Северск. О сострадании и милосердии | Страстной бульвар, 10

Северск. О сострадании и милосердии

Выпуск №10-160/2013, В России

Северск. О сострадании и милосердии

В этом году Северский музыкальный театр отметил свое 55-летие. За более, чем полувековую историю, он познакомил своих зрителей с постановками самых разных жанров - от классики до современности. С его судьбой связано множество ярких, талантливых имен. К сожалению, в последние десятилетия его не минула участь многих профессиональных театров, ставших заложниками своего времени. Северский музыкальный театр практически перестал выезжать на гастроли, осваивать новые сценические площадки и тем самым «проверять» свои постановки на новом зрителе. Это, безусловно, сказалось на перспективах творческого развития театра.

Администрация Северска не осталась равнодушной к судьбе театра и стала искать выход из сложившейся ситуации. Осенью 2011 года на должность его директора пригласили профессионального театрального менеджера Светлану Бунакову, ранее возглавлявшую Томский театр юного зрителя. Главной установкой нового руководителя стало, с одной стороны, сохранение лучших традиций театра, с другой, - поиск новых форм, привлечение в театр нового зрителя и особенно молодежи. Вместе с новым главным режиссером Ксенией Торской и новым главным дирижером Владимиром Сапожниковым был основательно пересмотрен репертуар театра. Помимо традиционных классических спектаклей в афише появились мюзиклы «Мэри Поппинс, до свидания», «Безымянная звезда», «Хэлло, Долли!», сказка-оперетта для детей «Принцесса на горошине». А настоящей сенсацией нынешнего сезона стала камерная опера «Колыбельная ангелу» премьера по опере «Елка», написанной в начале прошлого века русским композитором Владимиром Ребиковым, стала возможна благодаря тому, что Северский музыкальный театр выиграл грант Министерства культуры РФ по поддержке молодой режиссуры. Постановку почти забытого ныне музыкального произведения осуществили молодой московский режиссер Елизавета Бондарь и главный дирижер театра Владимир Сапожников.

В этом музыкальном спектакле завораживает все. И то, что публика воспринимает действие не из зрительного зала, а расположившись в арьерсцене. И то, что артисты, оркестр и зрители оказываются в одном, довольно ограниченном пространстве и ощущают полную сопричастность к происходящему. Поражают изысканные декорации и костюмы (их автор московский художник, лауреат Государственной премии Елена Сенатова) и удивительная гармония оркестрового звучания, вокала, актерского мастерства и хореографии (балетмейстер-постановщик Наталья Бобрикова). Не оставляет равнодушным и сюжет оперы, в котором ненавязчиво звучит призыв к вечным понятиям - милосердию и состраданию.

В основе либретто (автор С. Плаксин) этой одноактовой оперы - сказка Г.-Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Печальная, полная человеколюбия история об осиротевшей девочке, оказавшейся в мороз в канун Рождества на улице. Это первая большая и, надо сказать, очень трудная, как в вокальном, так и в драматическом плане, роль молодой солистки театра Лидии Поляковой.

Мимо ее героини (хрупкой, трогательной, в нелепых, не по размеру, грубых башмаках и в бесформенной, явно с чужого плеча, вязаной кофте) то и дело проходят счастливые, нарядные, взволнованные предстоящим праздником люди. И никому из них и дела нет до несчастного ребенка, замерзающего на улице. Никто не протянет руку помощи, не накормит, не обогреет, не подбодрит добрым словом - слишком заняты прохожие своими удовольствиями, да и не хотят они омрачать предпраздничный вечер чужим несчастьем. В самом деле, кто она им - эта маленькая нищенка? Лишь городская сумасшедшая (солистка Наталья Сочнева) обратила внимание на девочку, но чем она, такая же бедная и обездоленная, может помочь?

Девочка заглядывает в окно богатого дома, где переливается огнями нарядная елка, где от закусок ломится стол, где раздают подарки детям... Ее сердечко не ожесточается, она продолжает верить в чудо, в то, что, если не люди, то Господь не оставит ее. И избавление от мук действительно приходит. Смерть оказывается милосерднее людей...

И вот героиня, в бальном, переливающемся платье, оказывается в прекрасном дворце, полном света и людей. Принц ведет девочку к трону. Она наблюдает, как все танцуют вальс, как шествуют гномы, исполняют причудливые па паяцы и китайские куклы. Ей тепло и весело. А вот и покойная мать (солистка Оксана Волкова) призывает ее в свои объятья. Она берет девочку за руку и уводит по лестнице в звездное небо, туда, где нет ни голода, ни холода, ни отчаяния, ни горя...

Это музыкальное произведение было изначально задумано как камерная моноопера со сквозным действием, где картины меняются без перерыва. Здесь нет привычных оперных форм - арий, ансамблей, хоров. Они заменены сплошным, непрерывно развивающимся потоком музыкального действия, основанном на развитии группы лейтмотивов. Один из самых популярных номеров оперы - вальс, являющийся кульминацией всего произведения, трогательный, поэтически-нежный и печальный.

В отличие от традиционных постановок этой оперы, где, как правило, отсутствуют декорации и действие как таковое, а вокалистки исполняют свои партии под фортепиано, «Колыбельная ангелу» в Северском театре - полноценный музыкальный спектакль, с оркестром, с балетными номерами, драматургической канвой. И от этого произведение только выигрывает, становится более зрелищным и оказывает более мощное эмоциональное воздействие на зрителя. К тому же - это и новая форма существования для оркестра театра.

- Проблема многих музыкальных театров в зацикленности на традиционном репертуаре, который хорошо знаком и исполняется по инерции, - говорит главный дирижер Северского музыкального театра Владимир Сапожников. - Что же касается этой оперы, то здесь присутствует совершенно новый театральный язык, акцент сделан на совершенно других выразительных моментах. Когда мы работали над этим спектаклем, то для оркестра возникла проблема не исполнительская, а слуховая. Музыкантам было очень сложно слушать то, что они играют. И только после третьего спектакля они стали понимать, как надо исполнять. Так что «Колыбельная ангелу» явилась хорошей школой для оркестра.

- Кто-то из зрителей, побывав на этом спектакле, назвал его тонким и проникновенным, - продолжает директор театра Светлана Бунакова. - Именно к такому разговору - от сердца к сердцу - мы и стремились. Очень хочется, чтобы люди не забывали о сострадании, милосердии. Ведь, только помогая другим, мы остаемся людьми.


Фото из архива театра

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.