать и отчасти даже одухотворить Кречинского, то есть на лицо циничного авантюриста, картежника натянуть благородную маску «последней страсти». Текст Сухово-Кобылина временами отчаянно этому сопротивлялся. Однако импозантный и победительно уверенный в себе красавец-мужчина Николая Горохова умел быть убедительным и властным в любом сценическом положении. Ворковал ли с Лидочкой И.Галдиной, очаровывал ли ее тетку Атуеву Г.Ивановой или дурачил старика Муромского М.Асафова.

Фестиваль в целом как в капле воды отразил нынешнюю театральную ситуацию в целом с явным предпочтением русской классики всему остальному. Что поделаешь, русскую классику любят, русскую классику смотрят. А новой драмы все нет, как нет.

На спектакле «Горе от ума» Белгородского театра, уже отмеченном премиями, на этот раз было непривычно тихо, то есть зрительный зал был полон, но я не слышал привычного шуршания губ, повторяющих за актерами: «Нельзя ли для прогулок…» или: «Не образумлюсь…» А дело было в том, что зал на этот раз наполнили школьники. Грибоедова они еще не «прошли», текст не выучили, но не упустили случай увидеть комедию на сцене. Спектакль, поставленный Борисом Морозовым с предельным вниманием к тексту пьесы, не обманул их ожиданий. Вообще фестиваль верно отразил и еще одну нынешнюю тенденцию – падение интереса к так называемым «острым решениям», глубокой перепашке текста, перепланировке драматургической квартиры… Это не означает, что режиссура послушно и пассивно «перечитывала» текст. Режиссер Владимир Портнов, к примеру, действие комедии «На всякого мудреца…» в Нижегородском театре драмы погрузил в марево эротического разлива, старик-развалина Крутицкий, по пьесе главный консерватор и ретроград, в игровом пространстве Г.Демурова – эталон вечного, неувядаемого волокитства, Глумов (В.Ометов) срывает с Мамаевой – Ю.Мурановой все, что еще можно сорвать, Городулина – С.Блохина влечет любая появившаяся на горизонте юбка. Актеры играют увлеченно, напоминая временами о комедии дель арте, но, конечно, совершенно в русском духе. Акценты пьесы при этом несколько смещаются, но кого же это сегодня беспокоит, если спектакль имеет такой успех, как в Горьковском театре.

Впрочем, иногда удается держаться в пределах, заданных автором, и не утратить внимание зрителя. Режиссер Александр Попов и в «Женитьбе Белугина» ( в Тульском театре«Медовый месяц Белугина») остается верен себе, как всегда пытливо вглядываясь в реальную ситуацию, которая прячется за словами… Он мастер разглядывания и разгадывания пьес и всегда испытывает неподдельный интерес к их сути. В «Белугине», пьесе, как известно, не из первого ряда классика, он находит нечто созвучное нынешнему времени, с которым многие наши режиссеры никак не найдут общий язык. Фестиваль вообще дал богатую пищу для размышлений. Если к этому добавить, что в ходе фестиваля возникла мысль о создании своего, не похожего на другие «Фестиваля фестивалей», чтобы каждый год во Владимир съезжались победители только что завершившихся театральных фестивалей, станет ясно, что нынешний юбилейный фестиваль во Владимире стал поистине судьбоносным.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.