Оперный праздник на берегу Адриатики

Выпуск №6-156/2013, Мир музыки

Оперный праздник на берегу Адриатики

Каждый год в августе в итальянском курортном городке Пезаро проходит один из лучших мировых оперных фестивалей - Россиниевский. В этом году праздник музыки великого итальянца состоялся в тридцать третий раз.

Основу программы фестиваля традиционно составляют три-четыре оперы Россини (а всего их у композитора тридцать девять). Это как правило специально поставленные для фестиваля спектакли, в которых участвуют мировые оперные знаменитости и настоящие звезды, а также многочисленные концерты, среди которых - традиционное выступление стипендиатов Академии молодых певцов Россиниана с полуконцертным исполнением оперы «Путешествие в Реймс».

Именно постановки опер Россини привлекают многочисленных меломанов - как знатоков, так и любителей - со всего мира. Причем, многие приезжают ежегодно на протяжении многих лет. То, что публика неслучайная, особенно чувствуется в непривычной для московского уха тишине уютного зала Театра Россини - не звонят мобильные телефоны, никто не стремится поскорее зааплодировать, не дожидаясь окончания арии, все сосредоточены на том, что происходит на сцене. Но при этом по ходу действия певцам устраиваются бурные овации, во время которых артисты надолго «замирают» в своих мизансценах.

В этом году в оперной программе фестиваля были «Кир в Вавилоне», «Матильда де Шабран», «Синьор Брускино» и «Танкред», в которых участвовали такие звезды, как Хуан Диего Флорес, Даниэла Барчелона, Роберто де Кандиа, Ева Подлес, Антонио Сирагуза, Мирко Палацци.

Если оценивать успех постановок у зрителей, то безусловно на первое место нужно поставить спектакль «Кир в Вавилоне», который был показан пять раз в переполненном зале Театра Россини. Драматическая ветхозаветная история персидского царя Кира, семью которого взял в плен ассирийский царь Валтасар, подана с помощью средств немого кино. Опера начинается и заканчивается сценой в синематографе, куда пришла нарядная публика, чтобы посмотреть фильм о царе Кире и его приключениях в Вавилоне. При этом, как всегда у Россини, юмор присутствует даже в «исторической» опере, и этот юмор невероятно «вкусно» и остроумно обыгрывается постановщиками. Так, уже в самом начале, во время увертюры, когда публика синематографа расселась по своим местам и на экране идут титры фильма, на авансцену выходит киномеханик с огромной бобиной пленки. Эта бобина у него падает, пленка разматывается - на экране начинаются помехи, и зрители синематографа выражают свое недовольство вполне традиционным способом - криками и свистом.

С юмором обыграны и многие сцены с участием Кира в блистательном певческом и актерском исполнении польской оперной дивы Евы Подлес. Они были дублированы крупными планами на киноэкране в стилистике немого кино - со специфическим гримом, утрированной мимикой и другими характерными приемами немого кино.

Нужно особо отметить участие в постановке Национального музея кино в Турине, благодаря такому сотрудничеству спектакль приобрел особую динамику и объем. И конечно огромный успех спектакля связан прежде всего с командой постановщиков во главе с замечательным дирижером Уиллом Кратчфилдом. Особо хочется отметить прекрасного тенора в роли Валтасара - Михаэля Спиреса.

Спектакль «Матильда де Шабран» был показан четыре раза в театре, выстроенном на спортивной Арене Адриатико на окраине Пезаро. Это постановка 2004 года. (Всех зрителей бесплатно доставляли на автобусах, которые останавливались в разных точках Пезаро. Кстати, на фестивале бесплатны и программки спектаклей). В основе сюжета оперы - история женоненавистника Коррадино (его играет Хуан Диего Флорес), которого «перевоспитывает» красавица Матильда де Шабран (Ольга Перетятько). Блистательная игра любимца Россиниевского фестиваля Хуана Диего Флореса и замечательный ансамбль с нашей соотечественницей Ольгой Перетятько обеспечили этой постановке огромный успех у публики. А виртуознейшие ансамбли и развернутые финальные хоровые сцены были исполнены на таком высочайшем профессиональном уровне, что окончательно покорили меломанов, и публика долго не расходилась. Надо отметить замечательного хормейстера всех постановок - Лоренцо Фратини, который проделал гигантскую работу и на каждом спектакле, выходя на сцену, получал заслуженные овации.

В основе оперы «Синьор Брускино» лежит типичный для многих комических опер сюжет о паре влюбленных, у которых на пути к счастью возникают многочисленные препятствия и недоразумения. Спектакль был показан четырежды на сцене Театра Россини. В заглавной партии блистал замечательный россиниевский бас Роберто де Кандиа, а в роли Флорвиля очень хорош был испанский тенор Давид Алегрет. Постановка с одной стороны костюмная, а с другой - содержит массу остроумных современных реминисценций в сценографии (так, например, герои по очереди виртуозно ездили по сцене на сигвее). Однако, это не производило впечатления трюка ради трюка, все мизансцены были продуманы до мелочей. И вообще, отличительной чертой всех спектаклей фестиваля было стилевое единство режиссерского решения, актерского ансамбля, сбалансированное звучание оркестра и хора, внимательное отношение дирижеров к певцам. Все это - заслуга легендарного маэстро Альберто Дзедды, который руководит фестивалем на протяжении многих лет, однако выступает на нем нечасто.

Поэтому настоящим событием стало завершение фестиваля - концертное исполнение в Театре Россини оперы «Танкред» под управлением маэстро Дзедды, которое транслировалось на огромном экране на главной площади Пезаро. В заглавной партии выступила признанная эталонной исполнительницей партии Танкреда, любимица итальянской публики Даниэла Барчелона, в главных мужских партиях - хорошо известные московской публике Антонио Сирагуза и Мирко Палацци. Этот концерт стал достойным завершением двухнедельного музыкального праздника на берегу Адриатики.

В чем секрет долголетия и популярности Россиниевского фестиваля у зрителей? Ведь летом в Европе проходят многочисленные оперные праздники, однако в Пезаро со всего мира съезжаются постоянные, свои зрители-слушатели. Ответ лежит на поверхности - на родине Россини меломаны гарантированно получат первоклассный продукт на любой вкус. И разочарованных там практически не бывает.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.