Праздник, который всегда с тобой / Театр "Ромэн"

Выпуск №6-156/2013, Портрет театра

Праздник, который всегда с тобой / Театр "Ромэн"

Цыгане в обыденном сознании всегда ассоциировались с праздником. Русская литература часто «отправляла» гусар, купцов и аристократов в разгар безудержного веселья именно к ним.

Залихватский призыв «к цыганам!» по сей день звучит с экранов телевизоров и со страниц произведений классиков (разумеется, для тех, кто их еще читает). Так что стоит за стереотипом восприятия этого призыва? Согласно одному из определений, «системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции». В рамках же традиций массового сознания цыганское творчество воспринимается довольно однозначно: безудержное веселье, гитарные переливы, упоительное многоголосье... Но так ли все просто?

Самый естественный способ сломать собственные стереотипы - посмотреть спектакль цыганского Театра «Ромэн». Многое станет понятней, ближе и... выше. Заглянув на театральный сайт, мы обнаружим емкую и точную фразу: «Их (зрителей - авт.) привлекает яркость, музыкальность, национальный колорит и особая энергетика этого удивительного живого организма - театра «Ромэн». Ключевое слово здесь - организм. Труппа действительно работает как единое целое, создавая атмосферу, благодаря которой театральное действо - от начала и до конца - воспринимается на одном дыхании, невзирая на наличие или отсутствие антракта. Признаемся, этим может гордиться далеко не каждый театр.

«Ромэн» удивляет способностью актеров «выворачивать наизнанку» собственную душу, вырывая зрителя из бренности бытия, заставляя почувствовать поэтику вечного, непреходящего.

Кто-то сошлется на необузданный цыганский темперамент. Нет, речь не об этом. Актерам «Ромэна», воспитанным в рамках академичности, временами приходится усмирять свой темперамент, дабы усилить драматургию, не ломая при этом комедию и не опускаясь до фарса. Мастерство не имеет национальности. Профессионализм, он, простите за банальность, и в Африке профессионализм. И здесь речь идет не о свином хрящике как символе разницы вкусов, точнее - вкусовщины, а о том, что «кесарю - кесарево, а богу - богово».

Не секрет, что одна из составляющих мастерства артиста заключается в том, чтобы не дать зрителю увидеть огромную работу, предшествующую подготовке спектакля, а главное - не позволить ему почувствовать душевные и физические усилия, сопутствующие вживанию в роль. Настоящий артист должен быть гармоничен в любом своем проявлении, если он вышел на театральные подмостки.

Театр «Ромэн» предстает воплощением праздника, но отнюдь не песни и пляски, а духа. Здесь танец и вокал являются инструментами драматургии, не вступая в диссонанс с общей канвой театрального действия, а тонко и гармонично дополняя и усиливая эмоциональный фон происходящего на сцене.

Музыкально-романтическая фантазия «Колдовская любовь» создана по пьесе Гарсиа Лорки «Кровавая свадьба», которая не может претендовать на оригинальность фабулы и неожиданные сюжетные изыски. Но потрясающая игра бережно переносит неповторимый авторский романтизм в зрительный зал, вплоть до сохранения национального колорита - пасодобль, испанские мотивы... емкая и лаконичная сценография, живой профессионализм актеров и режиссера затрагивают самые глубинные и тонкие струны души. Драматургия танца и песни помогает создать атмосферу чувственного сопереживания.

Притча «Цыганский рай» оправдывает свою жанровую ориентацию в полной мере. На первый взгляд, спектакль о войне. В некотором смысле, так и есть. Но не стоит делать преждевременный акцент на исторической достоверности. Притча рассказывает о вечной войне добра со злом, как в масштабах вселенной, так и в отдельно взятом человеке.

Удивляет, в самом высоком смысле, все: потрясающая сценография, блестящая режиссура, превосходная игра актеров. Труппа ведет зрителя через горнило любви и веры, предательства и отчаяния. Табор предстает перед нами символической моделью всего человечества. Динамика движения, усталость от преодоления нелегкого пути воплощается в пластических приемах. Безупречное решение эротических сцен дышит гармонией и чистотой. Ни грана пошлости или фальши! В пластике же «звучит» и трагическая сцена изнасилования, вызывая чувство острой душевной боли, но не грязи, душевной или физической.

К концу спектакля атмосфера доходит до высшей точки накала. Финал актеры играют без слов. Но как играют! На сцене работает все: глаза, декорации, потертый пиджак вожака - знак преемственности поколений, белый шарф как символ бессмертия души... Зрительный зал замирает. Кажется, малейший жест способен привести в движение застывшую машину времени. Сцена выливается в плач ребенка, символизирующий торжество жизни над смертью и отчаяньем, возвещающий о продолжении человеческого рода.

В музыкальной драме «Таборные игры» вожаку не дает покоя популярность талантливого цыганского поэта Мануша. Коварная жена вожака настраивает мужа против неугодных ей цыган. Поверив в предсказание, вожак уверен, он умрет в день, когда погибнет поэт. Но даже это не спасает Мануша. Поддавшись наговорам жестокосердой супруги, вожак изгоняет из табора не только поэта, но и собственную внучку, прекрасно понимая при этом, что жизнь вне табора для нее равносильна смерти. Интрига спектакля в соперничестве, коварстве и любви. На сцене бушуют неистовые страсти.

В основу спектакля «Грушенька»легли страницы повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Князь в трактире, где выступал цыганский хор, встречает жемчужину хора - Грушеньку. Он выкупает у вожака красавицу-цыганку, которая, ублажая его романсами, проникается искренней страстной любовью к своему покровителю. Однако вскоре князь начинает скучать в ее объятьях. Чтобы поправить финансовое положение, он женится, избавляясь от вчерашней возлюбленной. Оторванная от табора, брошенная Грушенька погибает, не в силах смириться с предательством.

На днях состоялся двухтысячный показ спектакля «Мы - цыгане». Это музыкально-хореографическое зрелище - визитная карточка театра. Художественный экскурс в историю этнических групп цыган: Франция, Испания, Россия. На сцене «оживают» страницы мировой классики, посвященные цыганской теме: Эсмеральда, Кармен, Грушенька. Точные приемы стилизации воссоздают национальный творческий колорит ассимилировавшихся этнических групп. Феерическое шоу вовлекает зрителя в темпераментные ритмы цыганского искусства. Венчает действие изумительное звучание русских романсов - цыгане не поют под фонограмму. Выход маэстро Николая Сличенко взрывает зал аплодисментами, в которых все - любовь к музыке, к песне, к самой жизни... и невероятная ностальгия по временам, когда соотношение количества и качества звезд отечественной эстрады было много пропорциональней и гармоничней.

Отличительная черта театра «Ромэн» - на сцене нет массовки. Формально она, конечно, есть, но вернемся к определению театра как удивительного живого организма. Это как танец. Когда один исполняет соло, остальные артисты продолжают работать, усиливая эмоциональный фон действия. За одним тут же пойдет следующий, которому тоже понадобится поддержка коллег. И в этом круговороте отточенных движений, ярких выходов на авансцену и высокопрофессиональных уходов на задний план - суть артистического кредо живого организма под названием «Ромэн».

Массовка «держит» зрительный зал, непрерывно работая в полную силу. Даже замирая и умолкая, она воссоздает атмосферу, дополняя игру главных героев. Труппа, выходя на сцену, превращается в монолит, где каждый чувствует зрителя и друг друга даже на расстоянии.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.