Петр Тултаев: Власть должна идти к людям и говорить с ними "глаза в глаза"

Выпуск №6-156/2013, Лица

Петр Тултаев: Власть должна идти к людям и говорить с ними "глаза в глаза"

Герой этой публикации - один из самых харизматических лидеров Республики Мордовия. До лета прошлого года он одиннадцать с лишним был министром культуры республики, два последних года сочетая эту работу с должностью заместителя председателя Правительства. Каждый, кто хоть немного знаком с культурной жизнью республики знает, что Петр Николаевич Тултаев - один из тех людей, благодаря которому город Саранск украшают удивительно красивые здания театров, концертных залов и музеев. Кроме того, он - один из вдохновителей и организаторов многих творческих фестивалей в республике, среди которых известный во всем мире театральный фестиваль «Соотечественники», который ежегодно собирает русскоязычные театры со всех уголков земли. В 2012 году по инициативе и при непосредственном участии П.Н. Тултаева был учрежден еще один театральный фестиваль - «Штатол», а столица Мордовии стала центром проведения известного в финно-угорском мире фестиваля «Майатул».

Известно, что пахарей в любом деле всегда бросают на самые трудные участки работы. Так произошло и с П.Н. Тултаевым: в мае прошлого года его оторвали от любимого (по его словам, почти семейного) дела и направили на один из самых проблемных участков в хозяйстве республики - утвердили на должность главы администрации городского округа Саранск. От жителей Мордовии приходилось слышать разные мнения по этому поводу: одни горячо приветствовали это назначение, другие скептически пожимали плечами, мол, что может сделать «культурник» на поприще городского хозяйства. Самому Тултаеву сейчас не до таких досужих разговоров: он просто делает свое дело.

Несмотря на загруженность, Петр Николаевич нашел время для интервью.



- Петр Николаевич, вы больше десяти лет были вицепремьером правительства Республики Мордовия и одновременно возглавляли Министерство культуры. Сейчас вы мэр Саранска. Прибавилось ли работы в новой должности?

- Да, пожалуй, прибавилось. Ведь городское хозяйство - очень большой, многопрофильный, сложный механизм. По сути дела Саранск - это минирегион. В каждой из региональных столиц, как правило, сосредоточен основной объем производственного потенциала республик. Так и у нас. Поэтому проблем здесь много, например, в жилищно-коммунальном хозяйстве. Эту сферу надо не просто понять, но и вникнуть в ее суть для того, чтобы организовать работу и влиять на процессы. Но не могу сказать, что на прежней работе проблем было меньше. Просто там было лишь одно направление - культура, которую за годы работы удалось достаточно хорошо изучить, вжиться в нее. И с этой точки зрения мне было психологически комфортно. Поэтому я до сих пор считаю эту сферу своей, почти семейной.

- В каком смысле - семейной?

- Я старался относиться к своему делу не как к службе, а как к чему-то очень близкому и родному. Поэтому не часто позволял себе выходные и отпуска. Работал в культуре больше двадцати лет. Начал с азов - с районного отдела культуры, потом работал на городском уровне и на республиканском. Думаю, накопил какой-то опыт работы, знание психологии людей. Старался дать возможность каждому человеку реализовать себя на том или ином участке. Считал, что у него должно быть не просто чувство ответственности за свое дело, но и удовлетворение от сделанного. В сфере культуры была замечательная команда, хотя творческие люди далеко не простые. Приходилось для каждого искать соответствующую почву, удобрять ее, поливать. И вдруг смотришь: человек раскрывается, у него начинают гореть глаза! И так при общих усилиях достигается желаемый результат.

- Порой приходится слышать, что культура в некоторых регионах находится «в загоне» и в смысле ее финансирования, и с точки зрения внимания к ней руководителей.

- Могу с гордостью сказать, что нам удалось превратить культуру в очень заметную сферу жизни республики. В частности, повысился ее материальный уровень, например, за пять лет мы построили два театра: Национальный драматический и Театр оперы и балета, провели реконструкцию Дворца культуры. Сейчас заканчиваем строительство музейно-архивного краеведческого комплекса, мечтаем построить органный зал филармонии.

Главное, что мы стараемся создать психологически комфортные условия для людей: и тех, что работают в этих учреждениях культуры, и тех, которые приходят туда послушать музыку и посмотреть выставки или спектакли. Важно, чтобы человек чувствовал, что уровень этого учреждения вполне современный. Причем, современный во всем: от архитектуры и интерьера здания, гардеробной, сцены - до художественного уровня концертов или спектаклей. И это обязывает тех, кто работает в этой сфере, держать марку, радовать, удивлять зрителей. Может быть, мы ставим перед собой амбициозные задачи, но считаю, что мы должны соответствовать лучшим российским и европейским образцам. Мы не гнушаемся приглашать к нам известных мастеров из столиц и из-за рубежа, и, благодаря этому, прививаем интерес людей к культуре. Поэтому сейчас у нас в республике становится престижным ходить в театр, на концерты или на выставки. И еще важно, что этим стала интересоваться молодежь. Помню, что раньше залы иногда были полупустыми и от этого... холодными. Сейчас не так. Кроме того, как нынешний градоначальник, утверждаю, что уровень культуры влияет и на сам город, на его «фон», на его образовательный, интеллектуальный уровень. Если бы в Саранске не было театров, концертных и выставочных залов, то вряд ли бы мы получили звание самого благоустроенного города России.



- Да, Саранск, действительно, город-красавец. Как мне показалось, это сказывается и на людях: они спокойны, не суетны, доброжелательны. Но все же не многовато ли учреждений культуры на город с населением 300 тысяч человек?

- Этот вопрос не раз возникал, когда я обращался с новыми проектами к руководству республики. Иногда спрашивали: «Зачем?» Но я убежден, что учреждений культуры в нашем городе не только «не многовато», но даже мало! Если рассматривать наши театры, залы, музеи не просто как здания, которые требуют затрат на их содержание, а с точки зрения их влияния на людей и этого города, и других городов республики, то их еще явно недостаточно. Вот, скажем, на фестиваль «Соотечественники», куда съезжаются русскоязычные театры со всего мира, нам раньше приходилось буквально «загонять» людей. А сейчас мы даже не рекламируем его, потому что знаем: люди пойдут в театр, и среди них будет много молодежи. А ведь человек, который вышел из театра после хорошего спектакля, это уже совсем другой человек. Он уже не будет хамить, оскорблять, грабить ближнего. Да и управленец, который ходит в театр, значительно отличается по своему интеллектуальному уровню от того, кто этого не делает. Он видит мир иными глазами, у него другое мышление и понимание проблем. Я в этом убеждался не раз. Но как раз этого нам пока и не хватает. Поэтому экономить на культуре нельзя, ведь в конечном итоге это государственные интересы страны! А сейчас, как градоначальник, я мечтаю, чтобы в театры и на концерты ходили люди, работающие в коммунальной сфере. Пока еще они, правда, относятся к этому, как к чему-то несерьезному. На самом деле: на первый взгляд, нужен ли театр дворнику, у которого масса других забот, да и зарплата небольшая?

- Как вы собираетесь привлечь работников коммунальных служб к сфере культуры?

- Пока не готов говорить о механизме их привлечения, но задачу такую перед собой ставлю. Они должны открыть для себя другой мир! Начнем мы с малого. Пусть сначала сходят на фестиваль народного творчества (мы воспользуемся для этого каким-нибудь профессиональным праздником) . Пусть посидят в прекрасном зале, увидят других людей, послушают хорошую музыку. А потом, может быть, закажем для них целевой спектакль, в котором поднимаются темы коммунального хозяйства!

- Известно, что когда вы были вицепремьером и министром культуры республики, к вам мог прийти любой человек и в порядке живой очереди зайти в ваш кабинет. Как дело обстоит на новом месте?

- Да, это было так. Хотя некоторые коллеги мне говорили, что надо бы ограничить число посетителей. Но ведь человек идет к тебе с надеждой, что ты его выслушаешь и постараешься помочь. Ведь ему важны, прежде всего, его проблемы. Республика, город могут процветать, но, если он живет плохо, ему наплевать на это процветание. Поэтому у меня не было определенных приемных дней и часов, дверь никогда не закрывалась: люди шли и шли, и я считал, что принять их - моя обязанность. Но не писал по этому поводу отчеты, за что меня иногда ругали. Что касается теперешней работы, то здесь есть своя специфика. И, несмотря на то, что у меня здесь есть один приемный день в месяц, «народная тропа» уже проложена и сюда. Особенно частые гости - мои прежние коллеги по сфере культуры. Люди ловят меня и в восемь утра в начале рабочего дня и вечером после работы. Я ведь хожу пешком безо всякой охраны.

- Как вы думаете, нужна ли и в сфере культуры такая же «управляемость», как в ЖКХ? То есть, следует ли контролировать художественный и интеллектуальный уровень спектаклей, концертов и т. д.?

- Этот вопрос возникает довольно часто, особенно в последнее время. Иногда предлагают ввести жесткую цензуру. Я считаю, что создавать какие-то особые комиссии не следует. Руководители театров: директора, режиссеры, да и актеры, - должны понимать, что можно выносить на сцену, а что нельзя. Люди разные, у каждого свой вкус, но все же главное, чего нельзя допустить, - это пошлости и святотатства! Кто-то мне возражал, мол, посмотрите, что показывают по телевизору! Но мы не должны уподобляться тем образцам пошлости и убожества, что иногда несутся с телеэкранов. Мы - сфера, прежде всего, духовная и нравственная! Если это помнить, то не надо будет ничего запрещать. Иногда кто-то из должностных лиц жалуется, что его задели в каком-то спектакле. Но в этом случае мы ничем помочь не можем: если ты себя сам узнал, задумайся о том, что делаешь. И в этом обличении недостатков - тоже предназначение театра! Вот, например, у известного мордовского драматурга Валентины Мишаниной есть пьеса о проблемах нашего села, где критикуются разные начальники. Многие высказывали мне по этому поводу возмущение: «Как можно!?» Я на эти замечания не реагировал. Пусть люди смотрят! Мы должны доверять зрителю, но при этом идти у него на поводу тоже нельзя. Театр должен быть несколько выше, его предназначение - учить людей. Но мы никогда не стучали кулаком по столу, запрещая какие-то спектакли. Если возникали вопросы, то просто собирались с коллективами, дискутировали, пытались понять друг друга и, в конце концов, находили общий язык.

- Неужели за одиннадцать лет работы ни разу ничего не запретили?

- Ни разу! Мы договаривались с авторами, что в их произведениях должны быть соблюдены основные нравственные постулаты - не убий, не укради и т. д. А дальше давали им возможность творить.

- Будучи в Саранске на фестивале «Шумбрат, Майатул» в октябре 2012 года, я почувствовал стремление представителей финно-угорских народов к сохранению своей национальной идентичности, в том числе, пропаганде языка и традиций. Как вы думаете, могут ли руководящие органы республики стимулировать этот процесс?

- Не только могут, но и обязаны. Наша страна - особенная, в ней очень много национальностей и народов. С одной стороны, это богатство, с другой, - проблемы. Каждый народ заинтересован в том, чтобы его язык, культура, традиции жили. Но при этом важно, чтобы стремление к национальной самоидентификации не входило в противоречие с интересами и традициями других народов, необходимо с уважением относиться к традициям каждого народа. И мне кажется, что культура и искусство в этом смысле наделены особой миссией, поскольку возможностей здесь гораздо больше, чем в любой другой сфере жизни.

Культура в состоянии решить национальные проблемы гораздо с большим успехом, чем политика. Потому что людям разных национальностей интересно познавать историю, традиции и обряды других народов и, тем более, когда эти народы родственны друг другу по языку (как в случае с фестивалем финно-угорских народов). Если стимулировать эти процессы, тогда не будут возникать проблемы националистического толка. Кстати, поддерживать необходимо не только культуру национальных меньшинств, но и русскую культуру. А это в республиках России происходит далеко не всегда. Это не может не тревожить. Я - мордвин, но село, где я родился и вырос, было наполовину русским. Поэтому мы с детства впитывали русскую культуру. Считаю, что традиции, музыка и литература русского народа обогатили и мордовскую культуру. Впрочем, здесь есть и обратная связь: мордовская культура обогатила русскую. Мы здесь в Мордовии стремимся к тому, чтобы русская культура не чувствовала себя обделенной.



- Подтверждение вашим словам - уникальный фестиваль «Соотечественники», который проходит ежегодно в Русском драматическом театре. Вообще, в Саранске немало разного рода фестивалей. Среди них, например, «Штатол», недавно учрежденный при вашем непосредственном участии. Вы считаете фестивали одним из способов реализации той цели, о которой сказали выше?

- Безусловно! Я в этом глубоко уверен. И мы ставили задачу всем учреждениям культуры - будь то театр, музей, филармония - необходимо иметь свой фестиваль! Фестивальное движение имеет особую силу и влияние на процессы взаимообогащения разных культур. Но честно скажу, что когда мы задумывали фестиваль «Соотечественники», то поначалу сомневались. У нас ведь такого никогда не было, и мы не были уверены, что люди будут ходить в театр 7 - 10 дней подряд. Проблема со зрителями, особенно с молодыми, тогда стояла очень остро. Но прошли годы, и мы видим, что народ в театр идет, несмотря на то, что, как я уже говорил, мы не тратим особых денег на рекламу. А это важно, потому что нам приходится считать каждую копеечку! Хотя все же расходы есть и довольно приличные. Но считаю, что мы должны на это идти. Потому что фестивальное движение оказывает огромное влияние на город, я это вижу своими глазами! И, кроме того, в сердцах людей появляется гордость за свою республику, за свой город: ведь это происходит У НАС! И этот эмоциональный подъем становится частью национальной идеи. Кроме того, поскольку на «Соотечественников» собираются русскоязычные театры из всего бывшего СССР и даже из других стран, то это вызывает дополнительный интерес зрителей: как там живут наши соотечественники, о чем думают и тревожатся? И наши народы становятся еще более близкими друг другу. А это уже - часть государственной политики. И фестиваль театров финно-угорских народов «Майатул» тоже оказывает свое влияние на людей. И ведь в зале на этом фестивале не только и не столько мордва. Раньше ведь люди не особенно интересовались национальным театром, считали его чем-то второстепенным. А теперь, видя, что на фестиваль съезжается вся страна, стремятся туда попасть.

- Петр Николаевич, несколько личных вопросов. Вы на меня всегда производили впечатление мягкого, интеллигентного, толерантного человека. Не меняется ли ваш характер на новой работе, где приходится сталкиваться с «прозой жизни»: ЖКХ, транспортом, благоустройством города?

- Что касается толерантности, особенно в смысле отношения к разным национальностям и народам, вы правы. Да и как мне не быть толерантным, если у меня, например, жена башкирка, и мы дома говорим на русском языке. И, когда я приезжаю с ней на ее родину, мы обязательно идем в национальный театр. Мне всегда интересна культура разных народов. Но я - мордвин и считаю, что каждый человек должен уважать свои корни, знать свой язык. Но он не должен кичиться этим. Всегда говорю: нельзя давать ордена и медали только за то, что ты мордвин, татарин или русский. Иногда советую мордовским художественным коллективам: вы должны быть на голову выше своих русских коллег, чтобы на вас не показывали пальцем.

Для меня всегда были важны в человеке не национальность, а талант, профессионализм и порядочность. Могу человеку простить неопытность, но отсутствие совести - никогда! А что касается моей мягкости, это обманчивое впечатление. Во имя дела я могу быть жестким, и мои подчиненные, которые со мной работали прежде и теперь, знают это хорошо. Кстати, для того, чтобы достичь чего-то в сфере культуры, одной мягкости недостаточно. Мой характер, достаточно сложный, не изменился и на новой работе. Люди прощают тебе твою жесткость, если видят, что ты справедлив. Поначалу к моей новой должности относились скептически: виданное ли дело, чтобы человек из культуры приходил на городское хозяйство?! Знакомые говорили: «Ты сумасшедший!» Но руководство республики, зная мой характер, все же направило меня сюда. Кстати, надо сказать, что истинный характер человека проявляется не в воздействии на подчиненных, а во взаимоотношениях с начальством. Надо уметь доказать свою точку зрения, хотя это порой бывает небезопасно. Но если речь идет о важном с моей точки зрения деле, тогда я бываю упрям. А практика показывает, что в нашем деле, особенно в городском хозяйстве, ты ничего не достигнешь, если не пойдешь напролом.



- Мне посчастливилось быть на нескольких театральных фестивалях в вашем городе, и почти на каждом спектакле я видел в зрительном зале вас. На последнем фестивале вы появлялись не часто. Это вас печалит?

- Печалит, конечно. Но, надеюсь, что я все же восстановлю статус-кво. Потому что это, прежде всего, мне интересно. Да к тому же, находясь на прежней работе, я должен был все видеть своими глазами. На фестивальных спектаклях я, с одной стороны, наслаждался, а с другой, - впитывал и прикидывал, что можно будет использовать в наших театрах. И всем говорил: смотрите и учитесь, это своего рода мастер-класс. Ведь у нас не всегда есть возможность посылать в командировки творческих людей, а тут они могут чему-то научиться. И, кстати, настоящие актеры и даже мэтры, идут в театры и внимательно смотрят.


- Вся республика и те, кто уже успел полюбить ее культуру, знают, что вы великолепно играете на гармошке. Удается ли сейчас в часы досуга порадовать близких и друзей?

- Гармошка - это моя слабость. Она со мной с детства. Я в юности ходил по свадьбам, слушал ее, сам играл. Да и сейчас играю в разных компаниях. У меня гармоней несколько штук, можно сказать, целая коллекция. Признаюсь, что у меня нет личной машины, я достаточно спокойно к этому отношусь. Но если вижу где-то в музыкальном магазине на прилавке стоит гармонь, то у меня загораются глаза, и я готов отдать за нее последнюю копейку. Иногда жена даже ворчит на меня за это: куда их столько?! Но это ведь не просто увлечение, гармонь помогает мне отвлечься от суеты и заряжает положительной энергией. Гармонь - как живое существо, она очень чувствует человека. В первые дни на новой работе я чувствовал себя не очень хорошо. Брал в руки гармонь, и ей передавались мои эмоции. И даже звуки были не те, что обычно...Сейчас, когда беру ее, слышу, что звук хороший, значит, она чувствует, что у меня все утрясается. Часик-другой поиграешь, смотришь: полегчало!

Люди любят гармошку. Как-то раз мы проводили фестиваль «Играй, гармонь!», и залы были забиты до отказа. Кстати, многие чиновники тоже играют на разных музыкальных инструментах, но стесняются в этом признаться. Проблема чиновников в том, что они боятся быть естественными. Но ведь все мы люди, все мы человеки! Сегодня ты здесь, а завтра там... Важнее всего, чтобы люди, завидев тебя на улице, не переходили на другую сторону, а здоровались с тобой.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.