В поиске… Х фестиваль школьных театров «Русская драма»

Выпуск №5-115/2009, Фестивали

В поиске…  Х фестиваль школьных театров «Русская драма» В середине ноября в помещении Московского театра русской драмы «Камерная сцена» состоялся юбилейный Х фестиваль школьных театров «Русская драма», посвященный памяти Великой княгини Елизаветы Федоровны.

Учредители фестиваля – Правительство Москвы, театр «Камерная сцена», Синодальный отдел по делам молодежи РПЦ, СТД РФ и еще 8 организаций, имеющих отношение к работе с детьми и молодежью. К открытию фестиваля были присланы поздравления от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и других представителей Церкви, руководителей творческих союзов, известных деятелей театра и культуры. Организаторами был выпущен цветной альбом, отражающий весь десятилетний путь фестиваля.

В Москву приехало 13 коллективов из разных уголков страны – от Иркутска до Пскова. Их работы были признаны лучшими из 100 предварительно просмотренных видеозаписей. Отличительной особенностью именно этого фестиваля явилось участие в нем преимущественно старшеклассников (хотя были и малыши), а также приглашение одного коллектива профессионального молодежного театра и одного народного. Такой отбор небесспорен, но он позволил зрителю сравнить достижения начинающих юных и уже опытных артистов, дал возможность шире представить направления режиссерских поисков.

Семь дней напряженнейшей работы – с пятнадцати часов в переполненном зрительном зале показывалось 2-3 спектакля, а вечером происходило их открытое обсуждение со всеми руководителями коллективов и членами жюри, в которое входили театроведы, актеры, руководители театра и иеромонах. Здесь также выслушивалось мнение специального детского жюри, часто поражавшего наивно высказанным, но тонким художественным чутьем. Итог дискуссии подводил председатель жюри, художественный руководитель театра «Камерная сцена» М.Г.Щепенко. Оценивая спектакли, он отдавал предпочтение постановкам, пробуждающим детскую душу, наполняющим ее любовью к людям, окружающему миру, воспитывающим патриотические чувства, отражающим религиозно-нравственные проблемы. Эти обсуждения, ставшие традиционными и получившие название творческой лаборатории, являются хорошей школой для всех. На них приходят журналисты и даже режиссеры, не участвующие в фестивальном показе, приезжая нередко из других городов.

Рамки статьи позволяют лишь бегло обозначить наиболее характерные спектакли, дающие представление об общем художественном уровне фестиваля, разнообразии его тем и жанров.

Начну с самого простого и светлого. Сказки. Их было три – «Сказки городка «Жур-Жур» по произведению Дж.Родари в обработке Р.Погодина (г.Железнодорожный, Московская обл., руководители – С.А.Кагаков и Е.В.Бикс), «Цветик-семицветик» В.Катаева (г.Лаишево, Республика Татарстан, руководитель С.И.Мурзина) и «Б.У.ратино» Д.Н.Калинина (Нижний Новгород, руководитель М.А.Комиссарова).

Первые две сказки исполнили малыши и младшие школьники. Простые и прелестные сюжеты, в которых действовали люди, зверюшки и даже ожившие деревья, речки и холмы, были разыграны маленькими актерами с полной самоотдачей, умиляющей детской искренностью и удивительной свободой. Со вкусом сшитые разноцветные костюмы и не загружающие сцену легкие декорации явились прекрасным оформлением этих праздничных спектаклей. Они были равноценны, но диплом достался сказке «Жур-Жур».

Если первые две постановки традиционны в разработке сказочной темы и верны литературной основе, то «Б.У.ратино» – спектакль сатирически-фарсовый, явно нацеленный на сегодняшний день. Здесь куклы Карабаса-Барабаса в забавных куплетах и танцах не устают славить своего угнетателя. В миниатюрах показаны врачи, не лечащие нас, а пускающие «по кругу», служащие «Макдоналдса», вытягивающие деньги, и бандиты, просто их отнимающие, Мальвина с Артемоном, обучающие Буратино, когда тот изнывает от голода, и т.д. Одним словом, в спектакле дана цепочка веселых сатирических эпизодов, в которых наш любимый деревянный человечек является связующим звеном и «мальчиком для битья». Однако он не теряет своей природной жизнестойкости и жизнелюбия. Егор Воронин сыграл эту роль удивительно органично, легко, задорно. Да и все другие исполнители были на высоте, создав цельный ансамблевый звонкий спектакль в духе нынешних редких содержательных шоу. Однако именно это качество не всем пришлось по душе, и спектакль не получил приза. По мнению судей, светлое начало постановки, воплощенное в эпизодической роли черепахи Тортилы, «не перевесило» объем показанного «негатива».

Глубокое переосмысление классики с показом знаменитых сюжетов Н.В.Гоголя в совершенно неожиданных ракурсах было дано в спектаклях «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем» (г. Соликамск, Пермский край; руководитель Е.И.Пыльская) и «Мой милый Плюшкин», поставленном по мотивам одноименной пьесы В.Ольшанского (г.Краснокамск, Пермский край; руководитель А.Г.Сергина). В первом случае о всем известной ссоре было рассказано через восприятие ее дворней обоих героев, которые сами на сцене вообще не появляются. Слуги, наблюдающие за ней, удивляются нелепости ситуации, бранятся, защищая каждый своего барина. Все это подано в мажорном тоне, с шумом и гамом, в динамичном ритме. При написании сценария максимально использован текст Гоголя. Спектакль, исполненный школьниками, владеющими словом и телом, излучал энергию молодости и получил диплом лауреата фестиваля.

«Мой милый Плюшкин» – это попытка реабилитации героя, оправдания его нынешнего состояния прошлой жизнью. Начавшись с встречи Чичикова с Плюшкиным, сюжет постепенно раскручивается в «обратную сторону», и перед нами проходят картины молодости героя – вполне обычной, «как у всех», а жизненный «сбой» произошел после смерти жены. Спектакль сделан в острой, порой гротесковой форме, не отпускающей внимание зрителя, за что и получил диплом.

Оригинальный подход к показу советской классики зрители увидели в спектакле «Легенда о Молодогвардейцах» по роману А.Фадеева в переложении Э.Федотова (Псков, руководитель Е.Г.Шишло). Здесь старая, заезженная, но святая тема обрела второе дыхание, будучи раскрытой через восприятие военных событий современной молодежью. Динамичное чередование эпизодов романа с картинами их оценки нынешним поколением, хорошо подобранные видеоматериалы и музыка – все это подано в жесткой, графичной театральной форме и вызвало живой отклик зрительного зала. Спектакль заслуженно получил свой диплом.

Но не только дух новаторства, поиска новых форм царил на фестивале. Были спектакли, поставленные вполне традиционно и без изменений первоначальной литературной основы. Они прекрасно принимались зрителями, особенно когда в лучших эпизодах со сцены веяло живыми неподдельными эмоциями и показывалась глубинная правда человеческого бытия. Таковы были постановки пьесы А.Володина, инсценировки рассказов Ф.Абрамова, В.Распутина, В.Шукшина. Лучшей работой из этой группы постановок, ставшей лауреатом фестиваля, был спектакль «Не так живи, как хочется» А.Н. Островского (г.Волоколамск, Московская обл.; руководитель О.А.Буракова). Сыгран он взрослыми, в том числе пожилыми людьми – актерами народного театра. Вопрос об оценке этой работы – тема отдельного разговора. Отметим главное – спектакль еще раз доказал, что русский традиционный реалистический психологический театр с тонкой и умной режиссурой, «умирающей в актере», обладает в наше время огромными возможностями и неисчерпаемым потенциалом для своего развития.

Совершенно отдельного упоминания заслуживает спектакль «...Детство убежало от меня» (Москва, руководитель и автор пьесы Г.Е.Малофеева). Это рассказ о трагической судьбе реального человека – Ники Турбиной, гениальной поэтессы, дар которой открылся, когда ей было 4 года, а в 13 – ушел, исчез. Спектакль в основном построен на стихах Ники, не по возрасту проникновенных, глубоких. Они прекрасно исполняются всеми девочками-школьницами, но такого постижения этой непростой поэзии и характера героини, какой явила 10-летняя Вера Терехова, выступавшая от лица Ники, – невозможно забыть, а видеть и слушать ее нельзя без кома в горле. Это не просто талантливое исполнение, здесь чувствуется незаурядная человеческая личность самой актрисы. Только бы уберечь ее от срыва.

Наконец, скажем о постановке, получившей высшую награду – «Гран-При». Это спектакль «Дом Свободы» Р.Сванидзе (г. Саров, Нижегородская обл.; руководитель И.М.Семенчук). В нем рассказывается о драматическом пребывании Царской семьи в ссылке в Тобольске. Трагические события происходят в стране, о них высочайшие узники узнают иногда из редко выдаваемых им газет. Духовная твердость затворников, сплоченность семьи, взаимоподдержка, душевная чуткость, проявляемая друг к другу, и общая глубокая вера в Бога показаны на фоне отголосков страшных событий. На сцене – два разных несоединимых мира. Семья уничтожена, но дух взаимной любви и веры, царивший в их жилище, в этом последнем «Доме Свободы», остался непобежденным. Играли все исполнители сдержанно, ровно, органично, сумели передать атмосферу тех дней. Спектакль, как никакой другой, соответствовал посвящению фестиваля Великой княгине Елизавете Федоровне. В день закрытия, помимо наград за лучшие спектакли, режиссеры, художники, хореографы, многие исполнители были поощрены дипломами и подарками по многочисленным номинациям, в том числе, предложенным детским жюри в ходе фестиваля. В результате, к общей радости, взрослым и детям было роздано более ста подарков и наград, ни один коллектив не был обойден тем или иным поощрением. Все разъехались с горящими глазами и в состоянии полной эйфории – что и должно быть на подобных фестивалях.

После просмотра всех спектаклей напрашивается два очевидных вывода.

Фестиваль в очередной раз подтвердил наличие высокой театральной культуры во многих самодеятельных коллективах, работающих по всей России в ее больших и малых городах. И это вселяет надежду. Талантов у нас по-прежнему много – нужна только их поддержка.

Многие режиссеры смело экспериментируют в области формы и содержания, другие добиваются хороших результатов в рамках традиций. Но главное – все находятся в активном поиске путей овладения вниманием зрителей. Именно в этом залог развития и будущих успехов самодеятельного театра, всегда способствующего становлению личности молодых и часто являющегося стартовой площадкой для профессионалов великого искусства театра.

Фото предоставлены театром «Камерная сцена»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.