Живое дыхание / Фестиваль "Островский навсегда"

Выпуск №10-160/2013, Фестивали

Живое дыхание / Фестиваль "Островский навсегда"

Не очень круглый юбилей Александра Николаевича Островского - 190 лет - оказался в этом году в тени других театральных праздников. Скромный фестиваль «Островский навсегда», проведенный в Центральном доме актера им. А.А. Яблочкиной, бурного внимания к себе не привлек. Но радость непафосных, а как будто бы родственных встреч с русским Шекспиром подарил.

В рамках фестиваля состоялась премьера необычного спектакля «Один день из жизни девицы Любы Отрадиной», поставленного Павлом Тихомировым и сыгранного артистами разных московских театров. Эта работа не имеет ничего общего с антрепризой. Разве что первостепенное внимание, уделенное актерам. Тихомиров-режиссер намеренно уходит на второй план, показывая участниц спектакля крупно, подробно, в непрерывности сложного, многопланового психологического существования.

Взяв первый акт пьесы «Без вины виноватые», который постановщиками, напротив, чаще всего сокращается, Павел Тихомиров поставил не пролог к великой комедии Островского о театре и актерах, а законченный маленький спектакль, посвященный матери, потерявшей своего ребенка. Впрочем, женщина эта, конечно, актриса - именно встреча прославленной русской актрисы Кручининой с Галчихой, известие о том, что ее сын Гриша жив, начинает действие «воспоминаний» главной героини. Но и представ изысканной, вкусившей славу примой, Кручинина остается несчастной женщиной, повзрослевшей девицей Отрадиной, которую горько обидели, над чувствами которой надругались.

Отрадину играет Ирина Фадина, внешностью, стильностью, точностью сценических проявлений, умением играть второй и третий планы она напоминает Светлану Замараеву, получившую в прошлом году за роль Кручининой «Золотую Маску». Но спектакль Екатеринбургского ТЮЗа был посвящен как раз актрисе - священному чудовищу. А Дом актера подарил зрителям незамутненную, классно сыгранную мелодраму. Отрадина Ирины Фадиной трогательна, беззащитна перед интригами - актриса хорошо передает социальный план: эту красивую, способную к сильным чувствам, талантливую девушку в буквальном смысле некому защитить, и она, с отчаянием переживая предательство возлюбленного, прозревает: надеяться можно только на себя.

Точно задает тон спектаклю своим первым появлением Ольга Дубовицкая - опустившаяся, теряющая память Галчиха с потухшим взором и трясущимися руками, она вовсе не напоминает современную бомжиху: сохранила достоинство, держит спину, внимательна к одежде. Вот только мысли путаются и чувство вины в глазах. Далее Галчиха предстает женщиной, не понимающей морали, но по-своему правой в стремлении себя обеспечить, не хищницей, а осознавшей по сути то же, что Отрадина. Но надеяться на себя для нее значит идти на все. Наталья Пирогова, счастливая соперница Отрадиной, тоже не слишком счастлива полученным наследством и купленным мужем. Эти женщины - жертвы бездушного века. И зрители узнают в спектакле сегодняшние проблемы, заблуждения и страдания.

Изобретательна в пристройках, кокетливо очаровательна, сочувственна к молодой хозяйке Лариса Некипелова - горничная Аннушка, простая душа. Слабое звено спектакля - единственный мужчина, молодой актер Юрий Ракович - Муров. Ему не хватает опыта, но женщины играют короля, не становясь свитой. Со вкусом придуманы костюмы Витой Севрюковой. Просто, но осмысленно использовано пространство гостиной Дома актера.

Главное же в этой постановке - трепетное отношение к драматургу, осмысление каждого его слова. Любовь к пьесе рождает живое легкое дыхание, редкое ощущение какого-то прямо-таки буквального прикосновения к классике.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.