Анастасия Колпикова. Диалектика женственности (Москва)

Выпуск №6-156/2013, Лица

Анастасия Колпикова. Диалектика женственности (Москва)

Заслуженная артистка РФ Анастасия Колпикова вот уже двадцать лет на сцене Театра на Таганке играет «инфернальниц» и «очаровательниц». Ей чрезвычайно удаются образы героинь, способных свести с ума. В жизни же - любящая мама и жена, милая и остроумная женщина кажется полным антиподом своих сценических созданий. Разве что незаурядная целеустремленность выдает в актрисе родство с некоторыми из ее ярких сценических творений.

Анастасия - в классическом понимании слова русская актриса. В силу своего гражданственного пафоса и способности проживать роль неистово. То, как отчаянно, приступом брала она бастион театральной профессии, не один год поступая учиться на актрису, и даже ночевала в палатке под дверьми приемной комиссии - свидетельство дерзкой смелости, настойчивости, доказанное Колпиковой право носить гордое имя актрисы русского театра. Однако, в контрастной, яркой красоте актрисы как будто чудится что-то экзотическое. Именно такими - с душой славянки, но, вместе с тем, «язычницами», представлял своих «инфернальниц» Ф. Достоевский. Внутренняя созвучность А. Колпиковой темпераменту героинь этого автора была сразу угадана Ю. Любимовым. Едва придя в театр, молодая актриса была назначена на роль Сони Мармеладовой дополнительным составом к премьерной исполнительнице Л.Селютиной. В экспрессионистической, de prófundis, трактовке Достоевского Любимовым Соня была единственной, источающей свет. Блудница с чистой душой ребенка, в собственном величии духа и твердой вере оправдывающая даже своих угнетателей, Соня-Колпикова была антиподом отступившего от бога и потерявшего опору Раскольникова. В сценической версии романа «Подросток» Анастасия воплотила образ манящей и интригующей своей тайной Катерины Ахмаковой. Все это были эскизы к полноценному раскрытию актрисы в образе Грушеньки в «Братьях Карамазовых». Вот уж где Колпикова по-актерски натешилась, играя на женских парадоксах: коварстве и обаянии, кокетстве и верности каторжанину до самой гробовой доски! Все смешалось в ее Груше: и безжалостная бабья издевка над неудачливой соперницей; и благоговение перед Алешиной чистотой; и окаянное бесстыдство; и тоска, надрыв по любимому Мите, прорывающиеся публично, в зале суда - воем, воплем, от которого мурашки по спине...

Развитием той же темы женщины, чья исключительность несет роковой, разрушительный импульс в жизнь мужчин, стала для Колпиковой герцогиня Глостер из спектакля «Хроники». Впрочем, еще раньше Анастасия «отрепетировала» шекспировскую герцогиню в пушкинской княжне Марине Мнишек: закутанной в меха, с хищным, «рысьим» взглядом красавицы - совершенной, но холодной, словно статуя. На сегодня из сыгранных Анастасией Колпиковой ролей Леди Глостер - наиболее вахтанговский по духу образ. Актриса не скрывает, что образ родился от внешней формы. Характер Элеоноры она почувствовала, придумав себе грим: высокая, стянутая прическа, суженное бледное лицо, будто маска, а на нем - «прорези» глаз и брови-молнии вразлет. Окончательно образ «зазвучал», обрел ритм, благодаря пластике в постановке А. Меланьина. В металлических клетках сценографии змеился роковой шлейф Элеоноры - то шла стремительная и неотвратимая герцогиня Глостер, некоронованная королева. Только тяжелые складки кринолина мешали несомненной амазонке оседлать коня власти. Читающийся мужской силуэт Леди Глостер (платье моделировало слишком широкие плечи и узкую талию) и серебряная перчатка латника подчеркивали властность женщины, ищущей положения мужчины на троне. Подтягиваясь, карабкаясь, взмывая к искомой вершине, Леди Глостер заживо сгорала на костре своего тщеславия.

Анастасии везет на роли-судьбы. Ее сценическая тема: женщина-триумфатор. А.Колпикова играет сильных, харизматичных и независимых светских львиц; неистово любящих, не останавливающихся ни перед чем женщин и, наконец, особ королевской крови. При том, что сама она считает себя актрисой театральной, кино также востребовало в Колпиковой эту тему. Шальными, дерзкими, яркими и несгибаемыми были ее «крестьянская Кармен» Степанида в фильме В. Панина «Покаянная любовь» по повести Л. Толстого «Дьявол» (2003) и волелюбивая Айседора Дункан в биографическом фильме С. Рябикова «Золотая голова на плахе» (2004).

В театре Анастасии довелось даже сыграть не конкретных, а идеальных и нарицательных героинь: символизирующих гармонию земной и небесной красоты прекрасную Елену («Фауст») и Аспазию («Сократ. Оракул»)..

Природой Анастасии отпущено богатство темперамента. Однако трагические обертона в ее подвижной творческой натуре уживчиво соседствуют с лукавой искрометностью, комедийным куражом, а подчас даже по-вахтанговски острой характерностью. Такова вседержительница театрального закулисья Торопецкая («Театральный роман») - с характерным гайморитным прононсом, зато вооруженная очками, телефонным аппаратом и пишущей машинкой. Последняя для нее - что для снайпера - пулемет! А вот образ Елены в том же спектакле причудливо двоится: Елена Турбина и Елена Сергеевна Булгакова. Удивительно попадание А. Колпиковой в типаж эпохи! С изящной прической, взглядом с поволокой, в платье «а ля Книппер» Анастасия красива подлинной, стильной красотой первых актрис МХТ: Коонен, Кореневой, Еланской... В спектакле «Добрый человек из Сезуана» А. Колпикова играет сладострастную и расчетливую домовладелицу Ми Тци. Благодаря шарму действующей героини, второстепенный образ обрел интригующую окраску. Ми Тци - А. Колпикова не буффонный негативный персонаж, а интеллектуальная мерзавка, для которой интрига - такое же естественное удовольствие, как манерная затяжка из тонкого мундштука. Столь характерная для актрисы тема победительной женственности нашла комедийную транскрипцию в образе Эльмиры. «Тартюф» на Таганке - своего рода гимн комедиантов, посвященный Его Величеству Театру, пережившему все власти и гонения. Потому-то Анастасия позволяет себе откровенно дурачиться от лица своей Эльмиры-комедиантки. То выставит ее пустоголовой декоративной деталью дома Оргона, а то вдруг лукаво глянет с фирменным прищуром из-под стрел ресниц, - и станет ясно: знающая себе цену красавица притворяется дурочкой, чтобы побольнее проучить невнимательного мужа.

В одной из последних премьер Таганки - «На всякого мудреца довольно простоты» Анастасия сыграла Мамаеву. В постановке В.Мирзоева развитие традиционной для актрисы темы - светской львицы, управляющей своим недалеким мужем, оснастилось «жестокой» циркизацией и контактной импровизацией, посредством которых решены все отношения героев. Гладкая прическа, подчеркнуто удлиненный разрез глаз и сценический костюм Мамаевой (художник А.Коженкова) подчеркивают в героине восточную сладострастность и, местами, жестокость - в ее домашнем платье легко прочитываются контуры кимоно.

Однако, наравне с образами, созданными в «монументальной технике», А. Колпикова - в традициях Таганки! - умеет вкраплять свою тему, тембр и человеческую масштабность в полифонию поэтического театра Ю. Любимова. В прологе к спектаклю «Медея» из медитативного шума волн рождается и наливается терпкой густотой, будто вино, истинно поэтический в своей монотонности голос Анастасии, голос, вводящий в атмосферу эпической трагедии на берегу вечного моря. В «Евгении Онегине» актриса, как и большинство занятых в спектакле актеров, не играет роль, а озвучивает роман. Кокетливый цилиндр английской наездницы чрезвычайно идет к ее удлиненному лицу с чуть восточным разрезом глаз. Образ довершен печатью чисто английского сплина, томной тягучестью речи. Один из самых пронзительных спектаклей в жизни А. Колпиковой - поэтический реквием «Владимир Высоцкий». Здесь актеры - проводники, медиумы, позволяющие сегодня снова слышать голос поэзии Высоцкого. В образе Марины Влади для Колпиковой важен эффект символа-вспышки. Колеблемые от ветра, горящие в контражуре светлые волосы героини позволяют моментально считать образ: «Колдунья», Муза Поэта, его Любовь... Королева Гертруда - тоже своего рода символ, камертон неспокойной совести, предчувствия расплаты за предательство Поэта. И все же в спектакле Анастасия в основном играет «от себя». И потому так интимно, взволнованно звучит в ее исполнении «Белый вальс». Деление ролей актрисы на поэтические и прозаические - формальность. Разве не высокая поэзия «молитва» Маргариты: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город...»?

Булгаковская героиня, как ни одна другая роль, позволяет Анастасии выразить присущую актрисе диалектику славянской души и язычества, таящегося в каждой красивой и способной на дерзкий поступок женщине. Ее трактовка парадоксально соединяет присущие Анастасии обертона героини с ее же фирменной ироничностью. Она подчеркнула характеристику Маргариты в романе: «что нужно было этой косящей на один глаз ведьме?». Потому-то королевские красота и достоинство ее Маргариты оттеняются чернотой и магнетизмом пробудившейся в ней «ведьмы». Азарт Маргариты, летящей на маятнике в зал - вовсе не безобидный романтический порыв. «Полет!», - гудит низкий, заставляющий холодеть голос актрисы, а ее иссиня черные локоны беснуются вокруг лица в такт раскачиваемому летуньей маятнику. Эта самая «ведьма» поселилась в Анастасии давно. Когда-то, абитуриенткой Щукинского училища, она читала комиссии «Чертовы качели» Сологуба, к удивлению мастеров лихо завертев на сцене воронку воображаемого шабаша. Но только сыграв Маргариту сотню раз, А. Колпикова обрела свою истинную героиню, способную любой ценой отвоевать отобранную судьбой любовь и восстановить попранную справедливость. Ее пылкая, решительная, с музыкой строк любимого романа на губах Маргарита вышла неопаленной даже из «пятого измерения» Воланда. Ее Любовь к Мастеру оказалась талисманом на счастье, посильней подаренной Воландом подковки.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.