Из жизни дураков / "Дураки" (Московский драматический театр им.К.С.Станиславского)

Выпуск № 8-158 / 2013, Премьеры Москвы

Из жизни дураков / "Дураки" (Московский драматический театр им.К.С.Станиславского)

«Умный любит учиться, а дурак - учить». Когда слышишь бодрые речи Леона Степановича Толчинского, предвкушающего блестящую карьеру просветителя в Куличовке, эта поговорка вспоминается поневоле. Хотя деревня-то и сама славится дураками...

Премьера спектакля «Дураки» по одноименной пьесе американского драматурга Нила Саймона состоялась в Московском драматическом театре им. К.С. Станиславского. Режиссер-постановщик, автор сценографии и костюмов - народный артист России и художественный руководитель театра Валерий Белякович, исследуя природу человеческой дурости, все время заставляет зрителя сомневаться - кто же есть кто на самом деле?

В этой «неправдоподобной комедии» все с ног на голову. Богом забытая Куличовка живет по давно заведенному раскладу: над деревней уже три столетия висит страшное заклятие (куличовцы все время путаются - зачатие, занятие?), вследствие чего здесь рождаются исключительно дураки, включая домашних животных. По легенде, сыр-бор разгорелся из-за несчастной истории любви неграмотного Казимира Юзекевича и образованной девушки Софьи, дочери известного грамотея Зубрицкого. Он-то и наложил запрет на брак влюбленных, выдав девушку за умного студента. Казимиру ничего не оставалось, как «зарыться в землю», а проще говоря - свести счеты с жизнью. В свою очередь, его отец сказал веское слово - проклял куличовцев, поразив всеобщим вирусом глупости. Плюс еще одно условие: до тех пор, пока заклятие не снято, ни один куличовец не покинет «территорию глупости».

Все это зафиксировано в «книге заклятий», и с текстом ознакомлен каждый. Исправить дело может только брак между графом Юзекевичем - местным властителем и Софьей Зубрицкой - красавицей и, по-своему, умницей. Граф дважды в день просит ее руки, Софья отвечает отказом. Деревню сотрясают уже ставшие привычными страсти, но в целом всех все устраивает. Современно, не правда ли?..

Куличовцы так привыкли к своей дурости, что несут ее подобно флагу. «У нас все в роду были дураками. Мы - патриоты», - гордо провозглашает торговка Янка (Диана Рахимова). А может, существовать в «формате дураков» им просто удобней? Не нужно принимать решений, а главное, можно не брать на себя никакой ответственности.

Здесь все - доведенный до автоматизма ритуал. Никто на самом деле не боится грозного Графа, а трехкратное «страшно, страшно, страшно!» при упоминании его имени лишь формальное выражение покорности. И вообще, лучше пусть куличовцам будет страшно, чем наоборот, говорит Толчинскому доктор Зубрицкий (Владимир Коренев), больше напоминающий философа, чем сельского врача. Размышляя о судьбе куличовцев и понимая, что на фоне остальных он, возможно, не так уж и глуп (все же советы дает страждущим, рецепты выписывает), он как бы невзначай говорит, что в метафизическом смысле они с женой тоже дураки.

Куличовцы, скорее, с придурью, но уж никак не пустоголовые. «У нас каждый дурак сам себе на уме», - заявляют они. И возникает ощущение, что все происходящее - просто игра. Они разыгрывают молодого учителя, подтрунивают над ним, а потом и вовсе выставляют на посмешище. Задавая вопрос куличовцам о целях человеческого существования, молодой учитель сам оказывается в дурацком положении. А те с изумлением спрашивают - да разве существует ответ на такой вопрос? У Толчинского сомнений нет.

Софья Зубрицкая (Ирина Коренева), предпочитая желтый цвет за то, что он не пристает к пальцам, а в качестве иностранного языка выбирая говяжий, дает при этом абсолютно разумное определение понятию мечты: это то, что никогда не сбывается. Она издевается над Толчинским? А он, ослепленный внезапно вспыхнувшей любовью, этого не понимает? Или же его так греет перспектива жениться на Софье?

Похоже, что дочь доктора Зубрицкого одна из немногих, кто хочет вырваться из Куличовки: «Я бы хотела стать птицей, чтобы увидеть весь мир, все узнать...». Впрочем, и злой граф Юзекевич (Валерий Афанасьев) тоже не прочь разорвать этот замкнутый круг. В огромной короне, похожий на короля из дурацкого королевства, он уже и сам не рад такой жизни. Граф безумно устал от родовой мести, ему надоело делать бесконечные предложения руки и сердца, да и не вполне уверен он, что любит Софью. Он одинокий романтик, такой же не понятый, как мистер Икс, чью арию он очень забавно исполняет. У графа Зубрицкого свои мечты: ему бы сына, да на рыбалку с ним на утренней зорьке.

В сценическое пространство спектакля режиссер вписал всего несколько красок. Белый диск косогора, который вращается в заведенном ритме и трансформируется то в трибуну для митинга, то в мост над вечностью. Красный диск солнца, напоминающий изображение на японской гравюре, начинает пульсировать в самый ответственный момент, когда вот-вот решится судьба куличовцев. Толчинский, взявшись снять куличовское заклятие (такой вариант избавления от колдовских чар тоже прописан в древней книге), рискует в полном смысле головой. Если к назначенному часу Софья его усилиями не наберется знаний и не поумнеет, в деревне все останется по-прежнему, а ряды куличовцев пополнит новый дурак - теперь уже сам учитель.

Бесконечная смена дня и ночи, безумный ритм, в котором вращается колесо косогора, грядущая свадьба и полная неизвестность, кто на ком женится - в Куличовке все окончательно наперекосяк. И пора уже, наконец, принять какое-то решение. Жители деревни вроде бы и злятся на строптивую Софью, но при этом всерьез задумываются, стоит ли снимать заклятие. А вдруг окажется, что они в самом деле - абсолютные дураки? И опасения, надо сказать, не напрасны. Драматург Саймон в финале пьесы дает краткое описание новой жизни своих персонажей после исчезновения заклятия. Если Янка, резко поумнев, превратилась в удачливую коммерсантку, жена доктора Зубрицкого Елена пошла в политику, а сам доктор стал медицинским светилом, то Мясник (а именно он и выражал опасение, «что для его мозгов не столь уж важно, существует заклятие или нет») ума не набрался и прогорел со всеми своими мясными лавками.

Режиссер Белякович ставит другую финальную точку. После того, как отгремела, наконец, свадьба Леона Толчинского и Софьи со всеми ее атрибутами - дурацким оркестром, дурацкими танцами и опахалами из пальм, грянул, наконец, гром небесный. И что, было заклятие? Вот это вопрос... «Мы давно уже не дураки. Просто к этому нужно привыкнуть», - говорит один из героев спектакля, обращаясь в зрительный зал. Посыл абсолютно ясен.

Герои пьесы Нила Саймона живут на рубеже XIX - XX веков в русско-украинско-польской деревушке. У Беляковича они вне времени и вне географии. Условность костюмов, условность декораций. Условность самой ситуации, которая могла произойти когда и где угодно. Которая существует сегодня, и мы в ней живем. А, может, действительно - пора?


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.