Тамбов-2013: взлеты и падения / VII Театральный фестиваль имени Н.Х.Рыбакова

Выпуск №10-160/2013, Фестивали

Тамбов-2013: взлеты и падения / VII Театральный фестиваль имени Н.Х.Рыбакова

Театральный фестиваль имени Н.Х. Рыбакова в Тамбове заявлен как фестиваль актерский. Но поскольку актеры, включая номинантов на главную премию «Актер России», играют все-таки в общем ансамбле под руководством режиссера, конкретный спектакль может помочь высветить индивидуальность номинанта на премию или, наоборот, «задвинуть» его. Это подтвердил и VII «рыбаковский» фестиваль, который состоялся в мае.


«Театр русской святости»


«Актрисой России» признана Галина Кудымова из Коми-Пермяцкого национального драматического театра имени М. Горького (г. Кудымкар) за роль Александры в спектакле по пьесе Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас». Здесь у Кудымовой не было актерского «соло», она была равной среди равных ей партнеров. Режиссура этого спектакля (постановка Сергея Андреева) была изначально «растворена» в актерах. Эта работа существует именно как целое, не распадаясь на отдельные роли. Именно поэтому спектакль получил и премию за лучший актерский ансамбль, а в целом «нахватал» шесть наград. Было многократно отмечено, что провинциальный театр из города с 30-тысячным населением успешно продолжил советскую театральную традицию, взявшись за военную тему, но не в ее пафосном варианте, а в героическо-бытовом, «тыловом» аспекте, с органическим соединением шутовского и трагического. Тем самым произошло возвращение к «театру русской совестливости и святости» (по выражению члена жюри Веры Максимовой). Незатейливая и трагическая история взята из жизни: муж Александры Иван (Анатолий Попов) вернулся домой спустя четыре года после войны, когда его уже перестали ждать, а сама она собралась замуж за участкового Римаса (Александр Власов), который ее любит. Она отказывается делать выбор между двумя мужчинами, и благородный Римас, который однажды уже спас Ивана от ареста по доносу, «уступает» ее мужу. Простодушие, с которым играют актеры, оживляет эту историю, она не требует дополнительных подпорок в виде сложной сценографии или музыкального оформления: здесь звучит только одна казачья песня, исполненная a capella.


Трехэтажная американская сага


А вот спектакль «Август. Графство Осэйдж» по пьесе американца Трейси Леттса в исполнении Самарского академического театра драмы им. М. Горького не помог другой номинантке, народной артистке России Жанне Романенко, блеснуть в роли Вайолет. Было ощущение, что эта сложно сплетенная, типично «западная», американская семейная сага не очень интересна актерам, отсюда много крика и исполнительских погрешностей. Непонятно, почему Вайолет, у которой по пьесе рак горла, так много кричит. Сложная и дорогая сценография Олега Головко (премия за лучшую сценографию), потребовавшая многочасового монтажа трехэтажной конструкции, на мой взгляд, себя не оправдала: заявленный художником «мультиэкранный режим», по сути, не сработал, сплошные полки с книгами на заднем плане оказываются не у дел. Режиссер-постановщик Вячеслав Гвоздков до конца не вытащил наружу главную интригу: почему же Вайолет, которая могла спасти мужа от самоубийства одним-единственным звонком, этого не сделала? В спектакле, тем не менее, есть интересные актерские работы: незадачливый увалень Малыш Чарли (Иршат Байбиков), влюбившийся в свою кровную сестру, не подозревая об этом; любительница «травки», разбитная и строптивая Джин, внучка Вайолет (Алина Костюк); ловелас Стив (Владимир Сапрыкин), «на грани фола» заигрывающий с несовершеннолетней Джин; дочь Вайолет Барбара (Алла Коровкина), которой приходится держать под контролем весь семейный клан, но у нее это получается неважно, поэтому она срывается в истерический авторитаризм и становится похожей на мать.


Преодоление режиссуры


Народная артистка РФ Лариса Соколова из Курского драмтеатра имени А.С.  Пушкина номинировалась на премию «Актриса России», но ее подвело неудачное назначение на роль Дорины в спектакле «Тартюф» по Мольеру. Критики отметили, что и по возрасту, и по фактуре это не ее роль. К тому же Дорина, одетая как гранд-дама, совсем не выглядела служанкой. Это вообще довольно странный спектакль (постановка Бориса Горбачевского). В нем громоздкие декорации (Борис Лысиков): актеры взбираются на лестницы в форме самолетных трапов, которые ходят под ними ходуном, и пару раз актеры с них едва не навернулись. Современные аранжировки классики не сочетаются с духом времени и с конкретными сценами в постановке. В частности, свой панегирик Тартюфу Оргон читает на фоне трагической «Lacrimosa» из «Реквиема» Моцарта, под эту же музыку Тартюф домогается Эльмиры.

Тартюфа (Андрей Колобинин) вынудили надеть длинный парик, который закрывает лицо, поэтому актер все время раздвигает волосы руками. В этом спектакле Тартюф - не воплощение лицемерия, а одержимый плотской страстью демон в облике то ли монаха, то ли Распутина. При этом он еще и экстрасенс, но тогда логично спросить: почему он не прозрел своего скорого разоблачения? Ключевая сцена в пьесе - когда Оргон подсматривает за тем, как Тартюф соблазняет его жену. Но режиссер «спрятал» Оргона (засл. арт. РФ Александр Швачунов) в кладовке, откуда ему ничего не видно и, скорее всего, даже не слышно. В целом легкий, «танцевальный» Мольер стал тяжеловесным. Эксперты признали, что в театре сильная труппа, которой приходилось преодолевать странности режиссуры и сценографии. За творческую удачу на этом поприще Швачунов даже получил премию «За вклад в развитие русского театрального искусства»: его Оргон оказался самым «живым» персонажем на сцене.

Столь же вялотекущим, даже унылым показался жюри «Кречинский» Сухово-Кобылина (режиссер Борис Горбачевский) в исполнении Брянского областного театра драмы им. А.К. Толстого: слишком традиционная форма, слишком много вальса Свиридова для заполнения «танцевальных пауз». Народный артист России Иосиф Камышев, номинированный на премию «Актер России», честно и добротно сыграл роль Муромского, помещика традиционного уклада и заботливого отца своей дочери. Но одной «добротности» жюри не хватило. Всему спектаклю недоставало жизни, подлинно комических сцен, которые есть в пьесе. Даже Расплюев здесь чересчур трагичен. Зато в тот вечер в напряженной, «наэлектризованной» роли Атуевой блистала заслуженная артистка РФ Светлана Рязанцева: пожалуй, она была достойна главной номинации.


Бедный Мальволио


На мой субъективный взгляд, недооцененным на фестивале оказался трагикомический талант другого номинанта, заслуженного артиста России Владимира Кустарникова, который сыграл Мальволио в спектакле Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова «Двенадцатая ночь, или Как пожелаете» по пьесе Шекспира. Это актер редкой индивидуальности и уникальной органики, которую он продемонстрировал даже в не лучшем для себя состоянии. Чего стоит одно лишь его неспешно-надменное: «Бегу!» или блестяще сделанная сцена с «письмом Оливии». Кустарников играет человека недалекого, самовлюбленного, по-своему искреннего и оттого уязвимого. Но такая трактовка смутила экспертов. Критик из Белоруссии Татьяна Орлова призналась, что она запуталась в режиссуре: «Зачем разоблачать дурачка? У Шекспира это человек злой, корыстный и опасный. А здесь - зачем бить лежачего?» Имеется в виду троица насмешников - Мария, Шут и Сэр Тоби, которые разыгрывают Мальволио, разыгрывают жестоко, до умопомешательства последнего. Но у режиссера Юрия Копылова, как правило, все непросто: эта троица в какой-то момент просто заигралась и проскочила грань между безобидной шуткой и садизмом, вступив на территорию зла. В любом случае Кустарников хорош тем, что у него даже при жесткой режиссуре остается достаточная территория актерской свободы. В Тамбове артист получил премию за вклад в театральное искусство, и этот вклад неоспорим.


Грустная смешная история


«Актером России» в этом году был признан народный артист РФ Александр Щеглов, актер Русского театра драмы и комедии Республики Калмыкия (Элиста), за роль Подсекальникова в спектакле «Смешная история» по пьесе Н. Эрдмана «Самоубийца». Этому прекрасно выстроенному спектаклю (режиссер Владислав Константинов) в Тамбове не повезло: во втором акте одному из актеров стало плохо, куски текста начали выпадать, спектакль «посыпался», главная роль частично «утонула» в массовке. И все же спектакль во многом выдающийся: он обладает и современным звучанием, и глубиной философской притчи. Это разговор о ценности человеческой жизни, о бунте маленького человека, «разжалованного в массы», и его борьбе за свое достоинство. Это еще и горький рассказ о том, что в тоталитарном обществе публично высказать правду может только кандидат в самоубийцы («Я Маркса прочел и мне Маркс не понравился»), то есть по сути - мертвый, ибо лишь мертвый полностью свободен от общества. Щеглов играет мягкого, уязвимого, но гордого Подсекальникова, до последней минуты преисполненного надежды на лучшее будущее, которое для него означает всего лишь «тихую жизнь и приличное жалованье». В спектакле много прекрасных сцен, начиная с самой первой: разбуженная мужем Мария Лукьяновна вскакивает с постели, быстро набрасывает оранжевый жилет, хватает совковую лопату и - не очнувшись от сна! - бежит совершать трудовой подвиг. Блестяще сделана сцена с «бейным басом», на котором учится играть герой: это трогательный, грустно-комический диалог с книгой-самоучителем в присутствии благодарной аудитории - жены и тещи. Весомо и пронзительно прозвучал и монолог главного героя о «философском отношении к секунде», о хрупкости жизни, о том, что бытие от небытия, «все» от «ничего», отделяет один лишь миг между «тик» и «так». В финале, когда Подсекальников протягивает в зал револьвер - «Одалживайтесь!», - он предлагает нам задуматься о ценности жизни и каждой ее секунды.


Дон Жуан: перезагрузка


Щедрый подарок тамбовскому зрителю преподнес в конце фестиваля Самарский театр драмы, сыграв внеконкурсный спектакль по пьесе Жака Коллара «Дон Жуан» в постановке Александра Морфова (Болгария). В основе пьесы - классический сюжет Мольера в совершенно неклассической интерпретации. В спектакле Дон Жуан (Денис Евневич) - беспримерный циник, прожигатель жизни и коллекционер женщин. Деталь: из любовного письма он сворачивает кулек, куда стряхивает пепел от сигары! Ему все равно, кого соблазнять - благородных дам или крестьянок. Его кумир - Александр Македонский, покоривший 618 городов, с ним-то Жуан, видимо, и состязается по числу завоеванных сердец. Дон Жуан - воинствующий безбожник, чья религия - арифметика («я верю, что дважды два - четыре»), он смеется над увещеваниями отца и Сганареля, которые тщатся отворотить его от греха. Казалось бы, «ответившая» на приглашение к ужину статуя Командора (ах, как хороша была «скульптурная композиция» из актеров, изображавших гробницу!) заставляет Жуана пересмотреть свою жизнь и даже согласиться на исповедь. Сцена исповеди - антиклерикальный скетч: у священника звонит мобильный телефон, тот по телефону дает указание брокеру продавать акции. Это окончательно отвращает Дон Жуана от Бога, он впадает в прямое богохульство, тем сильнее его недоумение от финального визита Командора, ведь «дважды два - четыре?!» Самарский «Дон Жуан» - трагикомедия, и комическая ее составляющая благодаря молодежному составу труппы и изящной режиссуре доставит любому зрителю массу удовольствия. Комическое оттеняет и трагедию Дон Жуана, павшего жертвой собственного безрассудства и плотской страсти.


Молодежный проект в Тамбове: «Щепка» пока вне конкуренции


Тамбовский театральный фестиваль имени Н.Х. Рыбакова в пятый раз сопровождался молодежным проектом, в рамках которого было показано семь спектаклей в исполнении студентов и выпускников театральных вузов России. Они не оценивались, но обсуждались Молодежным жюри.

Судя по результату, Высшее театральное училище имени М.С.Щепкина остается лидером в актерском образовании страны. Курс режиссера-педагога Татьяны Пышновой показал дипломный спектакль «Девы» по рассказам Федора Абрамова. Студенческая работа сделана с болью за судьбы русской деревни и ее жителей, жизнь которых - и в военные годы, и потом - подчас была тождественна житиям святых, принимавших испытания как милость. Спектакль перекидывает мостик из 70-х годов, когда написаны рассказы, в сегодняшний день: в красном углу «избы» рядом с иконой висит портрет Сталина, и когда старухи крестятся, они кладут крест и Сталину, и Христу. Это великолепная догадка: вряд ли актеры знали, что сегодня в России есть идейное движение (евразийство), которое примиряет сталинизм и православие. Совсем юным актрисам пришлось играть старух и применять местный говор, что стало проверкой мастерства. Массовые сцены застолий показали, что молодые артисты прекрасно взаимодействуют: никто в спектакле не «простаивает» ни секунды. Нельзя не отметить и два блестящих актерских соло: А. Шубиной (Офимья) и Н. Алексеевой («икотница» Соломида). Думается, актеры с этого сильного курса, набранного целевым образом в Удмуртии, не будут иметь проблем с трудоустройством на родине.

Курс под руководством режиссера-педагога Виталия Иванова сыграл дипломный спектакль «Зыковы» по пьесе М. Горького. Это очень интересный материал: Горький показывает, как жизнь целой страны на переломе эпох отражается в жизни одной купеческой семьи, поэтому пьеса смотрится современно. На сей раз у жюри было больше замечаний к актерам - по части «присвоения» образов, внутреннего оправдания событий на сцене, взаимодействия. На сцене в тот день блистала Полина Одинцова в роли Софьи: уже с первого молчаливого выхода ее на сцену было видно, что это потенциально сильная актриса. Она играла женщину волевую, «со стержнем», но и с богатым внутренним миром, недаром в нее влюбляются мужчины. Она, как Васса Железнова, держит в руках весь дом, ведет дела фирмы и опекает слабых мужчин. Неудивительно, что актриса уже приняла предложение работы в одном из московских театров.

Дипломный спектакль студентов театрального института Саратовской консерватории (отделение «Актер театра кукол») «Республика Шкид» по известной книге Белых и Пантелеева идет на малой сцене Саратовского театра драмы. Эта история - идеальный учебный материал: книга позволяет «набрать» сколько угодно сюжетов-сцен и скомпоновать их в спектакль. Но в этом же заключается и сложность: события отстоят далеко от нас, многое из того, что происходило в первые послереволюционные годы, уже непонятно, поэтому требуется сквозное действие или связующий авторский текст. Но из-за вольной перетасовки событий в сценарии связь теряется. Молодые актеры хорошо двигаются и танцуют, поэтому массовые сцены - танец «Яблочко», раздача тарелок для завтрака, зарядка, акробатическая пирамида, сцена купания - были самыми выигрышными. Однако эволюцию персонажей на протяжение учебы в Шкиде проследить было сложно, да и знаменитый директор школы Викниксор (Илья Слюдачев) показался слишком мягким, малоавторитетным и даже «виноватым», что в жизни было не так.

Студенты театрального факультета Воронежской госакадемии искусств привезли спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского. Классик всячески сопротивлялся исполнителям, поэтому спектакль в целом вышел довольно бесстрастный и «медленный», скорее похожий на читку, а там, где было не ясно, что играть, актеры брали суетой и голосом.

Студенты-актеры Института культуры и искусств Тамбовского госуниверситета показали целых три спектакля. Музыкальная драма «Mozart» вызвала уважение тем, что режиссер Дмитрий Беляев привлек симфонический оркестр, шоу-балет, вокалистов из «Тамбовконцерта», актеров ТЮЗа, ТГУ и драмтеатра. Похоже, идея была - просветить, развлекая, приобщить к классике, с помощью мюзикла рассказать историю жизни Моцарта: о тяжелом пути таланта сквозь бедность, непонимание, родительские запреты, давление властей, любовь - к свободе. Но режиссер переборщил с акробатикой и дискотечными спецэффектами, получился не синтез жанров, а их смешение, стиль эстрадных арий не монтировался с эпохой и с симфонической музыкой, спектаклю не хватило драматической компоненты. Жюри отметило прекрасный вокал Кристины Ерошенко в роли Констанс Вебер.

Спектакль «Неточка» по повести Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова» страдал прежде всего неумелой инсценировкой. Людям, которые не читали повести, было бы трудно понять, что делается на сцене, из-за схематизма происходящего. Обрывочно рассказанная история приводила к нестыковкам в актерской игре, когда молодые актеры не знали, как реагировать даже на «знаковые» события, например, смерть персонажей. Впрочем, по-юношески дерзновенную попытку обратиться к сложной классике нельзя не оценить.

Самым удачным учебным спектаклем из тех, которые показали тамбовские выпускники, была «Очень простая история» Марии Ладо. Был виден энтузиазм актеров и достаточно глубокий разбор этой пьесы, впрочем, не самой сложной. Профессиональный музыкант Евгений Шаравин играл Соседа, и его блестящее исполнение на балалайке во многом определило настроение спектакля (хотя для пьяного соседа Шаравин играл слишком уж хорошо). Жюри отметило Александру Мандрикову в роли Свиньи, особенно в сцене, где вознесшаяся на небеса Свинья выходит на сцену на пуантах. Актерам удалось донести до зрителя главную тему ценности любой жизни и приоритета вечного духа над материальным и сиюминутным. Исполнительские проблемы, впрочем, остались и здесь: несоответствие внешнего актерского плана внутреннему плану роли, «одинаковость» образов на протяжении спектакля, крик, подменяющий игру, запоздалая реакция (или отсутствие таковой) на действия партнеров.

Театральные педагоги, даже московские, в кулуарах фестиваля сетовали на то, как трудно сегодня сформировать актерский курс, как трудно развернуть молодых людей «к работе духа». Неудивительно, что много выпускников актерских вузов остается не у дел, особенно среди тех, кто пытается зацепиться за столицу.


Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.