Рыцарь Насмешливого образа

Выпуск №5-115/2009, Лица

Рыцарь Насмешливого образа В 2000 году гостиница «Москва» еще украшала столицу, а я стояла на Манежной площади и считала гостиничные этажи. Их было ровно двенадцать. Дело в том, что вечером на сцене Театра им. А.С.Пушкина Рязанский драматический играл пьесу А.Галича «Вас вызывает Таймыр». Действие в ней происходило на тринадцатом, как оказалось, несуществующем этаже знаменитого здания. Так вот куда автор поселил своих героев – на облака! Не оттого ли в спектакле сквозь бодрость маршей и бойкую веселость проступала печаль несбывшихся идеалов. А в глазах рабочего паренька по фамилии Дюжиков, искренне верившего в социалистический рай, явно сквозила лукавая ирония. Дюжикова – образец советской комсомолии послевоенного времени – играл молодой актер, недавно пришедший в труппу театра драмы и легко в нее вписавшийся Олег ПИЧУРИН.

Со временем, приглядевшись к актеру, заметила, что насмешливость, эта скрытая улыбка, вообще присуща его взгляду на жизнь. Внешне это не сразу заметишь: всегда собранный, со вкусом одетый, неразговорчивый. Встретишь на улице – таких современных симпатичных парней в нашем городе много, но глаза выдают в нем профессию, требующую постоянного внимания и наблюдения: характер ли человеческий, ситуация житейская или словцо к месту сказанное, чужая интонация, жест – все в копилку актера, любое проявление человека через призму юмора и самоиронии.

По словам Олега, в нем с детства сидело подсознательное желание стать актером. Он очень любил со старшим братом показывать фокусы. Идеи брали из журнала «Юный техник», который родители выписывали для своих троих сыновей. И вот при показе фокуса разыгрывалось целое представление. Олег облачался в восточный халат и чалму – он был маг и чародей. Он играл, ощущая на себе одобрительный взгляд отца.

А надо сказать, что Вениамин Иванович, в глаза которого Олег мог завороженно смотреть до бесконечности, такой они были необыкновенной синевы, был талантливым рассказчиком-балагуром, его «житейскими байками», полными юмора и острых наблюдений, заслушивались домочадцы и друзья, которых всегда был полон приветливый дом. Семья Пичуриных жила в Казахстане, в небольшом закрытом городе Степногорске Целиноградской области. Праздники любили проводить вместе, на Святки обязательно колядовали с традиционным для гуляния ряженьем, пением, представлениями на публике.

После школы, по семейной традиции, Олег все же собирался сесть за руль. Но вот он познакомился с молодыми актерами из Алма-Аты, и ему посоветовали ехать учиться. Куда?.. Конечно, в Иркутск – там отличные педагоги по актерскому мастерству. Иркутск был первым большим городом, который Олег увидел, городом с историей, театрами, музеями, Домом декабристов. Началась профессиональная школа, выучка которой его и привела на сцену нашего театра драмы.

Не верится, что с тех пор прошло больше десяти лет…

Целый пласт жизни был отдан актерским капустникам. Группа молодых актеров из трех наших театров ездила в Нижний Новгород на фестиваль «Веселая коза», где собиралась театральная молодежь со всей страны. Рязанцы пользовались успехом. Особенно популярен был номер «Ромео и Джульетта», сделанный в лучших традициях карнавальной эксцентрики, в котором блестяще работали Олег Пичурин и Наталья Моргуненко. На 10-й, юбилейной встрече «Веселой козы» они стали лауреатами фестиваля. «Капустник – это генератор идей для актера, – так Олег считает и сегодня. – Это актерский тренинг, работающий на профессию».

А профессия говорила за себя на сцене. Как актер Олег Пичурин вырос на череде вводов в идущие спектакли: «Дом, где все кувырком», «Филумена Мартурано», «Вечно живые»… Ему удались герои в комедиях современных авторов «Кукла для невесты» и «Семейный портрет в интерьере», простоватые деревенские парни, живые, узнаваемые. Он стремился через юмор и добрую насмешку найти в них по-человечески душевную «особинку». «Эти краски располагают к себе зрителя, – говорит Олег. – Неадекватен, тогда человечен даже Гамлет». Ценным было то, что он много размышлял и самостоятельно работал над своими ролями. Вместе с женой Машей Звонаревой (в то время актрисой нашего театра, теперь она в основном снимается в кино) они анализировали каждую интересную работу, считая, что анализ роли – это актерское качество.

Среди лучших работ Олега Пичурина на сцене рязанской драмы останется и Мозгляков из трагифарса «Дядюшкин сон». Фамилия этого персонажа Достоевского многое объясняет. Но актер искренне сочувствует своему глупому и недалекому герою, попавшему в сети интриг провинциальных мордасовских дам. Он играет наивного, беспомощного человека, за что зрители прощают тому и глупость, и фанфаронство. Партнерами Олега Пичурина и Марии Звонаревой (Зинаида) были народные артисты России Людмила Коршунова и Сергей Леонтьев. Работа с мастерами сцены стала серьезным творческим экзаменом для молодых актеров театра. Они сдали его на «отлично». Недаром известный литературный критик Лев Аннинский так высказался о спектакле: «Очень смешно. Смеешься, смеешься, а потом вдруг понимаешь, какая именно тревожная мысль пробивается сквозь водевильные коленца. Девица на выданье – это же наша Россия».

«Партнерство – это взаимное уважение, в чем-то уступка, – говорит Олег. – Театр - дело коллективное. Театр страдает, когда нет ансамбля». Среди своих партнеров он выделяет Наталью Моргуненко и Марину Мясникову, Владимира Приза – актеров гибких, подвижных, наделенных юмором, с которыми можно легко импровизировать на репетициях и в спектакле.

«Каждая роль, даже неудачная, - ступенька вверх. Удачная роль – две ступеньки вверх. В каждой роли открываешь для себя что-то важное, лишнее отсеивается, уходит». Двумя ступеньками вверх стала для Олега Пичурина роль учителя Мерою в спектакле «Алгол и Мона» по известной пьесе М.Себастьяну «Безымянная звезда». Судьба дарит его герою встречу с любовью, а он воспринимает ее как мимолетное сновидение, в итоге отдав предпочтение астрономическим вычислениям доселе неизвестных звезд. Играя в мелодраме, Олег Пичурин неожиданно раскрылся перед нами тонким лириком, актером, владеющим импрессионистской палитрой красок. Сегодня мелодраму называют «сенсорным театром», обращенным к человеческим чувствам: спектакль «Алгол и Мона» завораживает зрителей глубиной чувств и психологически точной грустью финала, к которому приходит лирический герой Олега Пичурина.

Отдельно хотелось бы сказать о работах актера в двух комедиях А.Н.Островского как показателе творческого роста в профессии. В спектакле «Женитьба Белугина» Олег с энтузиазмом принял не традиционное прочтение классика, когда история женитьбы молодого купца на дворянке подавалась как веселая и непринужденная театральная игра. Его герой Андрей Белугин мыслил по-современному и вел себя соответственно. Олегу было комфортно в этой удачной, по его мнению, роли. Вот, сидя к зрителю спиной, он подбирает на фортепьяно мелодию. В этот момент он не купеческий сын из Замоскворечья конца другого века, а современный молодой человек, переживающий свою неудачу в любви.

Эта сцена у фортепьяно родилась экспромтом. Однажды на репетиции актер сел за инструмент и стал что-то наигрывать, искать свою музыкальную тему. Кстати, эта мелодия и стала музыкальным лейтмотивом спектакля. То, что была найдена верная тональность, почувствовали искушенные зрители на театральном фестивале «Дни Островского в Костроме», проходившем в 2003 году. Почувствовали и критики, заспорив не на шутку о нашем спектакле. В конце концов (сама тому свидетель), спор привел к серьезному разговору не только о значении молодого героя в пьесах Островского, но и о судьбах молодых актеров в современном театре.

В этом сезоне Олег Пичурин получил звание заслуженного артиста России. А роль Вершинского в комедии «Дикарка» стала лучшей его работой. Снова встреча с драматургией Островского. Нет, Олег, как и раньше, не пытается всерьез играть ограниченного субъекта, его нигилизм и циничность. Он оживил Вершинского своей насмешливой иронией, нашел выразительную пластику персонажу, в то же время продемонстрировал новый для него стиль игры, свойственный актерам русского психологического театра, с его уроками Станиславского, с серьезной проработкой характера. Образ набрал силу обобщения, роль второго плана вышла на первый уровень, вновь доказав нам реальную силу Островского – «отца русского театра».

«Каждому автору свой период, – говорит Олег. – Сейчас Гоголь стал интересен, хотя мечтал сыграть Хлестакова со студенческих времен. «Ревизор» – классика в истинном понимании. Хлестаков – идеальное воплощение иронии. Это оптимальный герой, в котором сочетается все, что я пытаюсь привносить в другие свои роли, смешное, трагичное, иронию и современное мироощущение. Гоголя не надо сокращать, как это сейчас повсеместно делают. Все современно, каждое слово».

Что ж, сыграть гоголевский бессмертный персонаж честь для актера. А сразиться с таким автором, как Николай Васильевич Гоголь, думаю, будет под силу Рыцарю Насмешливого Образа.

Фото предоставлены Рязанским театром драмы

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.