Театральный процесс на Северном Кавказе

Выпуск №10-160/2013, Событие

Театральный процесс на Северном Кавказе

В мае 2013 года в г.Назрани под патронажем главы Республики Ингушетия Ю. Б. Евкурова и под эгидой Ассоциации театров юга России состоялась научно-практическая конференция «Актуальность школы К. С. Станиславского на театральном пространстве юга России». В ее работе приняли участие директора театров и творческая интеллигенция Северного Кавказа.

За последние 10-15 лет в разных регионах России предпринято множество попыток учреждения различных театральных проектов. От многих из них не осталось даже названий. На этом фоне деятельность Ассоциации театров юга России является замечательным примером стабильности, поскольку она последовательно осуществляет реальные шаги по достижению конкретных результатов как в области межнациональной коммуникации, популяризации театрального творчества региона, так и на ниве театрально-просветительской деятельности, что способствует созданию позитивного имиджа Северного Кавказа, в том числе в общероссийском и международном контексте.

Ассоциация была создана в 2004 году. Примечательно, что с первых дней ее существования организаторы ясно понимали, с какими практическими и теоретическими проблемами они столкнутся. Опыт преодоления этих проблем пришел чуть позже. Целенаправленная работа Ассоциации адекватно выражает ее интеллектуальную и просветительскую миссию: творческая и организационная помощь театрам; обсуждение репертуарной политики; реализация театральных проектов; проведение мастер-классов, творческих семинаров и конференций; издание специализированного журнала и т.д. С целью улучшения посредством искусства межконфессиональных отношений под эгидой Ассоциации был реализован проект «Марш мира и согласия», проведено не менее десяти резонансных творческих акций.

Безусловно, проект на протяжении своего существования знал как взлеты с рекордным количеством участников, повышенным интересом прессы, эффективными мероприятиями, так и спады, когда директора театров охладевали к деятельности Ассоциации. Тем не менее, уже пять лет можно говорить о периоде стабильности. Обусловлено это главным образом тем, что намеченные проекты выполняются, самые эксклюзивные идеи, дебютировавшие лет семь-пять тому назад, претворяются в практику жизни.

Представляя Ассоциацию, нельзя не сказать несколько слов о ее руководителе. Микаэл Базоркин - человек хорошо известный на Северном Кавказе, причем в различных творческих сферах. Его знают не только как художественного руководителя Русского государственного музыкально-драматического театра Республики Ингушетия (г. Назрань), но и как театрального педагога, режиссера, организатора множества культурно-просветительских проектов. Само перечисление званий и регалий Микаэла указывает на удивительную широту и масштаб интересов инициатора создания Ассоциации театров юга России.

Нельзя не отметить роль министра культуры Ингушетии Марет Газдиевой в судьбе Ассоциации. Марет Багаудиновна - энергичный и опытный руководитель-интеллектуал - воспринимает культуру как развивающуюся среду, пробуя и проверяя на перспективность максимально возможное количество стратегий. Помощь министра проявляется и в научной экспертизе проектов, и в реальной практике содействия Ассоциации.

Открыли конференцию «Актуальность школы К. С Станиславского на театральном пространстве юга России» доклады профессоров ГИТИСа автора настоящей заметки («Философия и Станиславский») и Т. И. Сополева («Национальный театр: между традицией и актуальностью»). Прения по докладам были весьма острыми. Дискуссионная нота получилась строгая и даже по-кавказски суровая. Многие участники конференции отстаивали принцип безотносительной верности школе, настаивали на аутентичности национального театра букве системы Станиславского. Прозвучали и более взвешенные мнения, призывающие учитывать дух реальности, который так или иначе корректирует самые благие намерения следовать некогда сформулированной эстетике, тем более, что система Станиславского серьезно эволюционировала (Мустафа Ибрагимов, художественный руководитель Даргинского государственного музыкально-драматического театра имени О. Батырая, г. Махачкала).

В выступлении Мажита Жангуразова - директора Балкарского государственного драматического театра имени К. Кулиева - прозвучала мысль, что не следует подменять национальную проблематику набором эффектных этнографических аттракционов. Интересная заявка на необходимость реформирования театрального процесса прозвучала в выступлении Микаэла Базоркина, который отметил, что крепкий профессионализм - безусловный критерий оценки режиссера, однако отсутствие серьезной национальной драматургии вот уже на протяжении многих лет создает весьма неудачную репутацию театрам Северного Кавказа. По мысли М.Базоркина, режиссеры должны чувствовать динамику изменений в театральном процессе, при этом находить компромисс между традицией и художественной новацией.

Директор Государственного русского драматического театра имени М. Лермонтова (г. Грозный) Бекхан Музакаев сформулировал небесспорный и парадоксальный вывод: чем больше в современном театре ценится и прославляется индивидуальность, тем единообразней становится театральный стиль. Выступающий призвал обращаться к национальному фольклору, вдохновляющему на творчество и инновации.

Второй день был ознаменован 10-летним юбилеем Ассоциации театров юга России. Заседание открыл председатель Ассоциации М.Базоркин, зачитав присутствующим свой отчетный доклад о проделанной за 10 лет работе.

Докладчик особо отметил, что на данный момент между Российским Университетом Театрального Искусства - ГИТИС и Ассоциацией театров юга России действует двусторонний Договор о сотрудничестве. Ежегодно в Республику Ингушетия приезжает выездная комиссия Российского Университета Театрального Искусства. Комиссия проводит предварительное прослушивание и консультации для абитуриентов со всего Юга Российской Федерации. Ассоциация ведет предварительные переговоры с министерствами культуры республик, чьи театры вошли в Ассоциацию, непосредственно с самими театрами и руководством РУТИ-ГИТИСа. Ведет всю организационную и подготовительную деятельность, связанную с работой комиссии и ее приездом в Ингушетию, готовит поступающих к вступительным экзаменам как до, так и после отъезда комиссии. Занимается организацией проекта в целом.

Сотрудники Ассоциации, получившие в ГИТИСе соответствующую подготовку, выезжают в республики, где проводят консультации, предварительные прослушивания, занятия по мастерству актера. Конечно, все приезжающие поступить не могут - места ограничены. В ГИТИСе уже сейчас учатся ребята из СКФО в целом больше, нежели из других национальных образований Российской Федерации. И уж точно, прежде в ГИТИСе учащихся с Кавказа было меньше. «Конечно, - отметил докладчик, - без содействия наших друзей у ребят шансов было бы немного. И отнюдь не потому, что они бездарны. Просто старт другой, ибо они не имеют за плечами столичного образования, среды и репетиторов. Соответственно, если конкурс достигает 400 человек на место, и 70 процентов из них москвичи, то ребята с СКФО в этой ситуации в большинстве своем оказываются неконкурентоспособными».

Ассоциация интенсивно ведет работу с молодежью. Учитывая особенности менталитета, сотрудники занимаются воспитательной деятельностью, общаются с родителями, реагируют на все - как на положительные, так и на отрицательные сигналы из ГИТИСа. Короче говоря, курируют своих питомцев на протяжении всего периода обучения, что существенно повышает их уровень дисциплины и успеваемости.

«Не обходится без недоразумений, - заметил М. Базоркин, - некоторые из поступивших впоследствии говорят, что они поступили бы в ГИТИС в любом случае, но мы за это на них не в обиде, ибо их болезненное самолюбие можно понять, но без таланта в ГИТИСе делать нечего».

В общей сложности, под патронажем и при содействии Ассоциации в ГИТИС, Щукинское училище, Институт культуры, Суриковское училище и в Высшую театральную школу деятелей сценического искусства за прошедшие 10 лет поступило 68 человек со всего Юга Российской Федерации. М. Базоркин заверил слушателей: «Мы систематически ведем учет всех поступивших при нашей помощи. Многие из этих ребят, уже получив дипломы, продолжают сотрудничать с нами, или просто поддерживают отношения. Многим мы помогли сделать карьеру. Так или иначе, судьба этих детей нам небезразлична. И мы гордимся, когда имена наших земляков, которым мы в свое время дали старт, звучат в серьезных российских и международных проектах».

Доклад председателя Ассоциации получил высокую оценку слушателей, но при этом вызвал серьезнейшую дискуссию. Некоторые из участников высказали мнение о целесообразности практики набора национальных студий на базе московских ВУЗов.

Позиции разделились. Слово вновь взял М. Базоркин, расставив акценты в соотношении реального и «мечтательного». В своей речи председатель Ассоциации развеял тщетные надежды на неиссякаемый потенциал национальных студий. В частности, М. Базоркин отметил, что качество образования, получаемое национальными курсами, значительно отстает от качества образования курсов интернациональных, где ребята вынуждены адаптироваться и подтягиваться до соответствующего уровня. К учащимся национальных студий педагоги, что греха таить, по ряду причин относятся несколько снисходительно. Соответственно, и уровень подготовки они получают по заниженной шкале.

Национальная актерская студия не восполняет всех кадровых запросов. Ведь театр состоит не только из актеров. Схема сотрудничества с ГИТИСом позволяет поступать на различные факультеты. В результате театры пополняются режиссерами, сценографами, продюсерами, театроведами и т. д.

Учащиеся национальных студий в своих отрывках, как правило, эгоцентричны, они эксплуатируют одни и те же темы - похищения невест, кровной мести, войны и так далее. Тогда как на курсах обычных, работая в партнерстве со студентами из других регионов, ребята, сохраняя национальное сознание, существенно расширяют свое человеческое, профессиональное, культурно-социальное и интеллектуальное пространство.

М. Базоркин подтвердил размышления личным опытом: «Я сам выпускник национальной студии. Мы закончили Щукинское училище 15 лет назад. И кто бы у нас сегодня играл молодежь, если бы не постоянный приток выпускников? А благодаря данному проекту, наш театр укомплектован всеми возрастными категориями. Мы можем играть любые роли!»

Микаэл Базоркин резюмировал: «К сожалению, ГИТИС не безразмерен, он не может набирать национальные студии с Кавказа и плюс еще брать ежегодно наших ребят на различные факультеты. Ведь есть в России и другие субъекты со своими театрами и кадровыми проблемами. К тому же, национальные студии, как правило, приносят с собой ВУЗу стандартный набор проблем и неприятностей, от которых страдают и сами учащиеся студий. Зачастую это заканчивается весьма плачевно».

Конструктивные доводы председателя Ассоциации многих участников убедили, но меньшинство осталось при своем мнении: дескать, сверхнеобходимо, чтобы московские ВУЗы продолжали набирать студии с Северного Кавказа. В этой позиции ощутим эгоизм, нежелание понимать, что другие регионы России не в меньшей степени нуждаются в квалифицированных театральных кадрах и, если допустить, что каждый регион направит на учебу в Москву свою студию, неминуемо наступит кризис театрального образования.

Предметом дальнейшего обсуждения были самые разнообразные вопросы: социология театра в северокавказском регионе, репертуарная политика театров, соотношение эксперимента и традиции, этического и политического. Особая тема обсуждения - театр как индикатор изменяющейся ментальности.

В выступлении директора Чеченского государственного драматического театра имени Х. Нурадилова (г. Грозный) Рустама Милькиева прозвучало предложение выразить доверие председателю Ассоциации М. Базоркину и поблагодарить его за успешное руководство.

Рустам Милькиев - один из самых молодых на Северном Кавказе, но уже авторитетных деятелей театра - высказал мысль, что Ассоциация стала замечательной творческой площадкой, репрезентативно отражающей многогранность феномена межконфессиональных отношений. По мнению всех присутствующих, именно поэтому необходимо повышать статус этой институции, создать сайт и новый специализированный журнал, основать фонд Ассоциации, учредить систему поощрений и награды, сделать все, чтобы членство в ней было не только функционально оправдано, но и престижно.

Конференция со всей очевидностью показала, что вопросов, заставляющих задуматься, более чем достаточно, вопросов, ставящих в тупик, тоже немало. Очевидно главное: гуманистическая роль Ассоциации непосредственно резонирует с потребностями времени сделать театр одним из средств снижения градуса межнациональных конфликтов. Проблематика реальности побуждает к серьезному философскому осмыслению происходящего и выбору вариантов действия, адекватных вызовам современности.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.