И слезы, и любовь / VIII Международный театральный фестиваль "Соотечественники"

Выпуск №9-159/2013, Фестивали

И слезы, и любовь / VIII Международный театральный фестиваль "Соотечественники"

Так легко сказать: «традиционно весной русские театры из-за рубежа приехали на фестиваль «Соотечественники» в Саранск». Как быстро возникают традиции? Иногда за одну ночь. Так случилось, когда в один прекрасный день в Калуге был открыт памятник зрителю в виде бронзовой девушки с плакатиком «Нет лишнего билетика?», а наутро уже существовала традиция положить монетку ей в ридикюль на удачу. Свою традиционность саранский фестиваль с правом ощущает, проходя восьмой раз подряд ежегодно. Горожане стали опытными зрителями - готовятся, обсуждают, сравнивают. Вот только теперь члены жюри не могут сказать запросто: «Приходите на спектакль», - билеты распроданы задолго до открытия, мест нет. Как быть местам, когда Украина, Казахстан, Дания, Приднестровье, Беларусь, Россия привезли свои спектакли такие разные, что каждый день - открытие. К этому марту в рамках фестиваля родился еще один совсем новый фестивальчик «С правом на ошибку», где свои работы показывают молодые актеры, пробующие свои силы в режиссуре. В дальнейшем этот новичок будет жить своей жизнью и проходить в другие сроки и на другой площадке, но первые его шаги сделаны на сцене Русского театра во время прохождения «Соотечественников». Не все показанные спектакли поразили воображение, но востребованность и нужность такого фестиваля очевидны. Пусть же и он станет традицией.

На «большом» фестивале традиционно же преобладала классика. Две молодые женщины-постановщицы выбрали хоть и подзабытый сегодня слегка, но все равно бессмертный жанр комедии положений. В Русском театре Республики Мордовия Урсула Макарова поставила «Ночь ошибок» О.Голдсмита, а в театре из Ногинска Наталья Людскова - «Приглашение в замок» Ж.Ануя. Спектакли уже рецензировались, но несколько слов сказать все же надо. Урсула Макарова, так сказать, замахнулась шире, построив действие в жанре клоунады. Но жанр этот так коварен, что очень легко скатывается в грубость. Для артистов все было достаточно ново и очень интересно. Понятно, как им хочется удивлять и смешить. Аплодисменты, запрограмированно вызываемые вставными танцами под западные ретро-хиты, сомнительными шутками и двусмысленными жестами, несказанно воодушевляют их и заставляют забыть о всяком чувстве меры. Они «поддают жару» еще и еще. Суета, крик, никто ни с кем не взаимодействует, и получается простой карточный термин - «перебор». Театральному корифею Сергею Адушкину в роли мистера Хардкасла удалось удержаться в рамках и сыграть негромко, точно и трогательно.

Наталья Людскова не замахнулась широко, но шагнула дальше. Ее спектакль продуман, изящен, красив и внятен. Ироническая комедия полна осмысленной иронии. Все артисты точны и хороши. Особенно следует отметить Александра Мишина в роли близнецов. Без такого актера в труппе не стоило и затевать «Приглашение...». Он хорош собой, пластичен, умен и перевоплощается из героя-мачо в героя-неврастеника так точно, что перепутать братьев из зала невозможно. Прекрасна работа художника-постановщика Валерия Болдырева, создавшего ажурные палевые интерьеры замка, где много цветов, птички в клетках. Возникает ощущение легкости и приятности жизни в таком месте. Цветочки поливают, птичек кормят, все будет хорошо, господа! Андрей Троицкий в роли Мессершмана попытался было убедить нас, что не в деньгах счастье, но все же бедность - большое свинство, и стать бедным ему, конечно, никто не позволил.

«Безумный день, или Женитьба Фигаро» Гомельского русского драматического театра играется в очень аскетичном оформлении темно-зеленого цвета. Этот спектакль не сравнишь с шампанским. Не бурлит, не пенится, не сверкает. Он скорее тихий и «размышлительный». Конечно, присутствует Моцарт (музыкальное оформление С.Федоровой), таинственный, отлично придуманный лес (художник Г.Пашин), яркие темпераментные героини (Графиня - Татьяна Гончарова, Сюзанна - Алла Барташевич, Марселина - Татьяна Змитюро) и очаровательные «разноцветные» девушки. Но сам Фигаро (Андрей Бордухаев) - немолод, неэнергичен, невесел, да не так уж и влюблен. И покуролесил и повидал немало на своем веку, хочет семейной жизни, выгодной службы, а главное - покоя. Граф Альмавива (Виктор Чепелев) уже не тот сиятельный покоритель женских сердец. Мудрый и обаятельный - увы - старец вряд ли на самом деле чувствует того самого «беса в ребро». Они всегда (еще с «Севильского цирюльника») отлично понимали друг друга - слуга и хозяин. Вот и теперь, чтобы дамы не заскучали, чтобы слуг подбодрить, немного снисходительно и мастерски разыграли «Безумный день», как он был написан гениальным Бомарше для увеселения зрителя.

Изменения в трактовке приобрел образ Александра Адуева в спектакле «Без слез... без жизни... без любви...» по мотивам «Обыкновенной истории» И.А.Гончарова Павлодарского русского драматического театра. Уже из названия можно понять, о чем режиссер-постановщик Олег Белинский задумал свой спектакль. Прежде всего, о жестокой и холодной северной столице, где, конечно, есть жизнь, но нет места любви и слезам. Сашенька Адуев в исполнении Дмитрия Доморощенова с самого начала не восторженный провинциал намеренный истово служить Отчизне. Он сознательно приехал делать карьеру. Именно жизнь привлекает его. Молодому амбициозному человеку нечего делать в провинциальной глуши. Что поделать, сейчас так думают многие, и летят-летят мотыльки на столичное пламя. Сашенька полон решимости использовать родство для осуществления своих намерений. Его не вполне искренние попытки обнять дядюшку скорее всего рассчитаны на то, что его остановят. А вот Петр Адуев (Рамиль Шарипов) наоборот с самого начала и мягче и печальней, чем мы привыкли его видеть. Он похож на разочарованного усталого «шестидесятника». История все равно получилась пронзительная, не циничная, а просто очень сегодняшняя. На одном фестивале меня спросил журналист: «Меняются ли со временем герои Гончарова?» Я искренне удивилась и с ложным пафосом знатока ответила: «Конечно, нет! Меняется наше отношение к ним.» И вот оно - волшебство театра. Изменились Александр и Петр Адуевы. Вместе со старшим мы грустим о таких стремительно исчезающих за ненадобностью ценностях, как слезы и любовь. Младшего узнаем во многих, руководящих нами. А Павлодарскому театру благодарны за честный и трогательный спектакль.

Из далекой Дании русский театр привез спектакль на двоих «Мартышка» в постановке Аллы Зориной. Прекрасная и любимая (в прошлом - актриса Ленкома) Татьяна Дербенева и юная Дарья Молокова рассказали о гипотетической встрече Примадонны (не Пугачевой) с самой собой в молодости. Как заманчиво, как желанно оградить юную себя от предстоящих ошибок, но увы. По-прежнему - «Если бы молодость знала...».

Приднестровский театр драмы и комедии им.Н.Аронецкой тоже, можно сказать, традиционно (как в прошлый визит на фестиваль) обратился к современности, поставив пьесу Александра Марданя «Ночь святого Валентина». Мелодрама о любви, о печальной любви обречена на успех. Сведущих зрителей весьма позабавило почти портретное сходство одного из героев (Геннадий Чекан) с драматургом. Молодой режиссер из Киева Ксения Кожухова не удовлетворилась несложной, хоть и с элементами детектива, историей. Она снабдила спектакль различного рода деталями и «придумками», которые не способствовали чистоте восприятия. Экран на заднике все время демонстрирует нечто вроде летящего в ночи снега. Несколько раз ненадолго там вдруг появляется рука героини с бокалом, что еще как-то можно понять. Но что означает вид затылка героини с фрагментом уха? Цветы не ставятся в вазу, но опускаются в аквариум. У богатых, видать, свои причуды - у них даже вешалки для верхней одежды нет - все прямо на пол кладут или на обеденный стол. Второй герой (Дмитрий Ахмадиев), явившийся в дом под видом мужчины по вызову, выглядит абсолютным бомжом. Принять его за стриптизера могла бы только слепая или помешанная. Активно сочувствовать героине (Ольга Чекан) мешает не только некоторая надуманность ее проблем, вроде мелкого жемчуга (муж невнимателен - не те цветы купил, дочка живет в Америке и говорит неласково, подруги неинтересные), но и чрезвычайная неадекватность ее костюмов. Просто не верится, что молодая красивая женщина добровольно выходит на сцену в подобном виде. Так многое отвлекало от самой истории, что совсем никак не воздействовал трагический финал со смертью героини. В памяти остался экран с видом затылка и аквариум, наполнившийся в финале кровью. Бриллианты, вроде бы, нашлись, слава богу.

Настоящим фестивальным счастьем стал «Дядя Ваня» Одесского русского драматического театра в постановке Леонида Хейфеца. Астров: «Те, для кого мы пробиваем дорогу, помянут ли нас?» Мы поминаем вас ежедневно, Михаил Львович. Спектакль наполнен любовью, печалью, памятью и еще одним новым взглядом на пьесу. Никогда для меня так пронзительно-трагично не звучало: «Пропала жизнь!» Потому что Иван Петрович Войницкий в исполнении волшебного артиста Юрия Невгамонного действительно большого масштаба человек. Он - безусловно центральная фигура. А как темпераментно, почти неистово звучит монолог Елены Андреевны (Ирина Надеждина) о загубленном таланте. Красивая, по-русалочьи прохладная, сдержанная - ведь это о себе кричит она в ночи сквозь слезы. Юная, гибкая хохотушка-колокольчик Сонечка (Ольга Кондратьева) - так мало счастья ей досталось. Ни матери, ни подружек, ни молодых развлечений. Только труд и муки жалости к дяде. А она все равно вся сияет и светится, как солнечный зайчик. Астров (Сергей Поляков) играется обычно первым красавцем труппы и зачастую становится главным персонажем. Здесь же, рядом с могучим Войницким, он не выходит на первый план, он задумчив и тих, погружен в невеселые мысли. Я дополнительно вспоминаю вас, доктор, когда пишу письма губернатору Московской области о недопустимости вырубания леса в Лосином острове.

Барин до мозга костей профессор Серебряков (Анатолий Антонюк). Вопреки известному монологу Михаила Жванецкого, есть еще артисты, умеющие играть господ. Вот она, белая кость и голубая кровь. Холеный, спокойный, вовсе не корыстолюбивый - боже упаси от такой пошлости - просто хозяин жизни по праву рождения. В нашей жизни таких людей точно не осталось. Илья Ильич Телегин (Михаил Дроботов), Мария Васильевна (Валентина Прокофьева), няня Марина (Наталья Дубровская), с вами бы посидеть, чайку попить, пока самовар не остыл. Порассуждать, пофилософствовать, просто поговорить о том, что жизнь не пропала. Что все не зря. И мы все помним.



Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.