Волшебная сказка. К 150-летию со дня смерти Н.А,Дурасова

Выпуск №6-156/2013, Театральная шкатулка

Волшебная сказка. К 150-летию со дня смерти Н.А,Дурасова

Отсверкали новогодние елки, отшумели детские представления... В те замечательные дни и во Дворце Дурасова, что в Люблино, тоже традиционно показывали детям волшебную сказку. Наивный добрый спектакль, где Баба Яга, Кащей Бессмертный, богатырь русский, Скатерочка-Самобраночка, конь и дудочка... И все они такие естественные, органичные, одушевленные, их с восторгом принимали маленькие зрители. Но вряд ли им было известно (впрочем, они еще слишком малы), что именно здесь, в усадьбе Дурасова, закладывались основы русского театра.

С болью и сожалением вспоминаю недавние слова одного невежественного экскурсовода о том, что Дурасов прошел по жизни праздно, играючи, и канул в лету без следа, не вызвав ни у кого слез сожаления. В недавней новогодней сказке Кащей восклицал: «Куда сказочный мир катится!?» А я думала: «Действительно, куда этот мир катится, если даже лучшие люди России поминаются всуе и без благодарности?»

«Верой и правдой служили, защищая землю русскую», - говорил в той же сказке русский богатырь. Верой и правдой служил России и Николай Алексеевич Дурасов, будучи и действительным статским советником, и армейским бригадиром (а это, между прочим, чин между полковником и генералом в русской армии XVIII - XIX веков), и отменным хлебосолом, но прежде всего - редким устроителем и страстным почитателем театра.

По ходу действия в сказке чудесный ларец переходил из рук в руки детей, будто Дворец в Люблино переходящий, как святая реликвия, из рук одного поколения в руки другого, а ведь построил его когда-то Дурасов по своему собственному проекту: дом, возведенный на холме, представляет собой трехэтажное купольное центрическое здание в форме креста. Его центральный зал-ротонду окружают четыре симметричных зала, вписанных в круг открытыми колоннадами. По легенде, Дурасов увековечил в этом дворце полученный им крест Святой Анны 1-й степени и чрезвычайно им ценимый. Аналога подобному строению трудно найти в русской усадебной архитектуре.

Парадные залы поражают красотой и спокойным величием: настенная живопись знакомит с античной мифологией; роскошное убранство радует глаз. Барельефы, колонны, медальоны, изысканная лепнина... Массивные хрустальные люстры, изумрудного цвета шелковые тяжелые гардины, художественный паркет, дорогие кресла, красным бархатом обитые... А за огромными окнами - пушистый снег, засыпающий все вокруг: и вековые липы, и старинный пруд, и вот уже полностью отреставрированное здание Театральной школы. Именно здесь, в Люблино, впервые в России появилась Театральная школа. Это был целый комплекс театральных зданий усадьбы: школа, театр и дом управляющего театром. Все это было построено на средства Дурасова, одного из самых богатых людей России. Свое огромное состояние он получил от матери Аграфены Ивановны Мясниковой - наследницы уральских заводчиков Твердышевых-Мясниковых, владевших одиннадцатью металлургическими заводами.

Усадебный театр прославил своего создателя, и в начале XIX века он был одним из двадцати лучших крепостных театров России. Представления здесь давали два раза в неделю. Ставили пьесы Бомарше, Ростана, Грибоедова и других известных авторов. В репертуаре были оперные и балетные произведения. Певческий хор из Люблина считался едва ли не самым лучшим в России. Труппа состояла из ста крепостных актеров. Руководил же театром замечательный актер и писатель Петр Алексеевич Плавильщиков, благодаря которому мастерство люблинских крепостных артистов достигло высочайшего уровня. Впоследствии многие крепостные актеры, получив вольную, перешли на подмостки Императорской сцены в Санкт-Петербурге и в Москве.

Сам Дурасов выступал в роли капельдинера: радушно встречал гостей и рассаживал в зале (у него бы поучиться сегодняшним театральным работникам!). Каждые полчаса публику обносили подносами с фруктами (Дурасов даже ананасы выращивал в своей уникальной оранжерее!), сладостями, мороженым, лимонадом, чаем и другими напитками... Воскуряли благовония. Да, все это было вполне позволительно, - до системы Станиславского оставалось еще почти сто лет.

Театр по приглашению хозяина посещала не только московская элита. Многие иностранцы, приезжавшие в Москву, стремились попасть к Дурасову. Один из постоянных гостей Дурасова А.Ф. Воейков написал такие строки:

Люблино милое, где легкий, светлый дом,

Любуется собой над серебряным прудом.

Молва о театре дошла до самой императрицы Марии Федоровны, и она отправилась в Москву из Петербурга только для того, чтобы посетить знаменитый Дурасовский театр. И была в восторге! Кстати, один из залов дома украшен бронзовым бюстом императрицы с надписью на пьедестале: «В память посещения Люблина императрицей Марией Федоровной. Майя, 23 дня 1818 года». Вслед за этим событием, в июне того же года, Дурасов скоропостижно скончался. «Добрый был человек. Весь город жалеет о смерти его... Переводится порода бригадирская, а не воскрешать же Екатерину Великую, чтобы пожаловать новых», - писал один из современников.

Конечно, сейчас многим из нас старинный театр кажется наивным, но эта наивность именно то, чего сегодня нам катастрофически не хватает. Театр того времени верил в победу добра и нес высокую миссию просвещения и гуманизма. Будучи далеким от правды жизни, он тем не менее, постигал правду человеческих чувств: герой всегда делал выбор в пользу добра.

Театральная школа сегодня полностью реконструирована, закончились и внешняя, и внутренняя отделки. Скорее всего это будет музейная площадка, что прекрасно. Возможно, здесь организуют для детей и различные мастер-классы - творческие планы еще обсуждаются. Хотя, конечно, чего там обсуждать: это делать надо оперативно. Мы, к великому сожалению, и так упустили много времени. А ведь, как писал, уважаемый Дмитрий Сергеевич Лихачев, «уроны в культуре невосполнимы». В настоящее время театральная машинерия (машина «Ветра», «Машина дождя» и другие механизмы), костюмы и декорации представлены в самом Дворце. Но, думается, в ближайшее время все это переместится непосредственно в Театральную школу и значительно пополнится. Более того, воссоздание Театральной школы стало началом грандиозного столичного проекта «Театроград».

...Когда новогодняя сказка во дворце Дурасова завершилась, все маленькие зрители, как водится, получили подарки и были по-настоящему счастливы. А мне хочется только одного: чтобы потом, когда они подрастут, уже другой, более грамотный экскурсовод или родители рассказали о Николае Алексеевиче Дурасове как о человеке, подарившем всем нам сказочные театральные традиции и прекрасные минуты во Дворце его славного имени.

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.