Тюмень. Февраль. Революция / IV Международный фестиваль молодежных театров "Театральная революция"

Выпуск №7-157/2013, Фестивали

Тюмень. Февраль. Революция / IV Международный фестиваль молодежных театров "Театральная революция"

В Тюмени, на излете зимы, с 22 по 26 февраля, проходил IV Международный фестиваль молодежных театров «Театральная революция». Он раскрасил заснеженный сибирский город кумачовыми красками, наполнил мощной энергией творчества и стал хорошим началом 2013 года.

Четвертая по счету «Революция» (фестиваль проходит традиционно раз в два года) существенно отличалась от предыдущих. Во-первых, с этого года фестиваль приобрел статус международного - среди девяти театров-участников коллективы из Эстонии и Украины. Россию представляли города Кемерово, Челябинск, Сургут, Казань Москва и Тюмень. Во-вторых, его программу составили абсолютно разные по жанрам спектакли, и в итоге фестивальная картина получилась объемной и многогранной.



Из истории революционного движения

Идея «Театральной революции» принадлежит молодежному театру «Мимикрия», который возник в Тюмени ровно 10 лет назад как эксперимент, соединяющий пластический театр с другими видами искусств. А импульсом послужил фестиваль студенческих театров России «Новый взгляд», организованный Российским центром Международной Ассоциации любительских театров (АИТА) и проходивший в 2005 году в Санкт-Петербурге. Для совсем еще молодого коллектива, который тогда существовал при Тюменском государственном университете, он стал первым. И победа на фестивале - тоже первой. Спектакль Любови Лешуковой «Страсти Пьеровы» по произведению Артура Шницлера был отмечен двумя дипломами - за лучшую режиссуру и лучшее музыкальное оформление. Позднее журнал «Страстной бульвар, 10» написал об этой работе как о «резко современном прочтении старой пьесы, о которой рассказывают студентам в театральных вузах, но постановку которой не видели сами рассказчики-педагоги».

Любовь Лешукова, директор и художественный руководитель «Мимикрии» вспоминает те потрясающие ощущения от «Нового взгляда»: они окунулись в самую гущу молодежного театрального движения, получили возможность познакомиться с людьми одной крови и одного дыхания. Среди них, к примеру, челябинский театр-студия «Манекен», ставший впоследствии близким другом и неизменным участником всех «Театральных революций».

Одним словом, в Тюмень вернулись воодушевленными, полными желания работать, двигаться вперед и... делать собственный фестиваль. Уже через год состоялся театральный проект PARTYйный съезд - предвестник «Театральной революции», а в феврале 2007-го, при поддержке Союза театральных деятелей РФ и АИТА, самый первый фестиваль. Свои творческие работы в Тюмень привезли театры-студии «Манекен» (Челябинск) и «Встреча» (Кемерово), театры «Alter Ego» (Уфа), «Гротеск» (Сургут), а Тюмень представляли «Мимикрия», «АртФорм» и учебный театр ТГИИК. Постепенно география «Театральной революции» расширялась: Екатеринбург, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Санкт-Петербург, Москва, Минск. С самых первых шагов фестиваль стал не только территорией творчества и театрального эксперимента. В программу революционных событий входили открытые обсуждения спектаклей, их подробный разбор профессиональными критиками, актерские импровизации, творческие лаборатории и мастер-классы - все то, что предполагает профессиональный рост.

Есть люди, которые могут реально менять пространство. Несмотря на многие трудности, препоны и глубоко укоренившиеся стереотипы. К примеру, такой: «Тюмень - город далеко не театральный, здесь нет значимых событий, особенно для молодежи». Команда «Мимикрии» во главе с Любовью Лешуковой поставила это утверждение под сомнение и, по сути, совершила революционный переворот. Ценой каких усилий - отдельный вопрос. Главное в другом: сибирский город стал центром притяжения талантливой и неравнодушной молодежи.

Помимо «Театральной революции», теперь уже международной, театр «Мимикрия» родоначальник ежегодного Международного фестиваля уличных театров «Сны улиц», который стал таким популярным, что спустя семь лет был признан «Брендом Уральского федерального округа» за вклад в развитие социокультурного пространства своего региона. Уже два года при поддержке АИТА и Союза театральных деятелей РФ проводится «Экспериментальная сцена» - проект, направленный на создание единого творческого поля для молодых режиссеров и молодежных театров Тюменской области.

Так в Тюмени, когда-то совсем «не театральной», закладываются и развиваются новые театральные традиции. Когда восемь лет назад прошел первый фестиваль молодежных театров, это стало поистине революционным шагом. А дальше - только поступательное движение. И всякий раз, оправдывая свое название (революция от позднелатинского «revolutio» - поворот, переворот, превращение), «Театральная революция» становится качественным изменением театрального пространства, новой ступенькой вверх. Не случайно в 2011 году фестиваль отмечен благодарственным письмом Союза театральных деятелей Российской Федерации за вклад в развитие молодежных театров, а Любовь Лешукова стала лауреатом премии СТД РФ «Признание» в номинации «За поддержку любительского театрального движения России».



Ура, товарищи!

Да здравствует революция! Фестиваль, решенный в революционной стилистике, начался с торжественного митинга на площади перед Тюменским драматическим театром. С раритетного грузовичка, покрашенного новенькой краской (ну чем не броневичок?) звучали бодрые лозунги, а вокруг все пестрело улыбками и флажками с эмблемой фестиваля. В завершении абсолютно счастливая молодежь растянула огромное яркое полотно, где белым по красному - «Молодежному театру быть!». Словом, по-настоящему красивое зрелище и творческий заряд на все пять дней фестиваля. Вперед! В Театр!

Пресс-конференция (она же - пресс-митинг) открылась залпами «из всех орудий»: участникам вручили воздушные шарики, иголки и дали отмашку. Когда отгремели взрывы, обнаружились полоски бумаги с пожеланиями от организаторов фестиваля - радости, улыбок, счастья! Журналистские вопросы задавались только в рупор, ответы звучали из-за трибуны. Как и положено, были «зачитаны доклады» организаторов фестиваля, руководителей театральных коллективов, а также членов экспертного совета, в числе которых Михаил Чумаченко - доцент кафедры режиссуры Российского университета театрального искусства (ГИТИС), вице-президент Российского центра Международной ассоциации любительских театров (АИТА), президент Ассоциации студенческих театров России (АСТР), режиссер и Олег Снопков - доцент кафедры сценической пластики ГИТИС и Всероссийского университета кинематографии (ВГИК), актер театра-студии «Наш дом».

Программа четвертой «Театральной революции» была настолько плотной, что о передышке даже не шло речи. Но именно такое полное погружение, требующее максимального напряжения, и дает возможность увидеть и услышать друг друга, понять или хотя бы попытаться разобраться в абсолютно разных театральных работах. И в итоге - сложить из них картину нашей жизни со всей ее грустью и радостью. Важно еще и то, что в колесо событий было вовлечено огромное число зрителей: переаншлаги на спектаклях, интерес к мнению экспертов, живой диалог с режиссерами и актерами во время открытых обсуждений. Любовь Лешукова подтверждает, что молодой тюменский зритель любопытный и думающий. А если говорить о позитивных переменах в нашем обществе и в наших головах, именно такие «революционные» форумы дают молодежи шанс оказаться среди единомышленников и почувствовать себя частью большого творческого процесса.


Метаморфозы пространства


Можно говорить и не слышать друг друга. Биться в закрытые двери, а потом, когда запоры сняты, равнодушно проходить мимо. Историю одной любви в монологах Мелиссы (Екатерина Лавренко) и Эндрю (Олег Снопков) - от момента ее зарождения до точки распада, когда уже ничего не изменить - рассказали артисты театра-студии «Наш дом» (Москва). Спектаклем «Письма любви» по одноименной пьесе Альберта Герни в постановке Аллы Зориной открылась четвертая «Театральная революция». Театр-студия «Наш Дом был создан в 1975 году, в его репертуаре А. Чехов, А. Казанцев, К. Драгунская, Н. Коляда, Ю. Виноградов и др. Участник многих фестивалей, в том числе международных, «Наш дом» в этот раз был представлен в статусе гостя. «Письма любви», где нет и тени накручивания эмоций и очень точно расставлены режиссерские акценты, стали камертоном, настроившим зрителя на серьезный диалог в течение всей «Театральной революции».

Поговорить о стереотипах компьютерных образов и головоломках реальных отношений предложил студенческий театр «Карман» (Кемерово), созданный в 2004 году при Кузбасском государственном техническом университете. Именно техническая и компьютерная «продвинутость» актеров и режиссера театра Юлии Лунёвой делает их спектакли такими высокотехнологичными. Можно даже сказать, - на грани волшебства. Ребята держат в руках ноутбуки, а по сути - виртуальный, мастерски сделанный мир: роскошные цветы, путешествия в экзотические страны, романтические свидания. Визуальный спектакль «Головоломки», придуманный Юлией Лунёвой и художниками Андреем Кобриком и Ильей Киселевым, полон юмора и превращений. Причем, они происходят так внезапно, что зрителю остается только изумленно восклицать. Мы видим два мира - фантазийный, с изумрудными полями и немыслимой красоты замками, и серый стальной мегаполис со светящимися бездушными окнами. Картины оживают, начинают двигаться, и лишь в этот момент ты видишь, что это актеры: их костюмы и грим, подобно паззлам, составили эти изображения. Белый экран на заднике сцены «впускает» и «выпускает» персонажей спектакля: они появляются на сцене, легко проходя сквозь него, потом появляются уже по ту сторону. Но главное заключается в том, что авторы спектакля «Головоломки», размышляя о проблемах общения молодежи и о всепоглощающей силе виртуальных миров, смотрят на это без негатива. Интернет, подобно большой ладони, поддерживает, помогает решить головоломки и подбрасывает новые, дарит возможность высказаться и быть услышанным.

Пробиться к пустой душе - задача непростая. Режиссер Калев Куду, взявшись за постановку пьесы Павла Пряжко «Жизнь удалась», пошел вслед за автором: в одноименном спектакле, который на фестивале представил театр «Tartu Student Theatre» (Тарту, Эстония), нет никаких оценок. Просто даются картинки реально существующего мира, от которого мы пытаемся сознательно отгородиться, но он все равно проникает в нашу жизнь: грубые подростки, пьющие водку, матерящиеся и занимающиеся сексом. Калев Куду говорит, что проблема острой бездуховности среди молодежи характерна не только для России. В Эстонии сегодня те же болевые точки.

Режиссер не щадит зрителя, он задает конкретные вопросы. Откуда в этих, еще, по сути, детях, такая страшная пустота? Почему торговля на рынке видеокассетами и возможность выпить - признаки удачно сложившейся жизни? И главное, почему на протяжении всего действия персонажи ни разу не вспомнили о своих родителях? Ответ напрашивается сам собой: неспособность взрослых людей общаться со своими детьми, их равнодушие приводит к закономерному финалу - то же равнодушие, только в более ужасающих формах, потеря всех духовных ориентиров. Поэтому развязные, грязно ругающиеся герои вызывают острую жалость. Этих заблудившихся детей некому взять за руку и вывести из лабиринта, где все направления заканчиваются тупиком.

В спектакле эстонского театра мы наблюдали серьезное актерское преодоление: нелегко говорить со сцены о таких вещах и таким языком. Актеры с этим справились. В финале каждый из них сбросил с себя какую-то вещь (куртку, рубашку, заколку) - неприятный образ срывался как часть сценического костюма.

Коллектив «Tartu Student Theatre», созданный в 1999 году, придерживается традиций студенческого театра и корнями уходит в 1960-е. Более 140 студентов прошли через него, открывая для эстонской публики творчество Даниила Хармса, Александра Введенского, Сары Кейн и др. Теперь в этом списке новое имя - Павел Пряжко. Руководитель театра Калев Куду намерен и в будущем ставить пьесы этого автора.

Японский писатель Юкио Мисима, с его запутанной судьбой, сложными философскими произведениями и эпатажным уходом из жизни, не так давно тоже стал открытием для Радика Рябкова. И он поставил в театре-студии «Манекен» (Челябинск) спектакль «Философский дневник маньяка-убийцы, жившего в Средние века». Можно сказать, что на фестивале «Культурная революция» был его премьерный показ, потому что в своем городе его успели сыграть только один раз. Конечно, спектакль-медитация, где в одном водовороте закручены вопросы о жизни и смерти, рассчитан на думающего зрителя, способного уловить то, что между строками, извлечь из какофонии красивые звуки и соединить их в мелодию, в тишине расслышать главное. Убийца - изнанка Создателя. Это из Мисимы. Хищные птицы, жадно вылавливающие рыбу в реке, так напоминают самолеты камикадзе из архивной военной хроники - пронзительный видеообраз, вплетенный в спектакль Радиком Рябковым. Режиссер словно бы пытается заглянуть в бесконечность и с помощью удивительных визуальных эффектов дает такую же возможность зрителю: огромная луна становится вдруг светящимся тоннелем, за которым, быть может, другой мир.

Театр-студия «Манекен» (режиссер Владимир Филонов) основан в 1996 году на базе Южно-Уральского государственного университета и муниципального театра «Манекен». Это тоже один из тех коллективов, кто способен изменять пространство в сторону позитива. В течение ряда лет театр-студия «Манекен» выступала организатором Международной театральной универсиады «UniFesT», а также стала организатором Ассоциации студенческих театров России (АСТР). Добавим к этому, что ни одна «Театральная революция» не обходится без «Манекена».

А вот Молодежный театр «Ангажемент» имени В.С. Загоруйко (Тюмень) впервые принял участие в «революционных» событиях своего города. Спектакль «Калигула» по пьесе Альбера Камю и в постановке питерского режиссера Антона Милочкина стал для достаточно молодого театра (он был основан 19 лет назад как частное предприятие бизнесменом Виктором Загоруйко и актером Леонидом Окуневым, а в 2000 году получил статус муниципального) определенным шагом к серьезной драматургии. Почти 80 лет назад Камю пытался понять самого сумасбродного и беспощадного правителя Римской империи, сегодня такую же попытку сделали актеры «Ангажемента», и это оказалось совсем непросто. Исполнитель главное роли Денис Юдин, понимая, что его герой упорно идет по пути саморазрушения, при этом сталкивается с непосильной задачей: как с помощью человеческих чувств объяснить нечеловеческое состояние?

Если на «Калигуле» - тяжелый вдох, то на спектакле театра пластики и пантомимы «Гротеск» (Сургут) - легкий выдох. Казалось бы, «33 несчастья», но сколько веселья! Пластическая комедия в стиле немого кино (автор сценария и режиссер Виктор Проскуряков) разыгрывается в больших рамах. Мелькают сюжеты о влюбленном художнике и жадном отце его избранницы, о бывалых, но не слишком удачливых мошенниках и силе любви. Рамы трансформируются то в зеркала, то в лодку, то в мольберт художника, подтверждая, что порой минимальными средствами можно создать яркий спектакль. Потому что в данном случае важны актерская пластика, их проникновение в характеры своих персонажей, умение быстро выходить из одного образа и менять его на другой.

Театр «Гротеск» Сургутского государственного университета за 16 лет своей творческой жизни осуществил больше двадцати пластических и драматических спектаклей, становился участником и дипломантом многих конкурсов и фестивалей и всегда оставался театром, который дарит радость.

А вот в главном посыле, вокруг которого закручивается абсурдный сюжет спектакля «А не съесть ли нам кого-нибудь» по пьесе С. Мрожека смешного мало. Этот спектакль представил театр «Сдвиг» из Казани (художественный руководитель Ильнар Сунгатов), которому через год исполнится 20 лет. Прекрасный актерский ансамбль - Ильнар Сунгатов, Руслан Январев, Александр Фельдман, Ленар Гильмутдинов. В пустом, словно бы подвешенном в воздухе пространстве, четверо мужчин в изящных фраках. Все прилично, но только до определенного момента. Умом понимаешь - конечно же, никто никого не съест, но как отчетливо видна человеческая ломка в стремлении выжить любым способом. Совсем как в жизни.

Три цвета - белый, черный, красный. Спектакль «Глазами клоуна» по роману Генриха Бёлля обозначен режиссером Любовью Лешуковой как публичная исповедь. Если много раз вырывать из груди свое сердце и бросать к ногам публики, рано или поздно оно перестанет биться. Если из жизни уходит та единственная, которая хоть как-то примиряла героя с жестоким и несовершенным миром, его сердцу остается лишь одно - замереть. В звенящей пустоте сценического пространства, где немногочисленные предметы словно бы покрыты полустершимся слоем грима, Клоун срывает маску (Юрий Захаров) и разыгрывает последний в своей жизни спектакль - собственные похороны. Ему это вполне удается. Театр «Мимикрия» не просто проживает этот сюжет вместе со зрителем, но и активно вовлекает его в действие, раздавая вместе с соответствующим реквизитом роли Мамы, Отца, Брата, Любовницы и Соперника. Насколько пришедший на спектакль человек готов к такому повороту - вопрос. Но в конечном итоге все становятся частью действия. И когда Клоун, несмотря на финальные аплодисменты, не выходит на поклон (все верно, он ведь умер), зритель не сдается и упорно продолжает хлопать. Чтобы этими вибрациями воздуха и звука оживить, спасти, вернуть.

Финальной точкой «Театральной Революции» - яркой и забавной - стали спектакли театра буффонады и эксцентричной пантомимы «Happy people» (Киев, Украина). Актеры этого театра - абсолютно счастливые люди. И не только потому, что в своем спектакле утверждают, что «Счастье есть». Для них - профессиональных актеров и режиссеров, выпускников Киевского национального университета культуры и искусств - их театр не служба, а служение. О своих театральных работах они говорят как о бездонном мире непрекращающихся позитивных эмоций. После встречи с «Happy people» на фестивале можно утверждать - это абсолютная правда.


Рожденные революцией


Любовь Лешукова, помимо того, что руководит театром «Мимикрия» и возглавляет «Театральную революцию», является еще и доцентом кафедры режиссуры Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий. Одну из своих научных работ она посвятила молодежному фестивальному движению, причем в исследовании опиралась на собственный опыт. Главный акцент заключается в том, что для любительского коллектива участие в фестивалях имеет колоссальное значение. Театр «Мимикрия», и Любовь Лешукова в этом убеждена, вырос во многом благодаря участию в фестивалях. Всего за несколько лет о молодежном театре из Тюмени узнали во многих российских городах: он становился лауреатом многих российских фестивалей, в том числе в Екатеринбурге, Волгограде, Иркутске, Санкт-Петербурге, Челябинске, Кемерово. В 2011 году по рекомендации Российского центра международной ассоциации любительских театров (АИТА) «Мимикрия» представляла Россию на Всемирном Конгрессе «AITA/IATA» и на Международном театральном фестивале «Диалог 2011» в Норвегии.

Став частью фестивального процесса, театр «Мимикрия» получил возможность качественного роста. Теперь, совершив «Театральную революцию», он дает этот шанс другим.

 

Фотографии предоставлены оргкомитетом фестиваля «Театральная революция»


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.