Царский пурпур на платье Ермоловой

Выпуск № 8-158 / 2013, Выставка

Царский пурпур на платье Ермоловой

Выставку исторических театральных костюмов, в которых играли ведущие актеры Малого театра в XIX - XX столетиях, а среди них Мария Ермолова, Гликерия Федотова, Александр Южин, Александр Остужев, Александра Яблочкина, Михаил Царев, можно назвать уникальной без всякого преувеличения. Это одна из редких возможностей не только увидеть произведения высочайшего технологического уровня, но и прикоснуться к таинствам создания сценических образов и почувствовать почти мистические перемены, происходившие с актерами, когда они надевали камзол или платье из далекой эпохи, а вместе с ними примеряли характер и судьбу своих персонажей.

Извлеченные из запасников театра и тщательно отреставрированные, костюмы предстали в таком великолепии, что трудно поверить в их почтенный возраст. А ведь некоторым экспонатам почти 130 лет. Например, платья Гликерии Федотовой. Одно из них, для роли Елизаветы в спектакле «Мария Стюарт», было создано в 1886 году, другое, для роли леди Макбет в одноименном спектакле, - в 1889 году.

В Щепкинском фойе Малого театра было представлено 19 мужских и женских театральных костюмов. Некоторые из них и прежде участвовали в выставках, а какие-то впервые пришли к зрителю в качестве музейных экспонатов. Например, костюм «Виолы» из «Двенадцатой ночи» Шекспира, в который 1945 году облачалась Татьяна Еремеева. Надо сказать, что один из старейших театров страны обладает богатой коллекцией сценических костюмов, но до сегодняшнего момента не было возможности соединить их в выставочном пространстве. Так что для Малого театра это событие во многом знаковое. И хотя по объему выставка оказалось невелика (небольшие площади не позволили сделать ее масштабней), авторы проекта постарались включить сюда главные «жемчужины». Например, платье Марии Ермоловой 1890 года для роли царицы Анастасии в спектакле «Царь Иоанн IV». Или костюм Ричарда III, в котором в том же году сыграл одну из своих самых ярких ролей Александр Южин.

Эмилия Герц - художник по костюму, педагог отделения костюма Школы-студии МХАТ при МХТ им. Чехова и куратор выставки, рассказала о том, что в самом начале, когда только приступили к созданию экспозиции, планировалось показать сценическую одежду только лишь как экспонаты, без привязки к конкретным именам. Оказалось, это невозможно. Личность актера, сценический образ, костюм, а также художник, создавший к нему эскиз, - неразрывное целое. Поэтому в витринах (авторы выставки каждой из них дали имена - «Шекспир», «Боярская», «Живой труп», «Отелло» и т. д.) помимо костюмов представлены архивные фотографии актеров в этих же ролях, эскизы Е.П. Пономарева, В.В. Дьячкова, К.А. Коровина, Ф.Л. Соллогуба и других художников. Авторы выставки предполагают, что художники, разрабатывая эскизы костюмов, делали копии со старинных гравюр, чтобы соблюсти историческую достоверность.

В этой истории еще один важный момент - мастера, воплотившие замысел художника, от подбора ткани и фурнитуры, до последнего стежка. К сожалению, их имена не сохранились, но уровень профессионализма вызывает восхищение у нынешних модельеров-конструкторов. Более того, по старым лекалам по сей день кроят костюмы для современных спектаклей.

Практически все экспонаты выставки выполнены вручную. Это, по выражению Эмили Герц, «долгие работы», которые занимали длительное время, требовали усидчивости и аккуратности. Мастера прекрасно владели всеми нюансами кроя и шитья, разбирались в свойствах тканей, создавали сложнейшие имитации. Так, кольчуга в костюме Ричарда III сплетена из тесьмы бронзового оттенка, но при этом у зрителя полное ощущение, что это тяжелый металл. К слову, все костюмы, даже если внешне они выглядят тяжелыми и массивными, на самом деле легки и комфортны.

Ткани на костюмах дорогие и изысканные. Дамасский шелк, который использовали исключительно для праздничных платьев, а в театре из-за высокой цены на эту ткань - только на лацканы и манжеты. Роскошная парча, где по вытканному рисунку еще вышивали золотой нитью, шла на «царские облачения» для театральных постановок. Ее закупали на Михайловской и Алексеевской (как известно, это была собственность К.С. Станиславского) фабриках.

Поражает еще и то, какое важное значение художники уделяли цвету и фактуре ткани, рассматривая сценическую одежду в историческом контексте. Несмотря на то, что костюмы к спектаклям «Макбет», «Ричард III» «Двенадцатая ночь» созданы по законам модерна, в них, тем не менее, соблюдена средневековость, подчеркивает Эмилия Герц. Ткань на костюме Гликерии Федотовой для роли царевны Софьи (спектакль «Правительница Софья» В.А. Крылова и П.Н. Полевого, 1888 год) выполнена по канонам XVIII века, а сложнейшее золотое кружево вполне могло быть сделано еще в XVII веке, а потом извлечено из заветного сундука. Впрочем, театральные костюмы, требовавшие столь весомых материальных и физических затрат, создавались на долгие годы. Актеры формировали собственный гардероб, который служил им практически всю жизнь. Это было и одним из условий карьерного успеха. Театры не имели своего костюмного фонда, и в газетах той поры можно встретить объявления о том, что «требуется актриса с гардеробом».

Историческая достоверность особенно ярко прослеживается в экспонатах «царской» витрины, где представлены костюмы к спектаклю «Царь Иоанн IV» А.И. Сумбатова, поставленного на сцене Малого театра в 1890 году. Здесь, по словам кураторов выставки, одна из главных ценностей театра - платье Марии Ермоловой для роли царицы Анастасии. В нем использована дорогая ткань пурпурного цвета, который считался царским, и этот важный нюанс очень многое определил в образе царской особы, воплощенной великой актрисой. А костюм Н.А. Соловьева для роли Ивана Грозного в одноименном спектакле 1945 года подбросил интересную загадку. Есть версия, что он шился не для театра, а для знаменитого царского маскарада, проходившего в 1903 году в Зимнем дворце. Вся знать Российской империи облачилась в пышные костюмы допетровской эпохи, что и запечатлели для потомков фотографы того времени.


Фото Анатолия ХРУПОВА


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.