Надежда на справедливое счастье / "Капитанская дочка" (Театр "На Басманной")

Выпуск №10-160/2013, Премьеры Москвы

Надежда на справедливое счастье / "Капитанская дочка" (Театр "На Басманной")

Жанна Тертерян в руководимом ею Московском государственном музыкальном театре для детей и юношества «На Басманной» продолжает строить оригинальный репертуар. Недавно в ее режиссуре была представлена премьера рок-оперы Андрея и Ольги Петровых «Капитанская дочка» по мотивам повести А. С. Пушкина (либретто Альбины Шульгиной, аранжировка Юрия Алябова).

Много говорится в последние годы о том, что музыкальным театрам пора обновлять репертуар и привлекать в залы новые зрительские группы - в том числе молодежные. Наиболее активно в этом плане проявляют себя независимые продюсерские компании. Но пока на этом пути в качестве новаций, как правило, обнаруживаются «переносы» и «версии» зарубежных мюзиклов. Однако все чаще в конкуренцию с ними вступают репертуарные музыкальные театры. В их постановках за основу музыкальных сочинений современных российских композиторов берутся известные исторические сюжеты или популярные произведения российской литературной классики. И вот в театре «На Басманной» Жанна Тертерян, следуя давней своей мечте и любви к произведениям А. Пушкина, создала музыкально-сценические версии «Сказки о царе Салтане» и «Барышни-крестьянки» («Леди Акулина»).

Но на предложение поставить «Капитанскую дочку» Жанна Тертерян, как сказано в программке к спектаклю, поначалу ответила категорическим «нет»: ей не хотелось тащить на сцену всякие ужасы вроде виселиц и казней. Однако, вдохновившись музыкальным материалом, взялась за постановку.

Ясно, что эта работа не могла обойтись без яркой, современной пластики. Хореограф-постановщик Александр Петражицкий предложил, начиная с танца-увертюры, ряд тематических танцевальных картин: «бесовские искушения», корчма, стихия битвы, лагерь бунтовщиков-пугачевцев. Сюда же вписаны экзерсисы солдат на плацу в дальней крепости. Собственно, хореограф следовал, вместе с режиссером, за темами, заявленными в либретто и в музыкальной драматургии. Здесь нет подробного пересказа пушкинской повести с ее внешне простым по структуре текстом, но с очень сложной внутренней структурой, отражающей сложное переплетение нескольких авторских тем. Это и «правление женщин» в галантном XVIII веке, и гуманность «ювенальной юстиции» в России той поры, и сочетание «государственности» и человечности в милостивом и справедливом решении императрицы.

Авторами музыки и либретто взят сам сюжетный ход - превратности судьбы юных людей, защищающих свою любовь среди прихотливой стихии обстоятельств, когда налаженная жизнь рушится среди бунтов, соблазнов, интриг и измен.

Музыкальный материал выстроен скорее не в манере бунтарской рок-музыки, но по законам «классического мюзикла», в основе которого, в общем-то, принципы классической оперы. А еще и с учетом восприятия массовой, неискушенной публики, благодарно-доверчивой к тем, кто не «грузит» ее сложными изысками, а просто и ясно разворачивает легко воспринимаемый увлекательный сюжет. Собственно, именно к такому типу музыкально-драматического спектакля нынешняя публика привыкла и отзывается не столько на интригу и фабулу сюжета, сколько на то, как это «выглядит в целом».

Следуя за авторами музыки и либретто, которые не стремились к «бытовой и исторической правде», а воодушевлялись «правдой чувств» в рамках романтической сказки-фантазии на темы наших представлений об истории, сценограф Игорь Капитанов и художник по костюмам Наталья Спасская создали на сцене причудливый, не бытовой, немного фантастичный мир с оттенком скрытой иронии. Пространство делится несколькими тонкими столбами в черно-белую полоску, они - и караульные, и верстовые. Их венчают старинные уличные фонари. На некоторых столбах - оклады от икон, на других - торчащие ветви и вонзенные топоры. А поверх всего - огромный белый герб Российской империи. Он же - экран, на который по ходу дела проецируются тематически подходящие кинокадры. А в финале - целый видео-слайд-фильм о правителях и самозванцах России (но об этом отдельно и далее). В нарядах (и солдат, и бунтовщиков, и «домовых девушек») преобладают многообразные оттенки жемчужно-серого, стального и пепельного - лишь Пугачев, взойдя на вершину успеха, одет в красное и сидит на красном «троне». Да наряды Екатерины Второй и придворных дам сияют белизной, а мундиры офицеров - фантастическим гламурно-праздничным кроем и теми же узорами неземного жемчужного цвета...

В этой очень ясной и цельной цветовой гамме постановщик Жанна Тертерян разворачивает темпераментную череду сольных номеров, дуэтов, танцевальных и вокальных ансамблей, «драматических» сцен и монологов.

Постепенно, входя в смысл сюжета и в манеру музыкального и драматического развертывания рассказа, зрительный зал все чаще взрывается аплодисментами. Авторы музыки дарят зрителям несколько очень броских, эффектных мелодий. Но в мюзикле, рок-опере, музыкально-драматическом действе важны не только музыка и хороший вокал - но и внятная, сильная драматическая игра. В «Капитанской дочке» театра «На Басманной» сейчас запоминаются Пугачев (Павел Бадрах), капитан Миронов (Геннадий Землянский), Савельич (Александр Юдин), Хлопуша (Алексей Белоус), Швабрин (Александр Кольцов). Менее интересными с точки зрения драматической актерской составляющей образов, уступающей их вокальному умению (несколько раз вознагражденному зрительскими овациями), получились Маша Миронова, «капитанская дочка» (Ирина Елисеева) и Петр Гринев (Евгений Петиш). И можно было бы пожелать более внятного и стройного хореографического решения некоторых танцевальных номеров...

Финал спектакля - апофеоз-ода во славу милости и справедливости императрицы. Персонажи в лучах яркого света воздели руки к небесам, славя в общем хоре ее мудрость. В едином порыве встают в зале зрители, торжественно внимая артистам. И в это время в течение финального хора идет на гербе-экране видео-слайд-фильм! Череда лиц - Путин, Сталин, Хрущев, Ленин, Николай I, Пугачев, Екатерина II... Что это? Создатели спектакля решили поиронизировать над верноподданническими чувствами?! Ведь и в музыке здесь иронично звучат намеки на разные торжественные гимны и марши (и монархической поры, и нашего времени). Но, кажется, зрители вообще не заметили этого мини-фильма. Или, во всяком случае, им было все равно - есть тут ирония или нет. Потому что весь строй спектакля и его праздничный финал созвучны надеждам каждого из нас на справедливое счастье. Должно же оно хоть раз в жизни снизойти на нас хотя бы свыше!

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.