Герои и образы Александра Швачунова (Курск)

Выпуск №7-157/2013, Лица

Герои и образы Александра Швачунова (Курск)

Появляясь на сцене Курского государственного драматического театра им. А. С. Пушкина, Александр Швачунов, заслуженный артист РФ, сразу же завладевает вниманием зрительного зала. И это происходит всегда, вне зависимости от того, какая роль ему досталась - главная или эпизодическая. Любой герой Александра Сергеевича покоряет зрителей своим обаянием и запоминается выразительной актерской игрой.

Роли Швачунову достаются разные, но в каждой из них он старается раскрыть своего персонажа до конца. Так произошло и с Сирано де Бержераком, в одноименной героической комедии Э. Ростана. В этой роли Александр Сергеевич сменил Сергея Симошина, игравшего поэта несколько лет. И, не изменив практически ничего, Швачунову удалось создать абсолютно новый персонаж.

Сирано Александра Швачунова - фигура, скорее, не героическая, а лирическая. Главной задачей его является сделать свою возлюбленную Роксану счастливой. В этой роли актер уходит от присущего другим его героям ехидства и язвительности. Сирано ранимый, но это свое качество он старается прятать под маской неуязвимости, предпочитая смотреть на все происходящее в его жизни с юмором. За то время, что длится спектакль, Швачунов показывает зрителю разного Сирано. Это и насмехающийся над соперником непобедимый дуэлянт. И абсолютно несчастный человек, страдающий от безответной любви. Александру Сергеевичу прекрасно удалось передать состояние отчаянной храбрости героя, воодушевленного предстоящим свиданием с любимой и потому совершившего невозможное - Сирано с легкостью одолел сотню наемных убийц, отделавшись одной лишь царапиной.

Персонаж Александра Швачунова - лирический герой, совершающий подвиги во имя любви. И подвиги эти заключаются не только в блестяще проведенных дуэлях, но и в победе над самим собой. Сирано, дабы сделать возлюбленную счастливой, отказывается от права на взаимность и на протяжении всей жизни играет роль доброго друга, который разрешит все проблемы и совершит все возможное - ради Роксаны.

Финальная сцена в спектакле сыграна Швачуновым на сопротивление. Его герой не покоряется пришедшей за ним смерти. Он вызывает на дуэль и ее, разбивая цепи, которые были ненавистны ему на протяжении всей жизни: «ложь, подлость, зависть, лицемерье». И, хотя здесь ему пришлось проиграть, он уходит свободным и непокоренным.

Играя Труффальдино в итальянской комедии «Слуга двух господ» Карло Гольдони, он создает не менее интересного и яркого персонажа. Его Труффальдино на протяжении всего спектакля открывается зрителю с разных сторон. Сперва он предстает перед публикой этаким простачком, который готов поверить любому слову и, казалось бы, сам совершенно неспособен на хитрость. Но это не так. По ходу действия Александр Швачунов дает нам понять, что его персонаж не так уж и прост. Одновременно прислуживая двум хозяевам и стараясь выполнить их указания, Труффальдино запутывает такой клубок событий, который, казалось бы, мирно распутать невозможно. Однако слуга двух господ с легкостью выходит из положения, призывая на помощь все свое умение представить происходящее в ином свете. И, вполне возможно, он бы смог очень долгое время успешно лавировать между двух хозяев, если бы сам не решил прояснить сложившуюся ситуацию.

Труффальдино Швачунова динамичен, он постоянно меняется. Актер показывает качества, которые делают его персонажа притягательным. Его находчивости и смышлености можно только позавидовать, ну а умение и стремление вести диалог с залом придает спектаклю и его главному герою дополнительные краски. В этой роли Александр Швачунов проявил наиболее яркие грани своего комического таланта. В целях самовыражения задействовано все: голос, мимика и пластика актера. Труффальдино Александра Сергеевича порхает сцене, шутя сталкивает героев и сплетает их жизни в хитроумный клубок случайностей, порой нелепых, порой счастливых.

Лирик, комик - это далеко не все маски, которые примеряет на сцене Александр Швачунов. В зависимости от роли он может быть и совершенно... обычным. Именно таким появляется перед зрителями его герой - Виктор Петрович из спектакля «Пришел мужчина к женщине» по пьесе Семена Злотникова. Совершенно неслучайно здесь упомянут эпитет «обычный». Виктора Петровича, пожалуй, можно назвать собирательным образом разведенного мужчины после сорока - одинокого и несчастного. Такие каждый день ездят в одном автобусе с нами, ходят по улицам. Иногда их можно узнать, по неуверенным шагам и движениям, по давно потухшему взгляду. Александр Сергеевич показывает нам, что творится в душе у такого обычного человека. Кажется, что он не только внешне, но и внутренне перевоплощается в чуть неуклюжего, стесняющегося своей неловкости человека, который уже давно смирился с тем, что он не нужен окружающим.

За время спектакля герою Швачунова приходится пройти несколько стадий, как в отношениях с новой знакомой, так и внутри себя. В самом начале Виктор Петрович - затюканный жизнью мужчина, который настолько погрузился в мысли о собственной ненужности, что практически сам решает за героиню - ни к чему ей с ним связываться. Он боится поверить в то, что может представлять интерес для другого человека. Однако некая надежда в нем все же теплится, так как он не уходит, остается.

Это колебание от надежды до отчаяния очень хорошо передает Александр Сергеевич: растерянным взглядом, слегка дрожащим голосом и тут же - уверенными движениями и решительными действиями. В этой роли Швачунов напоминает маятник, который качается из стороны в сторону, боясь хоть на мгновение застыть в одном положении.

Швачунову удалось показать, насколько его герою хочется быть счастливым. Но, когда уже вроде бы жизнь Виктора Петровича начинает налаживаться, он пугается. Того, что недостоин этого счастья, и того, что оно может кончиться. Герой Александра Швачунова настолько хочет быть счастливым, что даже боится исполнения этой заветной мечты. И сомневается в том, заслужил ли он это счастье вообще.

Виктор Петрович в исполнении Александра Сергеевича, обычный с первого взгляда, оказывается человеком тонким, философом и романтиком. Кажется, это понимает и героиня, которая все же решает связать свою судьбу с пусть несуразным, растерянным и слегка неловким персонажем. Ведь счастье кроется не в ловкости и не в высоком росте. А в том, чтобы рядом был настоящий человек.

В работе над ролью Александр Сергеевич всегда старается вкладывать в свои слова и действия тот смысл, что вкладывал в них автор произведения. Это, вкупе с блестящим актерским талантом и упорной работой, позволяет ему каждый раз создавать совершенно новые, разные и запоминающиеся образы, которые потом долго не стираются из памяти зрителя.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.