Загадки и разгадки театра Чихачева

Выпуск №6-156/2013, Юбилей

Загадки и разгадки театра Чихачева

25-летием в череде юбилеев российских театров никого не удивишь - есть даты и покрупней. Но историю определяют не только цифры - важен пройденный путь и то, как он был пройден и куда он ведет. А у Музыкального театра под руководством Геннадия Чихачева повороты творческой судьбы - побогаче многих сценических ветеранов. Успешно преодолев студийный формат, из которого так и не смогли вырваться иные драматические коллективы, появившиеся в 1990-х годах, театр Чихачева претерпел несколько серьезных метаморфоз. Прежде всего, став из окраинного муниципального театра по-настоящему столичным, и неожиданно для большинства превратив музыкальность своих спектаклей в официальный статус всего коллектива.

Отличительная черта театра - необщие черты его творческого лица. И если для театров советского времени добрым знаком считалось наличие в репертуаре кассового спектакля, волной премьер прошедшего по всей стране, то и на первом этапе становления своего коллектива, и сегодня Чихачев уверен - движение в общем направлении возможно и без повторений. Он берет известные (прежде всего, по классической русской литературе) названия, приглашает авторитетных композиторов и превращает совместное творчество в совершенно новое авторское произведение.

Так было с «Владимирской площадью» Александра Журбина, которой Чихачев не только вернул оригинальное название от Достоевского - «Униженные и оскорбленные», но и наполнил растерянными по дороге от прозы к мюзиклу нюансами содержания и смыслами, составляющими поэтическую сущность этой повести-мелодрамы. Так было с опереттой «Без вины виноватые» Александра Кулыгина, засверкавшей всеми красками жанра, дополненными подлинным драматизмом сцен, едва не оставшихся за бортом превращения пьесы в иную, музыкальную форму, с «Доном Сезаром де Базаном», прираставшим музыкой по мере внутреннего роста коллектива в направлении музыкального театра. Такова история превращения «Безымянной звезды», популярнейшей в свое время благодаря телефильму Михаила Козакова, в «Астрономию любви» (композитор - Марк Самойлов), обраставшей по мере репетиционного процесса новыми музыкальными номерами, расширяющими диапазон актерских возможностей и выводивших спектакль на иной уровень. И хотя свой стиль виден в любом спектакле Чихачева (он очень любит заманить длительностью первого действия, «укачать» зрителя, втянуть в свою игру, почувствовать атмосферность), они все разные.

Руку мастера выдает отношение к деталям и выбор тем. Только у Чихачева идет «Плаха» - одно из событий прошлого театрального сезона: многослойный роман Айтматова, собранный в сюжет спектакля очень уверенной, жесткой режиссерской рукой, обрел ясность изложения и чистоту философского посыла. Спектакль на музыку Александра Кулыгина, трогающий до слез, поражающий нерастраченностью студийного дыхания и абсолютно современный по стилистике чувств, отношений, раздумий. Для театра Чихачева написана «Анна Каренина» - корифей легкомысленных музыкальных мелодрам. Марк Самойлов кажется в этой работе неузнаваемым: это почти современная опера - по накалу страстей, по серьезности музыкально-драматургических ходов. Только у Чихачева идут такие уникальные спектакли, как оперетта для детей Павла Аедоницкого «Репка» и мюзикл «Как Соловей-разбойник Ивану-солдату помог», созданный специально для театра по музыкальному материалу замечательного композитора-мелодиста Евгения Птичкина.

Эксклюзивности репертуара (практически все названия в афише театра созданы на заказ) в «чихачевке» сопутствуют отборность исполнителей, а, главное, соавторов-создателей, к которым, прежде всего, относится главный дирижер театра Владимир Янковский. Несомненно, один из лучших сегодня жанровых дирижеров, прекрасный пианист и классный аранжировщик, неизменно добивающийся эффекта соответствия в работе с композиторами при постановке того или иного спектакля: всякий раз у зрителя-слушателя возникает ощущение, что музыкальный материал как будто «подстроен» под артистов театра Чихачева - специально написан для возможностей того или иного исполнителя. Знак качества от Янковского - особый формат работы руководимого им оркестра: в ожидании обновления здания художественный руководитель театра умело манипулирует площадями зрительской части, расширяя с каждым разом эту своеобразную сценическую площадку, но место оркестра в основном остается неизменным - за кадром, за кулисами. И именно эти необычные условия взаимодействия оркестра и солистов, хора создают почти мистическую связь между всеми участниками спектакля: невидимый до поклонов дирижер управляет невидимым оркестром, с филигранной точностью совпадая с певческой линией и сценическим действием. И спектакли, идущие, что называется, на ощупь, каждый раз демонстрируют отменную подготовленность и чувство ансамбля, поражают слитностью с солистами. Иногда, правда, оркестр выходит на первый план - в концертах, и даже становится коллективным действующим лицом, играющим в спектакле - со своими костюмами и маленькими ролями: превращаясь в прячущиеся в высокой траве грибы в «Грибном переполохе» или исполняющих самих себя - театральный оркестр в спектакле «Без вины виноватые».

Придворный сценограф - Юрий Доломанов, проявляющий в соавторстве с режиссером-худруком чудеса изобретательности при обживании театрального пространства и создающий ту атмосферность спектаклей Чихачева, которая сразу обращает на себя внимание фирменным знаком - стилем программок и афиш. Придворный композитор - Александр Кулыгин, чье музыкально-сценическое творчество развивается вместе с расширением художественной линии театра: от оформительской музыки для драматических спектаклей - к оригинальным музыкальным форматам через разнообразие композиторских приемов и усложнение вокальной структуры. Потому что есть и кому играть, и кому петь.

Труппа Чихачева, уже давно ставшая поющей по-серьезному, с каждым сезоном прирастает хорошими вокалистами. Поначалу их было немного, но сегодня в театре поют все. В актерском коллективе - выпускники музыкальных факультетов ведущих театральных вузов и консерваторий России: заслуженная артистка России Наталья Замниборщ и Евгений Башлыков, заслуженная артистка России Анна Альт и лауреат Всероссийского конкурса Константин Скрипалев, Наталья Репич и Григорий Захарьев, Людмила и Алексей Городецкие, Евгения Янковская и Вадим Поповичев. Ветераны театра - заслуженные артистки России Татьяна Петрова и Людмила Полянская, заслуженный работник культуры Москвы Вячеслав Амосов. В недрах театра вырос свой балет - главный балетмейстер заслуженный работник культуры России Оксана Кучменко, и свой хор, ведомый дирижерами и педагогами по вокалу - Еленой Коноревой и лауреатом международных конкурсов Александром Петровым.

Последняя, предъюбилейная премьера «чихачевки» - тоже эксклюзив. «Три богатыря» - это второй спектакль, сделанный театром совместно с композитором Владимиром Качесовым. И, несомненно, продвижение вперед: как в жанровом формате, так и по музыке. Если в «Садко и Морской Царевне», вошедшем в репертуар театра несколько лет назад, еще только были определены приметы национального «славянского мюзикла» - этнографичность мелодики, оригинальный праславянский сюжет, то «Три богатыря» устанавливают родство спектакля с лучшими традициями русских киносказок Александра Роу и вполне вписываются в ту волну интереса к культурным традициям Руси, которой отмечены сегодня пока еще редкие удачи в современной российской анимации и на театральной сцене.

В неканоническом сюжете этих «Трех богатырей» многое звучит не просто современно - актуально. Герои-воители не только спасают Русь от набегов ворогов и злых чар трех колдуний - приспешниц Змея Горыныча, но и помогают любимой русской сказочной «нечисти» обрести свое лицо и вернуть исконный образ. Либретто А. Огаревой и В. Качесова возвращает зрителя к традиционным верованиям Руси - действие разворачивается в «русальную неделю» (отголоски которой есть в популярном и сегодня дне Ивана Купалы), а взаимоотношения персонажей определяют мировоззренческие устои и мифология древних славян. Театр не только вводит современного зрителя в мир во многом забытых обитателей русского фольклора, но и возрождает систему ценностей, модель мироустройства и принципы жизни, что составляли основу общества древних славян и формировали тот тип мышления, который на Западе принято называть «загадочной русской душой».

Загадка и разгадка успеха театра Чихачева - личность самого худрука. Нормального театрального одержимого - энтузиаста и выдумщика. Лидера.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.