Опыт двойных дебютов. Фестиваль-лаборатория «Открытый финал»

Выпуск №5-115/2009, Фестивали

Опыт двойных дебютов. Фестиваль-лаборатория «Открытый финал» В Волгоградском ТЮЗе прошел семинар молодой режиссуры и драматургии.

Фестиваль-лаборатория «Открытый финал» в Волгоградском ТЮЗе – один из множества семинаров, проводимых по городам театральной России екатеринбургским менеджером и критиком Олегом Лоевским. Эффективность и простота подобных театральных событий поразительны при относительной бюджетности проекта. Суть в том, чтобы помочь театру решиться на эксперимент, на риск, внести фактор новизны. За редкими исключениями репертуарный театр является сегодня организмом малоподвижным, полком замедленного действия. Из-за экономического и административного прессинга, а порой случайного, безынициативного художественного руководства театр притупляет свои поисковые способности, свой нюх на инновации. В сегодняшний театр, провинциальный, прежде всего, новые тексты, новая режиссура, новые художественные идеи, новый менеджмент попадают окольными путями, порой случайными.

Трех-четырехдневные лаборатории Олега Лоевского решают сразу множество проблем. Лабораторный и как бы необязательный характер акции «сбивает» театр с монотонной будничной работы. Обстоятельства экспресс-читок, которые нужно приготовить за неделю, мобилизуют труппу и цеха, заставляют артистов действовать в спринтерском режиме, порой выявляя новые неожиданные грани и пробуждая студенческий задор, этюдный метод. В короткий срок и за небольшие деньги театр получает четыре-пять заявок на будущие спектакли, проверяет режиссеров и труппу на совместимость. Кроме того, театр получает яркое событие для города, для зрителей, на суд которых выносится полуготовый продукт. Более того, зрителя вовлекают в дискуссию о современном театре, по сути дают возможность решить судьбу спектакля: быть ему или нет в репертуаре. Театр ломает четвертую стену и говорит с залом на «ты», из первых рук получая информацию о зрительских предпочтениях, выстраивает доверительные отношения с аудиторией, пускает зрителя на творческую кухню.

На такие приключения не каждая труппа готова. Но если готова, значит театр этот – не недоступный броненосец. Волгоградский ТЮЗ пошел на риск, переломив естественное недоверие к новым пьесам и новой режиссуре, и выиграл. В результате нобярьской лаборатии художественный руководитель Альберт Авходеев принял решение запустить в работу по крайней мере два проекта из заявленных четырех.

Наибольший успех ожидал постановку Андрея Неделькина (курс Олега Кудряшова, РАТИ) немецкой пьесы «Norway. Today» Игоря Бауэршимы. Пьеса хорошо известна в России – это редкий, очень внятный текст об интернет-поколении, о том, что происходит с сознанием человека под влиянием IT-технологий. Познакомившись в чате, двое малолетних нарциссов решаются на опасное путешествие в Норвегию, которое должно окончиться двойным самоубийством во имя... идеи, которую они же сами вряд ли формулируют твердо и четко. В режиссуре Неделькина компьютерное сознание вошло в плоть спектакля, и даже любовь между двумя суицидниками оказывается вариантом чата в сети – киберсекс как подмена подлинности. Компьютер, вживленный в рамку искусства, из средства коммуникации превращается в символ тотального одиночества; унылый стук по клавишам, «всплывающая» иконография и звуки коммуникаторов в полной тишине – это музыка одиночества для людей, пытающихся войти в большой мир через узкий экран монитора, где каждый виртуал – аноним. Трагедия двух подростков – гипертрофированный нарциссизм, культ индивидуализма, мешающий молодым «растеньицам» не то что соединиться в любви, но даже найти потребность друг в друге, потребность в ответной эмоции. В финале, в предсмертном состоянии дети внезапно обнаруживают в себе последний ресурс человечности или же инстинкт самосохранения и спасают себе жизнь. Массмедийное поколение, стремящееся зафиксировать всю свою жизнь на хард-диск и дивиди, внезапно – перед лицом красоты северной природы и красоты человека, который вдруг оказывается слишком рядом, – забывают о внушениях и влияниях, о кризисе мировоззрения и судорожно хватаются за исчезающий ресурс любви вместо того, чтобы призрачно переживать мнимую гибельность вселенной, которая якобы привела их к мысли о самоубийстве. Отыскав ресурс любви, тинейджеры моментально взрослеют.

Финский режиссер, живущий и работающий в Москве, Йоэл Лехтонен (мастерская Леонида Хейфеца) поставил под сценой, под вращающимся кругом пьесу Матея Вишняка «История медведей панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте». Почти бесконфликтная, игровая, импровизационная пьеса в легком французском стиле – девять встреч случайных любовников. И каждая встреча – проверка на чувства, на совместимость, на синхронность эмоции. Никаких яростных стычек любовных соперников, только дзен-буддистский покой и погружение в «молекулярную физику» любви. Финал, который у французского драматурга славянских корней смутен и размыт, решен Лехтоненом изящно. Герои, взобравшись на крышу дома, чтобы спрыгнуть вниз, катаются на вращающемся круге и через люк смотрят вниз, в бездну «зрительного зала», следят за движением теней и кружением. А в этот момент зритель «из глубины» следит за их кружением, и в этот момент реальность растворяется, разрушается, превращаясь в красивую сказку о любви.

Одну из самых заметных пьес для детского репертуара – «Чемоданное настроение» Анны Богачевой показала Полина Стружкова, также режиссер из гнезда Олега Кудряшова. Здесь скучающие на вокзале дети находят «духовного наставника» в лице гения путешествий Феклы Чемодановой. Дети тут же подчиняются законам ее бурной фантазии, и спектакль превращается в бесконечную игру. Фекла в отсутствие родителей развлекает детей и учит, собственно говоря, тому, что умеют все творческие взрослые – как не скучать, а здесь и сейчас создать из рядовой ситуации карнавальную, праздничную. Фекла вочеловечивает вещи, делая их волшебными, но и «вочеловечивает» человека – злобного контролера, в котором надо всего лишь пробудить ребенка, чтобы тот сбился со своей тупой механической работы и вернулся к своим истокам. Сложно вернуться в блаженное детское состояние надежд и мечты – Фекла Чемоданова настаивает на сохранении «детской тайны», детского секретика, благодаря которому можно всегда свободно вернуться в свой микромир, восстановиться, подзарядиться. Пьеса Богачевой, ученицы Николая Коляды, – о том, как можно легко пропустить свое счастье, если позабудешь в суете о том, что его все-таки нужно ждать.

Руководитель Волгоградского ТЮЗа Альберт Авходеев выбрал самый сложный текст – пьесу Анны Батуриной «Песня Войя», которая получила первую премию на драматургическом конкурсе «Евразия-2008» в номинации «Сказка». Еще одна ученица Николая Коляды, Батурина написала оригинальную сказочную историю, серьезную, суровую, в духе европейской готики и северного символизма. «Песня Войя» полна мистических прозрений, апокалиптического ужаса, типичной для уральской драматургии тревоги за человека. Средневековый город умирает от жары, и герой Ян Полукровка, чужак и аутсайдер, должен найти богиню Войю и заставить ее спеть свою песню, от которой прольется на город дождь. Люди пытаются правдой и неправдой нарушить природный цикл – для своего комфорта. А природа, в ритм которой бесцеремонно и безответственно вторгся человек, не отпускает человека, приручает его и привязывается к нему. Сила внезапной любви Войи к безучастному Яну такой силы, что разорвать ее можно только ценой катастрофы, катаклизма. Человек расплачивается за то, что вторгся на территорию космоса, за то, что приручил природу, изначально враждебную человеку, разбудил эротическую энергию Войи. Как только волшебство Войи становится для людей бытовым, привычным, к ней теряют интерес, и она разрушает город.

Фото Александра Фолиева

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.