Кинешма. Жертвоприношение

Выпуск №10-160/2013, В России

Кинешма. Жертвоприношение

В Кинешемском драматическом театре им. А.Н. Островского состоялась премьера спектакля по пьесе Александра Николаевича Островского «Последняя жертва». Спектакль открывал I Международный фестиваль русской классической драматургии «Горячее сердце».

Спектакль очень динамичный, «быстрый», жесткий, именно так, по-современному, прочитал пьесу Островского режиссер-постановщик спектакля Андрей Подскребкин. Декорации (художник-постановщик и автор костюмов Светлана Рарий) меняются вместе с поворотами сюжета пьесы, каждую картину. Все предельно «просто», без сантиментов. Чувства в расчет не берутся, каждый персонаж спектакля «приземлен» и меркантилен.

Богатого старика Флора Федулыча Прибыткова (заслуженный артист РФ Олег Рябцов) никто в грош не ставит, но все им пользуются как кошельком, набитым деньгами. Прибытков им только мешает, его старательно обходят, как досадную преграду, а он смотрит на всех с недоумением - как это, я, центр Вселенной, могу все и всех купить, продать, все вокруг мое, а делают не по-моему? Он озадачен, знает, что нужно делать, да сделать ничего не может - компания подобралась такая, что палец в рот никому не клади - по локоть откусят. Одно дело Ирина Лавровна (Наталья Митронина, сыгранная лаконично, скупо на краски, даже подчеркнуто сухо), что от нее-то ожидать, или Лавр Мироныч (Дмитрий Чередниченко, герой которого тоже своего не упустит, впрочем, как и чужого), но Юлия Павловна (Анна Росс)! Сложная героиня, ее одной краской не нарисуешь. Это женщина - хищница, женщина - самка. Она, конечно же, любит Вадима Дульчина (Вячеслав Митронин), и ее Дульчин любит, хоть и обирает до нитки, он просто не может поступить по-другому. В этом спектакле Вадим - большой ребенок, на которого и сердиться невозможно, настолько безыскусен здесь Дульчин. Да, такой вот Вадим, не может он быть другим и не может не совершать те поступки, которые совершает, неблаговидные, спору нет.

Юлия Павловна может вступить в связь с Флором Федулычем из-за денег, чтобы выручить в очередной раз своего любовника. Именно с таким настроем, без церемоний приходит Юлия к Флору Федулычу. И целует старика искренне, она - натура увлекающаяся, и Прибытков ее поцелую верит, потому что хочет верить. А потом она идет к нему на содержание. Вполне осознанно. Хотя и официально замуж, но ведь по сути именно на содержание.

Персонажи рангом пониже (Наблюдатель, артист Андрей Мисюра) ведут себя подобно Флору Федулычу - он ни за что может ударить в лицо Салай Салтаныча (Олег Коновалов) и ему за это ничего не будет, почему? - да ни почему, лицо не понравилось, не в духе был, да мало ли? И герой Коновалова не в претензии - чувства собственного достоинства у него нет и в помине, получил, так получил, возмущаться ему и в голову не приходит, это просто надо пережить как стихийное бедствие, он и переживает именно так, без нравственных мук. А Наблюдатель с Москвичом (Александр Миронов) выгребают все деньги у обаятельного пьянчужки Иногороднего (Павел Благовещенский). Интересна, на мой взгляд, роль Наблюдателя - тут Наблюдатель действительно наблюдатель - сидит себе в сторонке, у правой кулисы, добрую часть второго действия, наблюдает за происходящим, что-то записывает, да не забывает время от времени класть себе в шкатулку деньги.

Мир жесток, но жестоким его делают люди. Положительных героев в спектакле нет. Что же касается любви... Любить могут не только хорошие люди, разве не так?

Деньги, деньги... Никто не думает о чем-то другом, только о «презренном металле». И с осеннего неба падают не только листья, но и деньги. И купюры разбрасывает в прологе спектакля Дульчин, и все подбегают, хватая деньги, прячут в карманы, совсем не думая о том, как отвратительно - мерзко все это выглядит со стороны.

Именно о дефиците чувств, на мой взгляд, и хотел сказать в этом спектакле режиссер. Жесткие и быстрые перемены декораций только усиливают главную идею постановки. Тут каждый себе на уме. Глафира Фирсовна, которую обычно играют в «Последней жертве» «бытово», в этом спектакле получилась жесткой, циничной, знающей себе цену, с большим достоинством (заслуженная артистка РФ Кристина Тенякова). Такой Глафире Фирсовне не попадайся, не стой на дороге, проглотит любого и не заметит. Сильная натура - кремень, она, по сути, и есть едва ли не главное действующее лицо в спектакле Андрея Подскребкина. Когда персонажи выполнили все, что от них хотели, они как бы перестают существовать - «Мавр сделал свое дело, Мавр может уходить». Именно поэтому ближе к финалу героиня Теняковой уходит со сцены в зрительный зал. Предсказуемо - добротно, как зачастую этот персонаж и играют, сделана роль Михевны (Анна Александрова).

Все герои спектакля подчинены одной цели - получить как можно больше денег и совсем неважно, каким путем. Поначалу кажется, что декорации идут вразрез с режиссерским прочтением пьесы, но потом становится понятно, что вся эта показная набожность, «воздушность» героев - лишь устраивающая всех завеса, за которой удобно существовать персонажам спектакля. Жертву приносит не только Юлия Павловна - приносит свою свободу в обмен на деньги вдовы Пивокуровой (Т. Грубинка) Вадим Дульчин, Иногородный - в обмен на пьянку лишившийся за несколько минут всех своих денег, Лука Герасимыч (С. Шувалов), этот вообще непонятно за что избитый и в финале спектакля приволакиваемый на сцену без сознания полутруп. Может быть, за то, что излишне доверял Вадиму? Вот уж поистине «темное царство» героев Островского! В самом деле, не нами и не сегодня замечено, у Александра Николаевича мало или совсем нет положительных персонажей. Это похоже на жизнь? Да, конечно. Такое мы видим сейчас? Сколько угодно. Наш глаз «замылился», мы перестали замечать то, что происходит с современным обществом, а классика заставляет посмотреть на себя со стороны. И картинка не эта совсем приглядна.

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.