Старая гвардия ГИТИСа. Первый послевоенный режиссерский курс

Выпуск № 8-158 / 2013, Театральная шкатулка

Старая гвардия ГИТИСа. Первый послевоенный режиссерский курс

Ровно 60 лет назад, летом 1951 года, 20 выпускников первого послевоенного набора режиссерского факультета ГИТИСа, получив из рук председателя Государственной Экзаменационной комиссии Ивана Берсенева заветные синие книжечки дипломов, разъехались по театрам Советского Союза. Позади были 5 лет учебы и практики в лучших театрах Москвы, у замечательных, легендарных педагогов, - авторов всех тех учебников, по которым сейчас учатся нынешние студенты ГИТИСа, РАТИ, ГУТИ, или как там еще будет называться наше родное учебное заведение.

Набирал в 1945 году наш курс Борис Евгеньевич Захава. Многие пришли, только что демобилизовавшись, в вылинявших гимнастерках, некоторые на костылях, один без руки. Курс оказался многонациональным - русские, украинцы, евреи, армяне, грузин, азербайджанец, татарка и даже один монгол.

Вообще-то вначале нас было больше, но очень скоро Анатолия Эфроса забрал к себе прямо на второй курс Николай Васильевич Петров. Юрий Озеров, будущий создатель киноэпопеи «Освобождение», ушел во ВГИК. Анатолий Вольфсон перевелся на театроведческий факультет, выбыли еще несколько студентов.

Путь нашего курса на режиссерском факультете был непростым. После двух лет обучения у Б.Е.З., как мы звали между собой Бориса Евгеньевича Захаву, мы получили, в общем, более или менее солидный фундамент на основе «Вахтанговской школы». Но, помимо того, что Б.Е.З. был хотя и основательным, но довольно скучным педагогом, он жестко не допускал никаких «сторонних» веяний, считая их либо формализмом, либо доктринерством. Нашим свободолюбивым студентам было тесно в этих рамках. Курс начинал все больше волноваться и выражать свое недовольство. Принципиальный Захава подал заявление и ушел.

После бурных ночных собраний было решено послать делегацию к Марии Осиповне Кнебель, чьи полуподпольные занятия по «этюдному методу действенного анализа» (как утверждали, - последнее открытие Станиславского) уже посещали «по секрету» некоторые наши студенты. К общей радости, Мария Осиповна согласилась принять одну половину нашего курса, а вторую возглавил ее единомышленник и друг Алексей Дмитриевич Попов. Вскоре Попов стал и художественным руководителем всего института.

Надо сказать, что годы нашей учебы в ГИТИСе прошли под все усиливавшимся идеологическим прессингом. Одно за другим выходили постановления ЦК ВКП(б) «По журналам «Звезда» и «Ленинград», «Об одной антипатриотической группе критиков», «Об опере В.Мурадели «Великая дружба», еще несколько... Каждое из них вырывало из блестящего педагогического состава ГИТИСа лучших из лучших. Так, были изгнаны Леонид Малюгин, Георгий Бояджиев, Михаил Нейман, Абрам Эфрос и многие другие. В институте шли непрерывные собрания, из райкома приносили готовые резолюции, нам предлагалось их подписать...

Наши популярные во всей Москве «капустники», которые мы готовили при помощи Н.В.Петрова и Семена Баркана, безжалостно кастрировали, выхолащивали до полной беззубости, а то и просто запрещали.

Но и в те мрачные годы учеба - серьезная, истинно творческая, все более интересная, шла интенсивно и увлекательно. На занятия к нашим мастерам, к которым добавился молодой педагог Андрей Гончаров, мы шли как на праздник. Курс готовил - этюдным методом! - две постановки: «Последние» Горького и «Молодость», - первую пьесу начинающего драматурга Леонида Зорина. Они и стали нашими выпускными спектаклями. Мы участвовали в них и как исполнители ролей, и как режиссеры, - каждый имел в постановке свою картину или ее часть. Спектакли прошли с большим успехом, метод М.О. Кнебель принес зримые результаты, любимый педагог могла быть довольна...

Сдав и другие государственные экзамены, курс разъехался по городам Союза для постановки самостоятельных дипломных спектаклей на сценах драматических театров.

Со дня защиты этих первых профессиональных постановок и получения дипломов прошло 60 лет. Что дал отечественному театру этот первый послевоенный отряд молодых режиссеров? Каковы их собственные успехи?

Не составляя «табели о рангах», нужно все же отметить общий высокий «коэффициент полезного действия» этого курса. Судите сами:

Энергичный и талантливый Сергей Колосов, народный артист СССР, создатель замечательных кино- и телевизионных фильмов - «Трест», «Вызываем огонь на себя», «Мать Мария» и др., можно сказать, основал новый жанр в отечественном теле- и киноискусстве.

Григорий (Гига) Лордкипанидзе, народный артист СССР, стал художественным руководителем - поочередно - ВСЕХ театров Тбилиси, кроме оперного, - им. Руставели, им. Марджанишвили, русского им. Грибоедова и музыкального им. Абашидзе, основал театр в Рустави, поставил множество отличных спектаклей.

Тофик Кязимов, народный артист СССР, стал худруком Азербайджанского театра им. М. Азизбекова.

Серьезный и замкнутый, очень интересный художник, народный артист России Сергей Микаэлян, много и плодотворно поработав в крупных драматических театрах, тоже посвятил себя киноискусству. На студии «Ленфильм» он поставил прекрасные фильмы - «Премия», «Влюблен по собственному желанию», «Иду на грозу».

Всесторонне одаренная Нора Райхштейн поставила десятки успешных спектаклей в театрах Ленинграда-Петербурга: в Театре Комедии, в театре Ленсовета, Малом драматическом - Театре Европы и Александринском. Особенно удачными были постановки ею же инсценированных детских сказок, которые шли десятки лет.

Рано ушедший Александр Шатрин был одно время главным режиссером московского театра им. Ермоловой, поставил в столице и в стране много прекрасных спектаклей.

Марианна Тер-Захарова посвятила себя театральной педагогике, много лет была одной из ведущих мастерство актера в Театральном училище им. Щукина.

Самый старший по возрасту из студентов Андрей Муат был руководителем ряда московских театров, ставил спектакли, преподавал, писал пособия и теоретические труды. Ставшая его женой наша сокурсница Мария Муат поставила на телевидении такие заметные фильмы, как «И снова май», «Тени старого замка», «Немухинские музыканты», засняла много спектаклей МХАТа и Малого театра, сохранив для нас актерские работы великих старых мастеров.

Антонина Сивкова всю жизнь проработала в закрытом секретном городе, который имел много шифрованных имен ( научном центре, где родилась водородная бомба), а теперь оказался святым городом Саровым. Там, в театре, располагавшемся в бывшем храме, Сивкова осуществила множество удачных спектаклей для взыскательного научного сообщества.

Маргарита Микаэлян, дочь драматурга Александра Крона и жена Сергея Микаэляна, поставила много спектаклей в театрах Москвы, самый известный из которых - нашумевший сатирический «Голый король» в театре «Современник». Генден Сенгежабин стал у себя на родине выдающимся монгольским деятелем, основателем отечественной театральной школы. Белла Сергеева, уйдя на молодое Центральное телевидение, стала одним из основателей и первым режиссером популярнейшей передачи «КВН», обозрения «Проспект молодости», многих телевизионных балов и викторин. Григорий Залкинд, поставил на российских сценах много интересных спектаклей, отличавшихся оригинальностью и режиссерским своеобразием. Заметный вклад в театральную жизнь страны внесли также: рано ушедший Лев Дурасов, Юрий Сергеев, Дмитрий Семенов, Вера Дубовская, Зумара Тумашева, Марина Большакова, Сергей Бурман, Нина Игнатова, Всеволод Кухта.

Не с пустыми руками пришел к 60-летию выпуска и автор этих воспоминаний, - более 100 постановок в стране и за рубежом, а, главное, - три вновь открытых театра - Музыкально-драматического в закрытом городе Томск-7 (ныне Северске), Русского театра музкомедии в Ташкенте и Театра оперы и балета в Чебоксарах. Но самый большой след оставили 10 лет работы рука об руку с Борисом Александровичем Покровским, с первого года его Камерного музыкального театра...

Перебираю старые фотографии «гитисовской» поры... Как давно это было! Но как живо все в памяти, - наши великие учителя, мои дорогие сокурсники, наши горячие споры о театре, институтские вечера, встречи с великими актерами, режиссерами, музыкантами, поэтами...

60 лет!.. За это время сменилось три поколения режиссеров, и каждое привносило на сцены своих театров новые идеи, новые постановочные приемы, новую театральную эстетику. Но ведь и «старая гвардия» выпускников ГИТИСа продолжала плодотворно трудиться!

Вместе со всей страной наш театр переживает различные времена, а подчас и драматические перемены. Но театральный процесс продолжается. И, оглядываясь назад, я надеюсь, мы имеем право сказать: и наш режиссерский выпуск набора 1945 года внес вклад в отечественную театральную, кино- и телевизионную копилку.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.