Детский театр как территория со-творчества

Выпуск №7-157/2013, Из жизни СТД РФ

Детский театр как территория со-творчества

Пермское отделение Союза театральных деятелей осуществило за 2012 год десять значимых проектов. Среди них 64-я «Пермская Театральная весна» (смотр премьер очередного сезона), Конкурс театральных капустников «Соленые уши», Семинар творческой молодежи «Мастерская» и другие. Все эти проекты отличает серьезное, творческое отношение к делу, настоящая забота о людях театра и глубокая заинтересованность в развитии театрального Прикамья. В них чувствуется фирменный стиль отделения. Представляем вниманию читателей два заключительных проекта года - Краевую лабораторию руководителей детских любительских театральных коллективов и Фестиваль-лабораторию спектаклей для детей «Теплая ладошка». Их объединяет фигура ребенка - как объекта и субъекта театрального творчества.


«Этическое оправдание лицедейства»

Наверное, пермское театральное любительство знавало лучшие времена. Когда-то мощно заявляло о себе движение «народных театров», потом минуло звездное время «театров-студий». Рубеж веков ознаменовался «черной дырой», когда казалось, что уже ничего не собрать и не восстановить. Прошло десять лет. Вероятно, наше время можно назвать «собиранием сил». Есть коллективы, есть фестивали, есть учеба. Не хватает единения. Но движение центростремительных сил уже ощущается.

В данных предлагаемых обстоятельствах - Краевая лаборатория режиссеров любительских театров «Содружество», организованная и проведенная Пермским отделением Союза театральных деятелей 19-22 октября (на базе Детской театральной школы г. Краснокамска и на средства Министерства культуры края) - явление значительное и принципиальное. Во-первых, там собралось тридцать руководителей любительских коллективов, представляющих Пермь, Березники, Чайковский, Губаху, Уинское, Краснокамск - без всяких различий по принадлежности - театральные школы, центры творчества, общеобразовательные школы, дворцы и так далее. Настоящее сообщество театральных любителей. Во-вторых, участники лаборатории, впервые за последние годы, были взяты организаторами на «полное обеспечение» - от питания-проживания-дороги до самой учебы. И это тоже немаловажно. В-третьих, это была не просто лаборатория, а лаборатория-фестиваль. Несколько участников привезли свои спектакли, и «артисты» все три дня занимались вместе с «режиссерами». И в-четвертых (а, скорее всего, должно было быть названо «во-первых») - конечно, собственно содержание лаборатории. Концепция лаборатории, предложенная ее организаторами - профессором ПГИИК В.А.Ильевым и заместителем председателя Пермского отделения СТД С.Г.Ляпустиной - прозвучала в названии - «Этическое оправдание лицедейства». Специально никто вроде бы в течение трех дней не поднимал эту тему. Тем не менее, она чувствовалась в самом духе лаборатории.

Особенно явственно это ощущалось на тренингах московского режиссера и педагога Федора Сухова. Организаторы лаборатории не случайно пригласили вести тренинги человека, более тридцати лет занимающегося практикой театрального любительства. Сначала он создал в Москве «Театр на Набережной», а впоследствии на его базе - Центр детского творчества, где до сих пор играет в «Театральные ИГРЫ», «Постановочный» и «Авторский» театр. Федор Сухов три дня занимался совершенно удивительным делом - на глазах у изумленных педагогов создавал фантастические театральные миры, творцами которых становились дети совершено разного возраста и в огромном количестве. Они самозабвенно фантазировали - и становились Темнотой, Водой, Детской площадкой, Музеем. Смотрели в морозное окно, представляли возвращение домой из далекого путешествия, предчувствовали встречу с близкими и разливали вокруг себя любовь. Им хотелось обнять весь мир и делиться теплом. «Вот оно, этическое оправдание лицедейства», - шепнула мне соседка. И возникало это чудо по «мановению волшебной палочки» театрального педагога. Причем (урок учителям!) без всякого повышения голоса, без давления и приказа. Дети сочиняли абсолютно добровольно и самозабвенно. Конечно, здесь кроме огромного опыта присутствовала магия личности. Безусловно, этой магии не научишь. Но если есть любовь к детям и педагогическое чутье, то художественный вкус можно воспитать, а методическую оснащенность - получить. Ну и опыт, «сын ошибок трудных...»

Если на втором этаже занимались «театральными играми», иногда шумно и безудержно, то на первом царили сдержанность и сосредоточенность. Здесь, в более узком кругу, творил другой «театральный волшебник» - Виктор Ильев. Не было «зрителей», взрослые и дети в едином пространстве учились находить «биологические точки» тела, управлять своей энергией и обмениваться ею с партнером. Занимались анализом пьесы. Пытались выйти на импровизационное общение. Будучи участником такой «импровизации», я получила огромное удовольствие и важнейшие навыки.

Конечно, в программе были и показы спектаклей. Их привезли сами участники лаборатории, приехавшие со своими коллективами. Спектакли были очень разные: музыкальное представление «Маленькая ведьмочка», моноспектакль «Легкое дыхание», спектакль-игра «Пара-ба-дуба», спекталь-читка «Шнурок, или Любовь до востребования», драма абсурда «Ты и Я», молодежная драма «Иллюзион». И каждый давал повод поговорить об общих проблемах - режиссерских, вкусовых, педагогических. Поэтому в конце дня режиссеры собирались для общего разговора. Профессиональное сообщество режиссеров анализирует работы своих коллег зачастую гораздо жестче, чем команда театральных критиков. И здесь не спасают ни бывшие заслуги, ни награды фестивалей. Отрадно то, что обсуждения спектаклей носили конструктивный характер. А Виктор Ильев, как руководитель лаборатории, умело «дирижировал» дискуссией, поддерживая тон коллегиальности и доброжелательности. Что тоже немаловажно.

Конечно, если в одном месте собирается так много творческих людей, неминуем «капустник», который и имел место, завершая эту значительную, неформальную творческую лабораторию. А если добавить, что происходило все на фоне юбилея Краснокамской детской театральной школы, которая в эти дни отпраздновала свое 20-летие, то можете себе представить атмосферу творческого общения неравнодушных людей, озабоченных проблемами театрального любительства. Кстати, на юбилейные торжества заглянул и.о. министра культуры края А.Протасевич. Это, наверное, добрый знак.

Союз театральных деятелей Пермского края пообещал организовать следующую лабораторию в течение двух лет. Почему-то кажется, что встреча произойдет гораздо раньше.


«Ключевое слово - удовольствие»

Театр - мощное средство воздействия на человека. А на ребенка - особенно. Умеем ли мы, взрослые, говорить с ребенком о спектакле? Чаще наши вопросы ограничиваются пресловутым «понравилось - не понравилось?» А ведь маленькому зрителю сложно что-то сформулировать, разобраться в своих впечатлениях на рациональном уровне. Да и что говорить - хороший спектакль, прежде всего, воздействует на ребенка эмоцинально. Так нужен ли разговор после спектакля? Конечно, нужен! - отвечают организаторы Фестиваля-лаборатории спектаклей для детей «Теплая ладошка». Но делать это можно разными способами - играя, рисуя, погружаясь в культурную среду, сочиняя стихи, придумывая вопросы и отвечая на них. И так далее.Потому что способов - великое множество. Их объединяет одно - творческое партнерство взрослого и ребенка. И это не менее интересно, чем сам спектакль, который явился поводом для такой встречи.

Фестиваль «Теплая ладошка» (полное название - «Краевой фестиваль-лаборатория для детей, юношества, родителей, педагогов») - проект Пермского отделения СТД РФ. Придуман, выношен и организован он Софьей Григорьевной Ляпустиной, а осуществить его помогли специалисты-педагоги Московского института открытого образования Александра Никитина и Юлия Рыбакова. (Естественно, фестиваль бы не смог состояться без поддержки Министерства культуры и молодежной политики края).

Нынешняя «Ладошка» стала третьей по счету и впервые прошла не в Перми, а в Лысьве. С 4 по 8 декабря 2012 года в залах Театра драмы им. А.А.Савина было показано 10 спектаклей и состоялось 10 мастер-классов по анализу спектаклей. Фактически это была педагогическая лаборатория, участниками которой стали учителя лысьвенских школ, воспитатели детских садов, представители театров края.

Спектакли, представленные на фестивале, призваны были отвечать одному критерию - быть интересными для детского и юношеского зрителя. Не имела значения «весовая категория», возраст, заслуги, имидж театра и прочее. Организаторы фестиваля даже где-то пошли на риск, приглашая неизвестные спектакли, не испугавшись драматургической новизны и спорности некоторых постановок. Поэтому афиша фестиваля и состав участников оказался пестрым - от солидных театров из Перми до более скромных городских, от спектакля-проекта Дома актера Пермского СТД до проекта студии К. Хабенского (пермская школа №9).

Самым маленьким зрителям были предложены, конечно, сказки. «Аленький цветочек» из Лысьвенского театра оказался спектаклем-игрой, где зрители могли принимать участие в действии, примерять на себя костюмы и образы героев, а в финале смастерить собственный «аленький цветочек» в технике оригами. Пермский театр кукол привез свой знаменитый спектакль «Машенька и медведь». После него состоялся интереснейший мастер-класс. А. Никитина и Ю. Рыбакова выбрали для общения со зрителями 5-6 лет: игру, работу с тканью и рисование. После небольшой разминки дети занялись изготовлением «машенек» и «медведей» из кусочков ткани. Затем дети сами становились героями сказки. «Машеньки» собирали ягоды, а «медведи» ловили их и забирали в берлогу. После шумной игры участники садились в круг и затихали. Шел разговор о цвете - какой добрый, какой грустный или задумчивый. Затем делились на группы, и каждая группа получала лист и краски. Девочки рисовали дом бабушки и дедушки для Машеньки, а мальчики - домик медведя (причем, дважды - каким он был До Машиной уборки, и каким стал ПОСЛЕ). И, конечно, лес, дорожку, Машу. Затем дети писали или говорили, что бы они хотели написать Маше, медведю, самим себе. В финале раскладывали картинки и обменивались впечатлениями.

Для анализа каждого спектакля выбирался свой метод. Скажем, для «Золоченых лбов» (сказка Пермского ТЮЗа по Б. Шергину) - погружение в народную культуру, для лирической комедии «Я буду Балдой!» по рассказам Ф.Искандера (Пермский ТЮЗ) - игровой тренинг, для вербатима пермского автора А. Югова «Контакт» (Чайковский театр драмы и комедии) - дебаты. Для сложной исторической пьесы Э. Радзинского «Последняя ночь последнего царя» (Коми-Пермяцкий национальный драматический театр им. М. Горького) пригодился сравнительный анализ. Конечно, выбор той или иной методики, да и степень эффективности проведенного анализа - дело тонкое. Это в большой степени зависит от точности подбора аудитории - от возрастного порога и образовательного уровня детей, границ их психологической свободы и открытости. Чем выше возраст зрителя, тем меньше он открыт для общения - как убедились организаторы мастер-классов. А в процессе анализа «Последней ночи...» пришлось столкнуться с элементарной нехваткой знаний аудитории по истории собственной страны.

Если вспоминать опыт общения специалистов с самой старшей возрастной категорией фестиваля (школьники 8-11 классов и студенты колледжей), то наиболее интересные разговоры возникли по следам спектаклей «Тому, кто не был на войне» и «Холод». Первый - моноспектакль актрисы пермского академического Театр-Театра Ольги Пудовой по песням военных лет. Для анализа этого достаточно сложного художественного текста был выбран метод «безоценочного интервью». Зрители садились в круг, и Александра Борисовна задавала им 7 вопросов. Вопросы были разные - первые ощущения и воспоминания, возможность или невозможность представить себя в пространстве спектакля, цветовой мир и мир вещей, проект афиши и так далее. И никаких оценок. Отвечая на, казалось бы, несложные вопросы, обращаясь к своему чувственному опыту, молодые люди высказывали достаточно глубокие и интересные мысли, касающиеся не только смысла увиденного, но и художественного образа спектакля. Конечно, «простота» такого метода мнимая - успех во многом зависит от опыта и мастерства специалиста, ведущего диалог.

Современная скандинавская пьеса «Холод» (автор Ларс Норен) закрывала программу фестиваля. Жесткая, посвященная проблемам насилия и ксенофобии в подростковой среде, разыгранная старшеклассниками пермской школы №9, она была самым рискованным проектом фестиваля. Как воспримут зрители содержание и стиль постановки? Справятся ли актеры? Состоится ли разговор? Никитина и Рыбакова предложили «шапку вопросов»: зрители вначале задают вопросы к спектаклю, а далее пытаются сами на них ответить. Опасения быстро рассеялись. Участники дискуссии (учащиеся Лысьвенской театральной школы) довольно легко разобрались с проблематикой спектакля, и разговор переключился на чисто профессиональные темы. Большинство мастер-классов стали открытием для педагогов, маленьких и юных зрителей.

Свои профессиональные темы обсуждали и педагоги в формате «Круглого стола». Участники лаборатории за пять дней практически совершили «погружение» в мир театральной педагогики. Десять мастер-классов - это десять различных методик анализа спектакля с детским зрителем. Их объединяет одно - живое творческое общение с детьми, исключающее авторитарность и дидактику. Ключевое слово здесь - «удовольствие».

«Спектакли для детей - это настоящее, живое искусство. Ребенок - самый заинтересованный и искренний зритель», - убеждали московские специалисты представителей театров. И во многом благодаря «Теплой ладошке» пермские театры понимают, что надо учиться разговаривать с детьми, «доживать» с ними художественные впечатления от спектаклей. А в процессе такого общения произойдет обогащение обеих сторон. Только где взять таких педагогов? Этот вопрос тоже обсуждался на фестивале. Ответы есть. И есть перспективы.

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.