На театре с пеленок

Выпуск №5-115/2009, Лица

На театре с пеленок Юбилей как повод для промежуточных итогов – довольно напряженный этап биографии, особенно, если это биография творческого человека.

Заслуженный артист России Виталий Львович СТУЖЕВ, несомненно, человек творческий.

Его жизнь в искусстве началась с 17 лет в Рыбинске, случилось это сразу после школы, хотя сам он вспоминает, что и в семилетнем возрасте уже появился на подмостках, даже роль была со словами – в «Кремлевских курантах» Н.Погодина есть сцена явления Ленина в избушку лесничего, где на печке толкутся малые дети. Более того, когда Виталику было… семь месяцев, мама-актриса выносила его, младенца, на сцену в спектакле «Земля» по роману Н.Вирты. То есть судьба артиста была во всех смыслах предопределена.

Армейская служба (танковые войска) добавила другого опыта, который позже, в ГИТИСе, помог освоить сразу два факультета – актерский и театроведческий.

Мытарства по городам и весям тоже стали фактом его биографии (кроме «неизбежной» Вологды – Мурманск, Липецк, Брянск, Барнаул, Красноярск).

С 1980 по 1988 годы – сцена Ярославского академического театра драмы им. Федора Волкова, который возглавлял тогда режиссер В.Кузьмин, а затем – участие, снова творческое, в создании театра «Колесо» в Тольятти, куда артист уехал вместе с режиссером Глебом Дроздовым и где сыграл несколько вымечтанных ролей – Отелло, Хиггинса, Гаева, Кочкарева… Хотя никогда не жаловался на безработицу: в послужном списке Виталия Стужева Фердинанд, Ромео, Скапен, Треплев, Д’Артаньян, Карандышев

Были в сценической судьбе артиста и чеховский Иванов, и Зилов Вампилова, Дон Жуан в версии Леси Украинки, король Леонт из «Зимней сказки» Шекспира…

Взирая на этот список, не устаешь поражаться и радоваться, как много сыграно и как точно всякий раз угадана актерская его природа – кажется, ни одной случайной работы.

Начало нового века артист встретил потрясающей ролью, имевшей серьезный резонанс: в сезоне 2001 года, на сцене Ярославского ТЮЗа в спектакле замечательного режиссера Александра Кузина по драме М.Горького «Последние» Виталий Стужев сыграл Ивана Коломийцева. Получилась фигура эксцентричная, тип трагикомический.

История распада семьи и эпохи была явлена в ритмах камерного зрелища, отчего острые краски ее казались еще более резкими и безжалостными. Удивительно тонко «работало» на характер Ивана его прошлое актера-любителя, его природная страсть к театральной демонстрации своих чувств. Это трагикомично роднило его… с Калигулой, хотя сам себя он мыслил по меньшей мере королем Лиром. Другая, не менее саркастическая аналогия – чеховские «Три сестры», где, как мы помним, самые интеллигентные люди – военные. А у Горького «ходят по дому городовые и корчат из себя офицеров». Да и король Клавдий из «Гамлета» вспоминается сразу – разница лишь в том, что любимый человек Софьи, в отличие от первого мужа королевы Гертруды, не сразу помер…

Интерес к острой характерности, четкости рисунка, сатирическим и саркастическим краскам у Виталия Стужева в природе. С наслаждением играл, к примеру, капитана Сильвера в «Острове сокровищ». Фигурой относительно лиричной оказался, пожалуй, лишь голливудская мега-звезда Херб Таккер из дуэтной мелодрамы «Хочу сниматься в кино» Н.Саймона.

В его монографическом репертуаре, кажется, нет банальных чтецких программ, среднестатистической лирики, которую легко читать для дам и при свечах.

Одним из первых опытов моноспектакля стал «Иуда Искариот» Леонида Андреева, показанный в Петрозаводске, на одном из самых авторитетных фестивалей – «Ламбушка», в 1998 году, а затем вывезенный в Пермь на не менее серьезный форум «В начале было слово…», где в 2000-м артист победил сразу в трех номинациях.

Москва могла оценить эту грань творчества Виталия Стужева, когда в Голубой гостиной Дома Актера на Арбате артист показал созданный им в 2003 году в содружестве с режиссером Людмилой Зотовой и скульптором Еленой Пасхиной, консультировавшей актера, моноспектакль «Жизнь флорентийского мастера Бенвенуто Челлини, рассказанная им самим», превратив это во всех отношениях яркое зрелище в страстную исповедь творца, одного из гигантов Возрождения, оказавшегося, подобно всем крупным художникам, у времени в плену.

Скульптор, оружейник, ювелир и писатель, Бенвенуто Челлини по сути типичная фигура своей эпохи, хотя, разумеется, противоречивая и трагичная.

Поначалу герой Виталия Стужева больше похож на каменотеса или плотника – человека «простой» профессии, познавшего, однако, счастливую готовность к жертве, яростное счастье творческого процесса. Ведь Солонку Франциска I он одержимо творил пять лет, а на создание знаменитой статуи Персея с головой Горгоны ушло почти десятилетие. А ведь надо было уметь общаться с власть предержащими, быть дипломатом и чутким исполнителем. Эти «обстоятельства», для всякой эпохи существенные, артист отыгрывает с интонацией драматической иронии.

Но в интерпретации Виталия Стужева Бенвенуто Челлини прежде всего труженик, мастеровой, свято верящий в свое предназначение художника.

А еще его героем, похожим на странствующего пророка, движет ответственность перед Вечностью, подсознательно заложенная в каждой неординарной художественной натуре.

И нет ничего проще трапезы Бенвенуто, когда, истерзанный творческим экстазом до изнеможения, он, сидя на простой скамье, ест обыкновенную лепешку, запивая ее водой из самого обыкновенного кувшина…

Последняя крупная удача настигла артиста в «Ведогонь-Театре», что в Зеленограде, где режиссер Александр Кузин поставил трагедию А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович», пригласив Виталия Стужева на острохарактерную роль «кровавых дел мастера» Луп-Клешнина. И в этом характере интересны не столько свойства злодея, сколько прочувствованное талантливым человеком свое место в истории, которой он по-своему служит – по-своему ее понимая.

Этот трагический парадокс становится «движителем» не только интриги, сколько судьбы. Самое замечательное в каждой талантливо проживаемой жизни в искусстве, несмотря на миллион терзаний, – способность сохранить суверенность творческого сознания и постоянная готовность к новым открытиям, чего и хочется пожелать замечательному артисту Виталию Львовичу Стужеву в дни его славного семидесятилетия.

Фото Андрея Тульнова

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.