Бог и дух театра Горького

Выпуск №5-115/2009, Лица

Бог и дух театра Горького Народный артист России Игорь Александрович БОГОДУХ в конце прошлого сезона отметил 70-летний юбилей, на его бенефис съехались друзья из разных городов и стран. В лучших традициях театральных капустников сводный хор родного театра вдохновенно исполнил кантату «Богодух – наш бог и дух»! От имени друзей Всеволод Шиловский присвоил ему «царственный титул» - Король сцены Богодух Первый, Неповторимый. Поклонники, в знак согласия и восхищения, осыпали артиста цветами. А в нынешнем сезоне — новый юбилей любимца ростовской публики - 45 лет работы на сцене Ростовского драматического театра им. М.Горького.

Первая дата значительная, солидная, круглая! Вторая вроде бы поскромнее, но если вдуматься, это ведь даже больше, чем половина его жизни! 45 лет на сцене, в лучах рампы, в лучах славы, а иногда и под огнем критики.

– Игорь Александрович, не жалеете, что стали артистом?

– Не жалею, хотя артистом стал случайно. В моей семье к театру никто не имел отношения, если не считать тетушку, которая работала в хоре ростовской музкомедии. Она часто брала меня на спектакли, там я впервые и познакомился с театральной жизнью. Но тогда театром я интересовался только как зритель. Активно занимался спортом, баскетболом и парусом. После окончания школы поступил в педагогический институт на факультет физвоспитания, окончив его, стал тренером по игровым видам спорта.

В школе я участвовал в самодеятельности. Там использовали в основном мою фактуру - высокий рост, «героическую» внешность и громкий голос. Потом занимался в народном театре Дворца культуры «Энергетик». Странно звучит, но я продолжал не мечтать стать актером. Режиссер этого театра буквально заставил меня поступить в Ростовское училище искусств, на актерское отделение. Я пришел туда в декабре, когда первый курс уже три месяца занимался. Потом меня забрали в армию. Вернулся сразу на четвертый курс, так как мне зачли все общеобразовательные предметы. Учил и сдавал только предметы по актерской специальности. Из нашего курса десять человек сразу взяли в театр Горького. В те времена это был один из лучших театров Советского Союза. Здесь работала целая плеяда замечательных, блестящих актеров - Лобода, Шатуновский, Швейцер, Сметанников, Кузнецова, Чупрунова, Шейн, один лучше другого. Мне было, у кого учиться. Вот только тогда я по-настоящему «заболел» театром и понял, что я на своем месте. Мы, молодые актеры, были заняты в спектакле или нет, все равно ежедневно приходили в театр. Здесь мы набирались ума-разума и впитывали опыт старших. Я четырнадцать лет провел в одной гримерке с Лободой, вот в этой самой, где мы с вами сейчас беседуем. Петр Григорьевич Лобода, талантливейший актер, первый в нашем театре, кто получил звание народного артиста Советского Союза. Первый и, по-моему, непревзойденный, исполнитель шолоховского Щукаря. У него я учился актерской профессии и многим просто человеческим качествам.

– Не хотелось ли вам когда-нибудь уехать из Ростова в другой город, в другой театр?

– Я коренной ростовчанин и горжусь этим. Меня много раз приглашали в Москву. Но я не поехал, сначала по семейным обстоятельствам, не мог оставить престарелых родителей. Потом все сложилось здесь, получил квартиру, было много интересной работы. И вообще, Москва - не мой город, не люблю ее за суету, за разобщенность. С удовольствием поехал бы в Питер, несмотря на климат. Но туда не приглашали, а сам ехать не решился. Много раз приглашал меня в Самару замечательный режиссер Монастырский. Считаю, что он один из лучших режиссеров в России. Он увидел меня, когда мы были в Самаре на гастролях, и сразу предложил остаться. Звал в течение нескольких лет. Обещал квартиру сразу же. А это в то время было главной причиной, почему я собирался уехать. Наверное, так совпало, что только я решился на переезд, как мне здесь дали квартиру. Нет, уезжать я не хотел. Как только решилось с квартирой, вообще думать об этом перестал. Здесь у меня много друзей еще с детства и юности. В театре с коллегами хорошие ровные отношения. Здесь мои зрители! Ведь приятно, когда тебя знают и любят. Наши кассиры говорят, что многие, покупая билеты, спрашивают: «А Богодух в этом спектакле играет?» Вот это и держит. И вообще, Ростов есть Ростов.

– Кто, по-вашему, в театре «главнее» актер или режиссер?

– Так однозначно ставить вопрос, по-моему, неправомерно. Чтобы получился спектакль, который заденет зрителя за душу, должны сработать многие службы театра, начиная с вешалки, как говорили классики. Талантливый режиссер может сделать хороший спектакль из плохой пьесы, и наоборот. Так и актер плохой игрой может погубить хороший спектакль и, наоборот, «вытянуть» то, что не додумал режиссер. Идеально, когда все совпадает - и драматургия, и режиссура, и актерское мастерство. Тогда зритель получает именно то, за чем пришел в театр – духовную пищу.

– Какая роль у вас самая любимая и есть ли нереализованная мечта, не сыгранная роль?

– Моя актерская судьба сложилась удачно. Много интересных ролей и в классических спектаклях, и в современных. Городничий, король Лир, Вожак в «Оптимистической трагедии», Гетман в «Днях Турбиных». Маленькая роль, но там есть, что играть, она запоминается! Любимые спектакли «Аэропорт», «Последний срок», «Веселый уикэнд», «Я пришел дать вам волю», сейчас вот «Квартет».

Для Богодуха нет понятия «маленькая роль». Из каждой он может сделать «главную». В спектакле «Васса Железнова» он играет самого Железнова. Ну, какая это главная роль?

Он появляется только в первом акте, на несколько минут. Но почему-то остается впечатление, что он продолжает участвовать в спектакле, незримо присутствует в каждой сцене и глубина его нравственного падения продолжает довлеть над героями. Возможно, это заложено в драматургии, возможно - заслуга режиссера, но однозначно, эта «неглавная роль» – творческая удача актера Богодуха.

– Сейчас стало модным приглашать на каждый спектакль нового режиссера «со стороны». Как вам кажется, актерам лучше, когда в театре один, постоянный режиссер или разные?

– Актерам лучше, когда режиссер талантливый. С разными, конечно, труднее, нужно приспосабливаться, не знаешь, чего ждать. С другой стороны, новый режиссер и актеров видит по-новому, у него не успевает сложиться стереотип. Пусть будет трудно, но интересно и полезно для творческого роста. Мне везло с режиссерами. Работал с Кавтарадзе, Бейбутовым, Ереминым, Шиловским и еще многими. У меня семнадцать художественных фильмов, в основном на Одесской киностудии. Первый и самый, пожалуй, любимый – «Миллион в брачной корзине». Играл с такими замечательными актрисами, как Ольга Кабо, Лариса Удовиченко.

– Но вы сделали выбор в пользу театра?

– И опять могу сказать, что не жалею об этом.

– В вашей актерской жизни было много интересного. Не хотите ли написать книгу?

– Не мастер я писать. Но люблю вспоминать о прекрасных артистах, с которыми работал, о наших «шефских гастролях» по Ростовской области. Сцена – два грузовика с опущенными бортами, зрители – доярки, трактористы после трудового дня. Мы играем с полной отдачей, и они как будто сидят в ложе Большого театра. Особенно горжусь своей поездкой в Чернобыль. Мы выступали там буквально в первые дни после катастрофы, перед теми, кто непосредственно работал на станции, это были ученые, военные, много молодых совсем ребят. А утром они уезжали туда, «в зону», и бог знает, сколько они нахватались там «рентгенов» и кто еще остался жив.

Еще из «печальных» воспоминаний – это мое партийное руководство театром. Четыре года был секретарем парторганизации. Просыпаюсь утром, «солнышко светит, птички поют», а у меня настроение ужасное. Опять собрание-совещание, отчет в парткоме, разнос в райкоме! Как же счастлив я был, когда меня переизбрали и партийное руководство взяла на себя наша замечательная Клара Николаевна Абашина.

– Чем еще увлекаетесь, кроме театра. Что любите делать?

– Очень люблю «ничего не делать»! С удовольствием бы целый день ничего не делал!  Но не получается! Люблю свою дачу в Елизаветинской. Дом – хороший, крепкий сруб. Лодка, люблю рыбу ловить. Умею ее хорошо солить и вялить. Отец мой был родом из азовского села Круглое – самое рыбное место на Дону, научил меня солить селедку. «Прасол» называется, объедение! Вообще люблю готовить, особенно шашлык. Считаю, что это мужское занятие. Огонь, мясо – романтика! На спектакль всегда иду голодным, но уж потом!..

– Как актер и как мужчина вы, наверное, хорошо разбираетесь в женщинах? Какие вам больше нравятся – блондинки или брюнетки?

– Раньше нравились красивые. Сейчас умные и красивые.

– То есть требования повышаются, но любовь к женщинам остается?

- А как же, это ведь женщины!!

Не знаю, как передать на бумаге интонацию, с которой было сказано это слово, поэтому выделяю курсивом. Кто знает Игоря Александровича Богодуха, тот все поймет!

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.