Лицедейство заложено в каждом. / Марина Дюсьметова (Томск) | Страстной бульвар, 10

Лицедейство заложено в каждом. / Марина Дюсьметова (Томск)

Выпуск №7-157/2013, Юбилей

Лицедейство заложено в каждом. / Марина Дюсьметова (Томск)

В нынешнем году актриса Томского театра куклы и актера «Скоморох» им. Р. Виндермана, заслуженная артистка России Марина ДЮСЬМЕТОВА отмечает сразу три значимых события: личный юбилей, сорокалетие творческой деятельности и тридцатилетие пребывания на томской сцене.

 

В 1973 году после окончания Свердловского театрального училища она была приглашена руководителем курса, известным режиссером-кукольником Романом Виндерманом в Свердловский театр кукол.

А через десять лет от учителя последовало очередное приглашение - в Томск, где Роману Михайловичу было предложено возглавить театр кукол. Она поехала туда почти не раздумывая, вместе со всей семьей: с мужем и сыновьями. И никогда не пожалела об этом. Томск, театр куклы и актера «Скоморох» стали ее жизнью, ее судьбой...

Марина Дюсьметова - из тех актрис, что запоминаются сразу, едва появившись на сцене, и не важно - в главной ли роли или в эпизоде... В ней удивительным образом сочетаются высокий профессионализм и внутренняя человеческая глубина. Она, имея немалый актерский опыт и звания, никогда не позволяет себе почивать на лаврах или свысока поглядывать на своих менее опытных коллег по сцене. Как истинный профи, она ищет любую возможность поучиться - чему-нибудь, у кого-нибудь... Она очень тщательно подходит к каждой своей роли: ищет, мучается, переживает...

Оттого-то любая роль Марины Дюсьметовой - событие для зрителя. А их за ее сценическую жизнь набралось немало - почти девяносто. Причем, самых разных - характерных, драматических, лирических...

Марина Викторовна известна томскому (и не только) зрителю и как постановщик.

Но особая стезя актрисы - педагогическая... Театральной педагогикой она начала заниматься очень давно - еще в Свердловске, практически сразу же после окончания театрального училища. К ней обратилась руководитель театральной студии при политехническом институте с просьбой «подхватить» коллектив, так как она уезжала по распределению в другой город.

- Костяк студии составляли студенты-физики, - рассказывает Марина Викторовна. - Взрослые, серьезные парни были просто влюблены в театр, не пропускали ни одной премьеры и горели желанием творить. Им было интересно придумывать новую, оригинальную механику для кукол, а их подругам (студенткам химического факультета), в свою очередь, очень нравилось шить для кукол костюмы, мастерить реквизит. Ребята подкупили меня своим азартом. Мы отрабатывали все необходимые актерские навыки: и сценическое движение, и сценическую речь. Я не просто передавала им, что знала сама, но и училась вместе с ними.

«Я учусь вместе с вами», - эту фразу она часто повторяет своим ученикам. И это действительно так, ведь аудитории, с которыми приходилось и приходится работать Марине Викторовне, самые разные. И для каждой нужна своя программа, свой подход, свои методики. Одно дело - это будущее актеры и режиссеры из Томского колледжа культуры и искусств, другое - дети с ограниченными возможностями или учителя.

На вопрос, с кем же все-таки интереснее работать: с людьми, которые хотят профессионально связать свою жизнь с театром или с любителями, Марина Дюсьметова отвечает:

-Я не делю своих учеников ни по возрасту, ни по профессии. Мне интересно с теми, в ком я нахожу живой отклик, кто влюблен в театр и не перестает ему удивляться вновь и вновь.

Оказывается, людей, увлеченных театром и уверовавших в его необыкновенные возможности, не так уж и мало. Так, однажды Марине Викторовне довелось вести курс актерского мастерства в Институте учителя. Она предложила педагогам подумать, как каждый из них может интереснее преподать свой предмет, скажем, с помощью театральной куклы. Предложение оказалось неожиданным, но те, кто откликнулся на него, убедились, насколько возрос ребячий интерес к урокам. Например, с одним преподавателем астрономии они придумали куклу Звездочета. Это была перчаточная кукла, с помощью которой учитель раскрывал на своих занятиях самые серьезные темы о небесных светилах, галактиках.... Отвечали урок ребята тоже с помощью Звездочета. И надо было видеть, как они буквально вырывали его из рук друг друга, стремясь к доске. Вырос интерес к предмету, а, следом - и успеваемость!

А какую интересную театральную программу она придумала для учеников младших классов!

С помощью родителей для каждого ребенка была сделана своя кукла, со своим именем, характером. Эта кукла постоянно была с ним - и дома, и в школе. И домашние задания учитель спрашивал не у ребенка, а именно у его куклы.

- И когда задание было подготовлено не лучшим образом, ребенок за свою куклу расстраивался гораздо больше, нежели бы он переживал за себя, - говорит Марина Дюсьметова. - И уже на следующий день он старался подготовиться лучше, чтобы «не подвести» своего маленького друга.

Бывало, кто-то из ребятишек забывал куклу дома, а она была нужна для какого-то упражнения (в том числе и для развития координации, моторики). Тогда мы вместе обращались к детям с просьбой выручить одноклассника и дать на время свою куклу. И они, преодолевая в душе собственническое чувство, с неким трепетом отдавали в чужие руки свое сокровище, повторяя при этом: «только осторожнее», «не порви», «не испачкай». А порой кукла выступала в роли миротворца. Когда ребятишки ссорились, я просила их кукол «пожать» друг другу руки и пожелать чего-нибудь хорошего. Конечно, поначалу дети сопротивлялись, но аргумент, что это делают не они, а куклы, был весомым!

Дети (да и взрослые тоже) очень охотно откликаются на предложение поиграть. Лицедейство заложено в каждом человеке. В ком-то - больше, в ком-то - меньше. Людям легче действовать и раскрывать себя «под прикрытием», через другое лицо, другой персонаж.

Немалый педагогический опыт, безусловно, помогает ей и в актерской, и в режиссерской работе. Но иногда и... мешает. Например, у нее возникает внутренний протест, когда режиссер в процессе репетиции объясняет что-то или чересчур сложно, или напротив - очень примитивно. Но она всегда руководствуется профессиональной этикой, и никогда не позволяет себе «поучать» постановщика или навязывать ему свое мнение. Даже, если этот постановщик очень молод и неопытен. Она пытается встать на место режиссера и сообща работать над ролью и спектаклем.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.