Дмитров. Нечаянная радость

Выпуск № 8-158 / 2013, В России

Дмитров. Нечаянная радость

До города Дмитрова от Савеловского вокзала можно добраться на электричке часа за полтора, а на машине, если без пробок, от «крайней» на сегодня станции метро «Алтуфьево» дорога займет около часа. Подобное ближнее Подмосковье нынче все активнее осваивается москвичами как город-спутник, где можно спокойно жить в уютных домах и коттеджах, работая, между тем, в столице. И это не просто спальный район, хотя место зеленое и тихое.

Тут есть старинность, чувствуется свой исторический дух. С любой точки увидишь не один храм с золотыми куполами, и недаром благодарно помнят здесь князя Всеволода Большое Гнездо. Драматический театр, тоже названный «Большое гнездо», в Дмитрове существует многие годы, но, ожидая от нынешних отцов города давно обещанного нового дома, по-прежнему ютится в крохотном, мест на восемьдесят, малом зале Дмитровского Дворца культуры, упрямо стараясь в каждой постановке извлечь из своей вынужденной камерности определенный художественный эффект.

За последние семь лет, когда худруком «Большого гнезда» стал молодой режиссер Дмитрий Юмашев, ученик народного артиста России Сергея Ивановича Яшина, афиша театра последовательно пополняется не только кассовыми хитами или детскими сказками, но также русской классикой и произведениями, с нею соотносимыми. Очередной такой премьерой стала «Касатка» А.Н.Толстого в постановке Дмитрия Юмашева и художника Надежды Яшиной.

«Касатку» привычно называют комедией, а между тем, эта пьеса, исполненная пряной лирической энергии, смело соперничает с чувственными драмами рубежа веков, где все непросто и вовсе неоднозначно. Цикл лирических драм Алексея Николаевича Толстого, в который входит и «Касатка», можно назвать «бабьим летом» русской драматургии. По сути, любая из них несет в себе то незабываемое и неповторимое обманчивое «последнее тепло», за которым следует нечто неведомое и опасное.

Сюжетная ситуация «Касатки» своим лирическим напряжением напоминает жестокий романс, но оставляет надежду на счастливый финал. Проигравшийся в карты князь Бельский и делящая с ним превратности судьбы актриса Марья Семеновна Косарева по прозвищу Касатка по наущению обаятельного собутыльника Абрама Желтухина бегут от кредиторов из столицы в имение тетки Бельского Варвары Ивановны. Здесь они встречают готовую к венцу юную пару - воспитанника хозяйки Илью Быкова и невесту его Раису Глебовну. Но, оказывается, юный романтик когда-то встретил Касатку, «до ожога» в нее влюбившись, и его нынешнее намерение жениться на Раисе лишь напрасная попытка эту страсть заглушить. Касатка тоже Илью помнит и готова отринуть угарную жизнь ради вернувшейся в душу высокой любви. А беспутный князь с первого взгляда давно забытым светлым чувством полюбил наивную Раису при явной взаимности с ее стороны. Мудрая Варвара Ивановна, хоть и строгих правил, в свою очередь, прониклась нежностью к безалаберному Желтухину.

Переплетенье тонких чувств - основное проявление «романсовой» природы спектакля. Это подчеркнуто лейттемой романса «Ямщик, не гони лошадей». Периодически возникая, мотив этот звучит как заклинание «Остановись, мгновенье», но не потому только, что хочется продлить очарованье, а потому еще, что душа не на месте в ожидании чего-то неизбежного.

Этот лирический тонус действия очень важен режиссеру Дмитрию Юмашеву, который выстраивает отношения героев сложно и строго, избегая соблазна превратить спектакль в череду эффектных музыкальных номеров. Художник Надежда Яшина крохотную сцену театра насыщает аскетичными, но полноценными метафорами, в которых чувствуется духота гостиничного номера, где картежники азартно ставят на последнее, блаженство здоровой жизни уединенного имения или близость реки, на берегу которой героев ждет новая неведомая жизнь.

Среда получилась внятная и живая. Любого персонажа здесь тоже можно хорошо разглядеть и даже попытаться понять, почему у каждого душа не на месте. Ведь многие из них, не ведая, что творят, и жить торопятся, и чувствовать спешат. Касатка - Екатерина Романова поначалу рискует захлебнуться изматывающей ее «достоевщиной». Спасает героиню сложный замес здорового цинизма, сердечной зоркости и душевной щедрости, покой обреченности при искренней готовности поверить в несбыточное счастье. Илья Быков свою романтическую, чисто славянскую сущность строго бережет, чуть ли ни лелеет. Цельность его духа остается неколебима.

Для героя, вдохновенно сыгранного молодым артистом Владимиром Котиком, чувства святы, он отдается им всецело и безоглядно. Мучения его вовсе не инфантильная «беда от нежного сердца», а истинный «мильон терзаний». Тем опаснее незабываемая и неизбывная страсть Ильи к Касатке, от которой он напряженно ждет катастрофы. И то, что их отношения обретают гармонию, нечаянная радость для обоих. Беспутный князь Бельский, который, по Толстому, почти предтеча «лишних людей» Бунина и Булгакова, у артиста Романа Шишкова получился существом неожиданно тихим, замкнутым на самом себе и вряд ли склонным к риску. Встрече с юной Раисой, столь же смиренной, сколь и упрямой в исполнении Ольги Поповой, он радуется как не менее нечаянной надежде на спасение. Душевным покоем озабочена и мудрая хозяйка имения Варвара Ивановна Марии Вавилонской, хотя с первых минут она чувствует, что вокруг творится что-то неладное. Смурного, но обаятельного в своем прямолинейном простодушии Абрама Желтухина - Тимофея Разуменко она в финале берет под свою опеку вовсе не из жалости, но явно подчинившись сердечной привязанности, которая, кажется, неизбежно рождается только и исключительно в столь блаженных местах. А что героев с их надеждами ждет за порогом дома, угадать или предсказать никто не возьмется.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.