Действующие лица. / IХ Международный фестиваль молодежных театров "Действующие лица - 2013"

Выпуск №9-159/2013, Фестивали

Действующие лица. / IХ Международный фестиваль молодежных театров  "Действующие лица - 2013"

Чтобы самолетом долететь от Москвы до Набережных Челнов, градообразующее предприятие которых легендарный «КАМАЗ», надо купить билет до Нижнекамска. Приземлившись через пару часов в аэропорту Бегишево, равно удаленном от обоих городов Прикамья, минут за тридцать на машине доберешься и до пункта назначения.

Набережные Челны город современный и спокойный. Широкие проспекты его центра застроены протяженными, в два-три квартала, десятиэтажными светлыми жилыми домами, прозванными народом «сороконожками», поскольку во многих из них на самом деле не меньше сорока подъездов. Дворы, конечно, забиты автомобилями так, что въехать или выехать одинаково трудно. Прочая инфраструктура, разумеется, на уровне. Самобытность городу придают ненавязчивый национальный колорит и общая доброжелательность и незлобивость, что явно способствует уважительному сосуществованию русского и татарского населения.

Репертуарные интересы горожан, «жадных до впечатлений изящного», весьма разнообразны. На афише Татарского театра драмы, основного «очага культуры» города, рядом с обязательными национальными комедиями и мелодрамами или неизбежным «Слишком женатым таксистом» значится изысканная «Женщина в песках». Именно Татарский театр драмы очередному, IХ Международному фестивалю молодежных театров «Действующие лица-2013», по традиции, гостеприимно предоставил свою уютную сценическую площадку, очень удобную для камерных постановок фестиваля. Смотр, блестяще организованный, прошел при активнейшем содействии отцов города и несказанной щедрости многочисленных спонсоров. Каждый коллектив получил памятный диплом. Но места по номинациям не присуждались. Это сделало всех «действующих лиц» равными и превратило творческую программу в спокойную, всем одинаково интересную учебу.

Афишу составили спектакли молодежных студий и театральных училищ Тольятти, Уфы, Екатеринбурга, Ижевска и, разумеется, Набережных Челнов. А международным фестиваль стал благодаря участию в нем опытной и обаятельной сербской актрисы Зорицы Йованович, которая привезла из Белграда моноспектакль по мотивам «Евгения Онегина». Праздник театра начался пушкинскими строками. Женщина, одетая «по мотивам» ХIХ века, сидя в кресле, тихо перебирала струны гитары, кажется, произвольно вспоминая фрагменты романа, связанные с судьбой Татьяны Лариной, превращая их в некое подобие грустного и нежного романса. Одиночество романтической натуры, порыв к мечте, горький опыт отповеди, умение прощать и не забыть своей, пусть безответной любви, живя, как прежде, памятью о ней, - вся гамма чувств пушкинской героини предстала в прозрачной вязи романсового лиризма. А в немногих диалогах с Онегиным его роль «играл» цилиндр, лежавший рядом. Но основным переживанием, конечно, стала память женского сердца.

Начавшись с романса на стихи «Буря мглою небо кроет...», повествование сохраняло интонацию мудрости и душевного опыта. Иногда известные строки, в частности, письмо Онегина Татьяне, звучали не только по-русски, но повторялись по-сербски (в переводе Павича) и по-французски (в переводе Тургенева), отчего в рассказе возникали особое изящество и новая глубина. Но более всего тронула сосредоточенность актрисы на нравственной сути поэтического повествования.

Спектаклям основной программы предшествовали несколько постановок, объединенных в блок «День дебюта». В них молодые артисты «своевольно» пробовали себя в режиссуре. Две такие работы довелось увидеть. Драму с элементами абсурда «Любовь до потери памяти» В. Красногорова сыграли артисты театра «Фиолетовый Не Он». Очаровательная молодая артистка Юлия Ковалева, взявшись за режиссуру, доморощенному абсурду пьесы, пожалуй, слишком доверилась и с наивной увлеченностью перенасытила действие множеством бесформенных метафор, за развитием которых порою было трудно уследить. Зато ее изящное актерское дарование проявилось ярко и остроумно.

Напротив, сильное впечатление произвела режиссерская работа Александра Маркина, поставившего свою композицию по текстам Л.  Бугадзе, И. Вырыпаева и других авторов Новой драмы под названием «Сентябрь. Воскресение» с артистами Молодежного театра «Ключ» из Набережных Челнов. Здесь нет безответственного инфантилизма, когда единственным аргументом постановщика оказывается один: «Я так вижу». У молодого режиссера, явно приверженного кинематографу, есть четкие представления о законах композиции. Он точно знает, чего хочет. Больше того, не страшится сложного жанра трагикомедии. Герои спектакля, все, как один, «кузнецы своих несчастий», а потому сочувствие, которое они вызывают, окрашено горечью и просачивается сквозь сюжет, как зубная боль сквозь мозг.

Те же артисты театра «Ключ», ведомые режиссером Софьей Федёкиной, так же бесстрашно разыграли один из шедевров Мориса Метерлинка «Чудо Святого Антония», высокая дидактика которого нынче снова востребована, хотя в чем-то кажется старомодной. Театр отнесся к этой притче трезво (жанровое определение спектакля «нелепая легенда»). Артисты разыграли ее в «черном кабинете», за ширмами из черного стекла, облачившись в подобающие сюжету траурные одежды. Все происходящее было окрашено не менее мрачной иронией. Конфликтные линии распределились между тремя персонажами: служанкой Виргинией, наивной, но последовательной в исполнении Лилии Тутлыковой, вдохновенным демагогом Густавом - Дмитрием Русиным и, разумеется, Святым Антонием, которого эксцентричный и хрупкий Денис Ляпунов играет, парадоксально смешивая лучезарную улыбку и упрямство, смирение и настойчивость.

Антоний в спектакле не только мессия, но и лукавый провокатор. Его девиз: «Делай, что должно», наверняка, ведом каждому. Но последователей у святого, увы, нет, и не предвидится.

Театр «Вариант» из Тольятти на фестиваль приехал со своей версией пьесы Вячеслава Дурненкова «Mutter». Трагикомедию про типичных обитателей заштатного дома престарелых режиссер Галина Швецова-Скрипинская пронизала сложным сочетанием иронии и лирики, на что опытные артисты Юлия Голованова, Екатерина Ильюк, Виталий и Роман Хвостенко откликнулись с азартом и пониманием. У них сложился живой и остроумный ансамбль. Психологические портреты героев получились житейски точными и артистичными. Две обаятельные, но изможденные житухой тетки и два еще цветущих мужика, в прошлой жизни бывшие преподавателем философии, уборщицей, юристом и деревенской жительницей, объединены не только мерзким бытом богадельни, но внезапно воспарившим духом творчества, когда начальство повелело выступить с художественным «высказыванием» для привлечения новых спонсоров. Драма Дурненкова полна сарказма, но в ее героях рождается смелая сила, способность через творчество утвердить свое достоинство, даже выйти в неведомые миры во имя спасения родной планеты. Пенсионеры играют придуманную одним из них обаятельно-нелепую псевдоромантическую дребедень, подобно артистам-- ремесленникам из «Сна в летнюю ночь». Разумеется, их пылкое творчество крайне наивно и никому не нужно, но, вопреки всему, «выход в астрал» состоялся.

Попытка сценического воплощения текстов Марины Цветаевой тоже «выход в астрал». Театр «ОСТ» из Екатеринбурга выступил в Набережных Челнах с пьесой «Марина Цветаева. То, что было». Композицию по автобиографической прозе поэта и воспоминаниям ее сестры Анастасии о детских годах создали режиссер Ирина Лядова и актриса Юлия Зиннатуллина, сыгравшая взрослую Марину, несколько благодушно комментирующую события своего детства. Авторы спектакля нашли свой взгляд на эту судьбу. В круге их внимания уникальная личность Марины Цветаевой в самом начале ее становления, когда слишком значимы детские фантазии и опасны слишком сильные чувства, когда рождаются первые стихи и переживаются первые потери. Этот мало известный этап жизни Марины, ее окружение, бытовой уклад московского дома и «открытия», настигшие девушку в Коктебеле, сфера неведомых чувств и человеческих связей - самое интересное в спектакле.

Зритель наблюдает размеренную жизнь интеллигентной семьи в ее привычном блаженстве, праздниках, конфликтах и зависимостях, сестринскую ревность к отцу и первые попытки назвать единственным словом каждое событие, предмет или явление. Этот мучительный процесс ярче всего выражен в уникальном психическом устройстве маленькой Муси - Жени Максимовских, нескладной девочки с огромными внимательными глазами и не по-детски взыскательной душой. Ясен капризный и завистливый характер Аси - Насти Парадеевой (далее, меняясь по возрастам, сестер играют другие актрисы). Глубокое и доброе тепло излучают Отец и похожий на Пьера Безухова Макс Волошин (в обеих ролях Михаил Пантелеев). Эксцентрична умная и своенравная мать Волошина, которую все зовут Пра (Мария Стремякова). Занятны персонажи пластичного и стильного Николая Нечаева (особенно Сережа Эфрон). В финале все обрывается в бездну, имя которой Судьба поэта.

Судьба таланта, чуть ли не вопреки себе, самого себя спасающего, в центре внимания режиссера Екатерины Царегородцевой, поставившей со студентами Екатеринбургского Театрального института «Старшую сестру» А.М. Володина. В этой студенческой работе все живут едиными чувствами, подолгу оставаясь на сцене, включаясь в действие по необходимости, когда надо изобразить приемную комиссию, стайку абитуриентов или массовку демонстрантов на празднике. Среда нейтральна, заставлена привычными для учебных работ черными кубиками. Есть, однако, и любовно подобранные предметы одежды и вещи, по которым легко опознается не только эпоха, но и способность людей ценить пережитое, сохраняя вещественную память о нем. Режиссер пользуется приемами мелодрамы, явно уважая жанр.

Перед Надей Резаевой - Еленой Цыбульской, талантливой как в своем жадном и радостном стремлении к творчеству, так и в сознательной жертвенности, постоянно маячит воистину гамлетовский вопрос - быть или не быть, с прямым ответом на который она медлит назло себе самой, непрерывно проверяя себя и свой дар на выносливость. По режиссерскому своеволию вторым героем спектакля становится Кирилл, драматически насыщенно сыгранный Павлом Поздеевым. Ведь он тоже едва не надругался над своею судьбой. Поэтому, когда Надя поет песню Лауры из «Каменного гостя», Кирилл аккомпанирует ей на гитаре. По тому же праву лирического комментария звучит в финале чудесная гитара Петра Тодоровского.

Студенты Академии искусств из Уфы привезли спектакль «Рыдания» по пьесе саркастичного поляка Кшиштофа Бизё. Режиссер Алсу Галина сочла жанр этого сугубо женского монолога трагедией, по сути, иронически прокомментировав переживания женщины критического возраста, измотанной житейскими проблемами. Но героинь в спектакле значительно больше. Режиссер выводит на подмостки «восемь любящих женщин» как некий сонм античных плакальщиц, которые еще и беременны. Трех основных героинь, на которых держится сюжет: женщину после сорока, ее дочь, юную оторву без принципов и идеалов, и бабушку, тоскующую по умершему мужу, блестяще играет молодая актриса Тамара Адамова, найдя для каждой точную пластику, интонации и характер.

Театр-студия «ИРЗ» из Ижевска выступил в модном нынче жанре вербатим, построенном на необработанных монологах реальных людей. Спектакль «Про завод и про меня» (режиссер Павел Зорин) показали под финал фестиваля. Взрослые люди, увлеченные театральным искусством и природно артистичные, каждый со своей интонацией, органикой и игровым ритмом, раскрывают собственное отношение к заводу, эпохе, жизни. Получается у каждого по-своему, по-разному. То сатирично, то с подкупающе наивной искренностью. И хотя жанровый окрас зрелища преимущественно иронический, реального патриотизма в нем куда больше, чем в самых пафосных увещеваниях.

Хочется надеяться, что фестиваль в одном из культурных центров Прикамья прошел с пользой для всех его действующих лиц.


Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.