Марафон проникновенности / Первый межрегиональный фестиваль-конкурс камерных моноспектаклей "Один, два, три"

Выпуск №7-157/2013, Фестивали

Марафон проникновенности / Первый межрегиональный фестиваль-конкурс камерных моноспектаклей "Один, два, три"

В Новосибирске успешно прошел Первый межрегиональный фестиваль-конкурс камерных и моноспектаклей «Один, два, три».

Как следует из названия, в его афишу вошли постановки, в которых занято не более одного, двух или трех актеров. Организаторам фестиваля - НГТУ (Новосибирскому государственному театральному институту) и негосударственному Театру музыки и слова, поддержанным министерством культуры НСО, было непросто реализовать концепцию. Выяснилось, что камерные и моноспектакли - редкость в репертуарах, в театральной практике (увеселительные антрепризные проекты не в счет). Такие спектакли, создающие особый способ существования актера, взаимодействия со зрителем «глаза в глаза» создают атмосферу доверительного диалога, сокровенности высказываний, проникновенности. Они требуют колоссальной творческой отдачи и не сулят коммерческого результата. Однако конкурсная программа Первого регионального фестиваля выглядела достойно, совместила и классиков, и современных авторов (в том числе и проекты под трендом «исполняется впервые»), объединила маститых профессионалов и начинающих актеров.

Своеобразный марафон проникновенности открыл показ спектакля Учебного театра НГТИ «Варшавской мелодией» Леонида Зорина, известнейшей лирической драмой о любви польской девушки Гели и московского студента Виктора. Педагог и режиссер Александр Зубов организующей стихией выбрал музыку - живое исполнение произведений Фредерика Шопена, Ежи Поломского, песен Эдит Пиаф и Булата Окуджавы. Исполнителям ролей - студентам 3 курса отделения музыкального театра хватило вокальных данных, но не достало мастерства и опыта, чтобы убедительно сыграть отношения зрелых людей: пролог и первое действие замечательны, а финал «провис». И все-таки их юная интерпретация была трогательна, по-своему хороша. А на закрытии фестиваля «Один, два, три» исполнялся не новый, испытанный прокатом спектакль «Ловелас» В. Семеновского по мотивам повести Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Эта постановка молодого режиссера Павла Южакова, как выявил фестивальный показ, не меркнет, - зал был переполнен, многие утирали слезы. Мне же показалось, что актеры Петр Владимиров, Павел Поляков и Юлия Миллер излишне обобщали, не детализировали переживания, как это было на памятной премьере в 2008 году. И все же спектакль по праву удостоился первого места.

Жюри под председательством ректора НГТИ, автора идеи и художественного руководителя фестиваля Василия Кузина предполагало отметить денежными премиями только три спектакля соответственно за первое, второе и третье призовое место. Но талантливых, вдохновенных, волнующих, глубоких и умных спектаклей оказалось так много, что призы решено было поделить по категориям моно и камерных спектаклей. Первый приз с «Ловеласом» разделил Андрей Бутрин за «Желтого ангела» по наследию Александра Вертинского, исполненного под аккомпанемент виртуозного пианиста, солиста филармонии, лауреата многих международных конкурсов Дмитрия Карпова. Бутрин, выступивший не только актером, но и сам себе режиссером и автором композиции, проделал титаническую работу - в его моноспектакле продолжительностью чуть более часа, содержится и биографическая хронология, и столько переливов настроений Вертинского - от блистательной иронии до глухой тоски. И ни на одном настроении актер не зацикливается, не останавливается, не длит уже спетую ноту, меняет образы, продиктованные песнями великого русского артиста, поэта певца и композитора. Музыкальный материал искусно аранжирован, транскрибирован пианистом Карповым, как бы адаптирован к восприятию сегодняшнего человека, но не облегчен. В нем присутствует в полной мере интонационное богатство Вертинского. Бутрин с большим вкусом выбрал и мемуарные тексты, письма, высказывания своего героя, составляющие интригу, но намерено оставил и манящую недосказанность, - явил верхушку айсберга, побуждающую зрителей обратиться к основанию, к первоисточнику.

По-своему замечателен, заразителен моноспектакль актера ГАМТ «Глобуса» Алексея Архипова «Пойду один к неведомым пределам» - композиция по поэзии Сергея Есенина, постановку которой осуществила заслуженная артистка России Тамара Кочержинская. Как ни странно, актеру помешала... любовь, острое, обостренное отношение к декламируемым стихам, и он порой не справлялся с бушующими эмоциями. Хотя такой подход - со слезами, с криком тоже имеет право на существование, если исполнитель ассоциирует себя с поэтом, а не с его лирическим героем или, тем более, современником, декламирующим стихи с упоением.

Второго места удостоилась целая компания, его поделили на троих, что совершенно справедливо. Дуэтный спектакль «Люболь», соединивший стихи Бориса Рыжего и Веры Полозковой, поставлен Анной Зиновьевой в театре «Старый дом», но играется еще и на экспозиционной площадке Городского центра изобразительных искусств, потому что спрос есть, интерес велик. В день показа на фестивале пришли зрители, смотревшие «Люболь» пятый, седьмой, восьмой раз, несмотря на то, что это спектакль «первой свежести», ему всего год от роду. Фанаты утверждают, что каждый раз все происходит по-новому, и «забирает» по-новому. Не знаю. Мне-то показалась перспективной идея состыковать поэта и поэтессу, не встречавшихся в реальности, тем более что некая гламурность Полозковой отменно контрастирует с сумасшедшинкой и безбашенностью Рыжего, а где-то и компенсируется. Но в спектакле Зиновьевой поэтический поединок, дискурс художественных мировоззрений - далеко не главное, все вертится вокруг влечения и непонимания. А ведь, кто понимает, мечты и слезы разочарования - это преходящее, людей держит вместе не только сексуальная энергия. Вот этого «преходящего» дуэт актеров Олеси Кузьбар и Анатолия Григорьева выдал сполна, со всей своей зажигательной молодой энергией, аранжированной режиссерской изобретательностью. Встреча двоих происходит в метро, перед ней длинный видеоряд, звуковые и шумовые пассажи из разряда документалистики. Она меланхолична и инфантильна, Он резок и непредсказуем, их тянет друг к другу, но они совершенно глухи друг к другу, потому что эгоисты, - спектакль воспринимается примерно в этом ключе, а поэзия Рыжего существует где-то параллельно.

Не скрою, меня более всего восхитил спектакль «Первого театра», режиссерский дебют актера Егора Овечкина «История одного человека» - вариация на тему гоголевской «Шинели», разыгранная постановщиком вдвоем с Никитой Сарычевым и с кукольным Башмачкиным и «бесами». Здесь отдельное «браво!» надо вновь адресовать сценографу Николаю Чернышеву, выполнившему и декорации к «Ловеласу» (образ реконструируемого Петербурга в строительных лесах и зеленых сетках, за которым стоит ожидание и реконструкции человеческих ценностей, хотя бы главной - милосердия). Для «Истории» Чернышев создал канцелярское пространство - стены и двери из полок с «делами», с папками, набитыми бумагами. Но и в этой «оде канцеляризму» витает живой, ранимый дух, трепещет, как свет в раскачивающейся лампе под грибком железного абажура. Режиссер внес много комического, которое в эстрадной манере разыгрывает Никита Сарычев, а трогательность парадоксальным образом возникает из взаимоотношений с куклой-Башмачкиным исполнителем роли Башмачкина Егором Овечкиным. В них словно невысказанный призыв: так будьте же вы бережнее к маленьким людям!..

Второго места удостоился и моноспектакль Александра Кобеца из театра «На окраине» Карасука (райцентра Новосибирской области) по рассказу Чехова «Скрипка Ротшильда». Притча о несчастном человеке, мучительно переосмысливающем свою жизнь. Приведу не свое мнение, высказывание члена жюри, кандидата филологических наук Яны Глембоцкой: «В этом спектакле впечатляет целостность художественного замысла и мастерство исполнения. Актер сумел соединить авторскую точку зрения в тексте Чехова, сознание персонажа и актерский взгляд на историю воедино. В итоге сложился ансамбль внутренних голосов, каждый из которых звучит то соло, то сливается с остальными в унисон. В этом для меня заключается ценность так называемого литературного театра: эстетика театра играет игру с литературным произведением». Добавлю: видели бы вы ту скрипку, у которой треснула дека, и она стоит посреди сцены немым памятником своему покойному хозяину.

Третьим местом безраздельно завладел «Квартирник», моноспектакль театра «Желтое окошко» из города Мариинска Кемеровской области. Актер, режиссер и создатель театра Петр Зубарев выступил един в трех ипостасях - сам сочинил, сам поставил и сам исполняет спектакль, похожий на домашний импровизированный концерт. Он выступает в образе бывалого автостопщика, травящего байки о перипетиях путешествий. Меняет маски, один за всех играет встретившихся персонажей, а за ними встает история страны, история разных маленьких людей, верящих в приметы, в магию случайности или просто в деньги, в их всемогущество. В самом деле, каждый из нас в определенный момент нуждается в экстриме, в отрыве от будничной жизни, недаром Зубареву, выступавшему в Малом зале «Красного факела», долго аплодировали. А на мой вкус у спектакля Зубарева - позавчерашняя эстетика, но его спасает хорошая актерская форма, гибкость, некое обаяние.

Один спектакль фестиваля «Один, два, три» стоит особняком, призов не снискал, но не остался незамеченным. Напротив, пронзил, как игла. Это спектакль «Предназначено на слом» по пьесе Теннесси Уильямса, поставленный и сыгранный студентами экспериментального актерско-режиссерского курса Сергея Афанасьева в НГТИ. Предыстория такова: разбившись на группки, первокурсники репетировали эту пьесу. Из пяти вариантов был выбран один, лучший - постановка Евгении Весниной. Прошлым летом его участники отправились во Францию, где переосмысливали и дорабатывали спектакль, знакомясь с западным опытом. Не знаю, насколько пригодился опыт, но юность, искренность реакций студентов, играющих недавних сверстников, очень пригодились.

Второй фестиваль камерных и моноспектаклей «Один, два, три» пройдет уже в формате всероссийского и продлится два месяца весной.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.