Опыт и эксперименты

Выпуск № 8-158 / 2013, Молодая режиссура

Опыт и эксперименты

Эта весна не балует нас бурным пробуждением, заледеневшие улицы удручают, но к счастью в марте - начале апреля в театрах Перми «лед тронулся» и произошел всплеск премьер по современным пьесам в постановке молодых режиссеров. Два спектакля на «Сцене-Молот»: «У нас все хорошо» Дороты Масловской, режиссер Семен Серзин и «Фронтовичка» Анны Батуриной, режиссер Дмитрий Турков. И два спектакля в ТЮЗе: «Теперь ты снова Бог» Андерса Дууса, режиссер Артем Баскаков и «Контакт» драматурга и режиссера Александра Югова.


Опыт старый, опыт новый


Все четыре спектакля появились в результате недавних зимний лабораторий, то есть с момента режиссерских заявок и читок, прошли считанные месяцы или даже недели.

В пьесе Дороты Масловской «У нас все будет хорошо», если дословно - «Между нами все хорошо», нет сюжета, есть картина жизни современной Польши, сложенная из разрозненных осколков. Герои что-то бормочут, кричат, ноют, повторяют рекламные слоганы из глянцевых журналов и ТВ. Четыре женщины - бабушка, мать, дочка и соседка маются в крохотной комнатушке, в которую к тому же нахально вторгаются герои глянца и ТВ. Комнатушка условная - она же малая сцена театра с голыми стенами. Из предметов быта в ней присутствует лишь газовая плита - около нее вертится Мать (Евгения Барашкова), ничего не готовя, да велотренажер, на котором сидит Девочка (Ксения Данилова) и крутит педали. Она хочет вырваться из этой комнатки, но велотренажер привинчен к полу. На прекрасный иной мир, о котором все твердят намекает лишь мерцающий экран-задник. Художники - Елена Слобцева, Александра Микляева.

Драматург пользуется методами постмодернизма и сама же над ними подсмеивается, сталкивая, смешивая картинки современной жизни. Да, все ненастоящее - от йогуртов из супермаркета до кино про «правду жизни»и мечтаний каждого из персонажей. Главное слово в тексте пьесы - «Не». Все не настоящее, все подделано, все фальшиво. Режиссер Семен Серзин (Санкт-Петербург) для этого находит еще одну комическую деталь - актеры на сцене режут настоящие луковицы и их половинками трут лица, выжимая искусственные, но обильные слезы.

И все же в спектакле есть место для настоящих слез. И хотя сейчас время, когда «стремно» быть серьезным, драматург и режиссер проводят линию, когда не быть серьезным невозможно. Когда придет Вторая мировая... Эти слова твердит Бабушка, вспоминая юность, этими словами с издевкой огрызается Девочка, раздраженно бросает Мать. И в какой-то момент эта Вторая мировая, обрушивается на суетящихся человечков в ярких цветастых нарядах с экрана-задника всем черно-белым хроникальным ужасом. Да, она есть - Вторая мировая, она была, вот так страшно и без фальши. Прием, в общем-то, простой, но цели он достигает. Насмешки, ирония, которыми мы так привыкли прикрываться в последнее время, кажутся неуместными.

Режиссер смог убедить актеров не играть. Они почти всегда обращены не друг к другу, а к залу. Они говорят со зрителями, рассказывают свою жизнь. Этот прием «новой искренности», исповедальности, который сейчас широко используется в новой драме, и в этом спектакле доказывает свое право не существование.

Актерам сложно существовать, когда им не дают поиграть, уйти с головой в характер. Об актерской работе сложно судить в этом спектакле - это режиссерский продукт. Но все-таки хочется отметить работу Марины Сафроновой в роли Бабушки. Она принадлежит к когорте «стариков» театра драмы. Но все же она согласилась принять участие в непривычной для нее постановке. Она скрепила ее человечной, не назидательной интонацией в произнесении своего скромного по объемам текста. Текста о том последнем утре, перед началом Второй Мировой, который так врезался ей в память. Ее все время перебивали, от нее отмахивались - но в финале она все же проговорила свои слова до конца - о том, как хрупок мир, как не защищена надоевшая всем обычная жизнь, как она может рассыпаться в прах в одно мгновение.

Вторая часть вечера так же была посвящена теме войны и мира. Но форма и текста и спектакля «Фронтовичка» более привычны и традиционны - в центре яркий характер и цепочка испытаний, через которые проходит героиня - фронтовичка Мария Небылица, «лихая бабёнка», которая больше привыкла к гимнастерке, чем к платью. Но война закончилась - нужно приспосабливаться к жизни рабочего поселка в большом городе «где-то на Урале».

«Фронтовичка» - спектакль актерский. За роль Марии Небылицы взялась актриса Наталья Макарова, обладающая бешеным темпераментом, который бурлит в хрупком изящном «сосуде». Актриса подробно выстраивает процесс перерождения из солдата в женщину - из грубого «кокона» керзачей, хаки, угловатой солдатской пластики «вылупляется» нежная и пластичная учительница танцев. Увы, по сюжету Анны Батуриной, в общем по безжалостному сюжету самой жизни, эта женственность и нежность оказались не востребованы. Фронтовая любовь Небылицы - Матвей (Александр Сизиков) возвращается домой с другой. А на крохи любви претендует лишь мальчик-музыкант Алеша (Максим Новиков).

Атмосфера послевоенной жизни создается не при помощи бутафории - всего этого нет. Атмосферу создают актеры. И у них сложная задача, потому как спектакль короткий, чуть больше часа, и в маленьких сценах нужно хотя бы пунктирно набросать характер персонажа. Актриса Ольга Шишмакова находит для роли матери Матвея сочные черточки - замотанная, суетливая тетка, где злая, где разбитная и безмерно счастливая, когда ей удается угостить гостей целой кастрюлей вареной картохи. Галина (Татьяна Синева) и Марк Анатольевич (Михаил Гасенегер) - комические любовники. Отношения они выясняют бурно и нежно одновременно, не скатываясь в фарс. Безнадежно влюблен в Небылицу пьяница, сосед по бараку (Андрей Дюженков), долговязый и нескладный, который никак не может одолеть длину барачного коридора и засыпает. Все они, как и главная героиня, не могут обжить это холодное железное пространство.

Режиссер выбрал необычное место - длинный, пустой декорационный цех с железным балконом во всю длину площадки. Балкон удачно обыгрывается - то как узкий проход в плацкартных вагонах, то как бесконечный коридор в рабочем бараке. Художник Евгений Лемешонок добавил еще несколько железных конструкций, острых как противотанковые ежи. В этом колючем пространстве Небылице и хочется разбежаться, взлететь в балетном арабеске, да некуда. Среди этого железа героиня и гибнет. Режиссер, в отличие от драматурга, «убил» свою героиню, вложив нож в руки Матвея.

Несмотря на безжалостный сюжет, спектакль получился добрым. По пьесе Небылица уезжает на другой конец страны, к океану. В спектакле в прокуренном вагоне оказываются все оставшиеся герои. Что ж - всегда есть надежда на то, что сядешь в поезд и уедешь от невыносимой повседневности.


Эксперименты в ТЮЗе


Лаборатория «Разговор на равных. Этюды на заданную тему» прошел в ТЮЗе в ноябре прошлого года. Четыре молодых режиссера представили заявки по современной драматургии. Из четырех этюдов в этом сезоне решено было выпустить два.

Сразу стоит сказать, что молодые режиссеры не рискнули отказаться от тюзовской традиции, когда взрослые актеры играют детей, со всеми необходимыми пристройками - угловатая пластика, наивное выражение лица, отрывистая речь, щедро сдобренная подростковым сленгом. Спору нет, бороться с травестийной традицией трудно, иногда даже и не стоит - есть прекрасные образцы актерских работ. Но когда в работу берутся современные, исповедальные по сути, тексты о подростковых проблемах, всегда есть опасность эту исповедальность заиграть, зафальшивить. Уже есть немало режиссерских опытов работы с пьесами о подростках, где актеры не пытаются стать детьми, они говорят от лица подростков, оставаясь теми, кто они есть - актерами театра. Но как в любом деле и в этой постановочной технике есть удачи и неудачи.

Участники пермской лаборатории предпочли остаться на пути традиции, но все же искренне попытались быть честными в разговоре с подростками. Режиссер Артем Баскаков (Москва) спектакль «Теперь ты снова Бог» по пьесе шведа Андерса Дууса сразу же, еще на лабораторном этапе, решил ставить в фойе театра. Увы, в пермском ТЮЗе нет малого зала. И он поставил актеров в трудные условия - нужно разыграть историю на узенькой площадке всего в двух шагах от зрителей. И декораций почти нет - пара скамеек да школьная вешалка с куртками. И история проще некуда - двух школьников учителя выгнали с урока за неудобные вопросы, вот они и слоняются по коридору, пытаются поговорить, в том числе о том, что такое Бог. Тема не самая популярная среди подростков, но так уж вышло - это была тема урока.

Режиссер построил спектакль просто, на психологических нюансах - Мальчик и Девочка (Иван Гапонов и Надежда Кайсина) поначалу замкнутые, колючие, относящиеся недоверчиво прежде всего друг к другу, от реплики к реплике оттаивают, начинают присматриваться, прислушиваться друг к другу. Сближение подчеркнуто и мизансценически - мальчик и девочка из дальних углов площадки подходят все ближе и ближе, пока не устраиваются комфортно на одной лавочке, шутливо толкая друг друга и делясь одним завтраком из коробки. Простая задача - настроиться друг на друга, помогла актерам не скатываться в «игру». Лишь пара постановочных моментов выпала из живого «тела» спектакля. Режиссер или художник не удержались от сентиментального дождика, который проливается вполне реальной водой по оконным стеклам где-то на заднем плане площадки. И, пожалуй, странным выглядит хип-хоп в исполнении актрисы с явно отрепетированными па. Этот танец совсем не выплескивается из того характера и темперамента, которыми актриса наградила свою героиню. Вроде бы она любит музыку и не расстается с наушниками. Но в них всегда тишина. Музыки в этом спектакле нет.

Второй продукт лаборатории - спектакль «Контакт» по пьесе пермского драматурга Александра Югова и в его же поставке. Что уж поделать, драматург в провинции «и швец, и жнец», как, например, Николай Коляда, у которого, кстати, Александр Югов учился.

История пьесы «Контакт» оказалась довольно долгой. Года два назад драматург собрал материал в технике verbatim о жизни подростков в социальной сети «ВКонтакте» для читок на фестивале «Большая перемена». Позже материал должен был появиться на «Сцене-Молот», но что-то не срослось. В итоге пьеса появилась в репертуаре ТЮЗа. И это не был реверанс в адрес драматурга-земляка. Очень уж актуальной оказалась тема - на лабораторном показе зал, битком набитый школьниками, реагировал очень живо. Дети понимающе косились друг на друга и смущенно смеялись - узнавали в героях пьесы себя.

Спектакль «Контакт» идет на сцене ТЮЗа в роскошных декорациях главного художника театра Юрия Жаркова, с привлечением художника по свету и мастера видео живописи Алексея Хорошева (лауреата «Золотой Маски»). Столь мощные силы были брошены на создание виртуального мира, в котором существуют герои. Мальчики и девочки мечутся где-то между экраном монитора - прозрачным занавесом и наслоением гигантских микросхем на заднем плане. Все, и декорации, и костюмы белое. Этакий стерильный неживой мир. И вроде бы все верно по мысли, но слишком уж красиво и смахивает на сказку.

Между тем проблемы у героев спектакля отнюдь не сказочные. Ксю (Анна Демакова), Аня (Мария Прозорова), Дэн (Виктор Максимов) и Макс (Станислав Щербинин) изрядно завязли в социальной сети - они только об этом говорят, по этому поводу ссорятся, там, в сети, дружат, любят и даже ощущают себя людьми. С трудом лишь одной паре юных героев удается понять, что и за пределами сети есть жизнь.

Актеры довольно легко справляются с текстом, в основе которого лежит verbatim-речь. В конце концов, они сами совсем еще молодые люди и со сленгом знакомы. Но игровая форма спектакля с техникой verbatim вступает в противоречие - характеры в почти документальном тексте лишь обозначены, поди ж ты нащупай и сыграй. И сюжет так же условен, намечена лишь видимая связь между персонажами. Вопрос: стоит ли скрещивать документальный verbatim и тюзовскую игровую стихию? Впрочем, ценность постановки вне зависимости от внутренних противоречий очевидна - в сущности, это зеркало, в которое предлагается посмотреть подросткам. Надежда, что они все поймут правильно, есть.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.