Гори, гори, его звезда / Виктор Григорьев (Саратов)

Выпуск №10-160/2013, Лица

Гори, гори, его звезда / Виктор Григорьев (Саратов)

Если б, имея роскошную внешность, гвардейский рост, а фрак надевая так, будто в нем и родился, он пел только романсы и народные песни, мы бы и тогда его полюбили. Или, скажем, выходил бы лишь на сцену Саратовского театра - в роли обезумевшего от горя Мельника или сгорающего от страсти Скарпиа. Обладая голосом такой широты диапазона, тембральной красоты, редкой округлости наполнения, он и тогда был бы Виктором ГРИГОРЬЕВЫМ - первым басом Саратова. Ему исполнилось 60 лет.


Досифей, Рене, Скарпиа


Народный артист России Виктор Григорьев - и солист Саратовского театра оперы и балета, в репертуаре его более 50 ведущих партий (общее количество сыгранных ролей «тянет» на все сто), и исполнитель романсов, арий, народных песен - русских и зарубежных - на концертах, фестивалях, в гастрольных поездках, и преподаватель вокала, доцент Саратовской консерватории.

Григорьев побывал вместе с народной артисткой России Светланой Костиной, солисткой нашей оперы, на Пушкинском фестивале «Болдинская осень». Они спели в «Русалке» Даргомыжского и поучаствовали в заключительном концерте фестиваля.

Пушкинский Мельник в исполнении Григорьева - образ мощный, трагедийный, поражающий глубиной переживаний. Кажется, актер погружается в роль полностью, ничего не видит вокруг. Но именно с Мельником Григорьева связывают одну театральную историю. Я спросила артиста, правда ли, что на одном спектакле его партнерша стала терять сознание и падать в люк, но он успел ее подхватить?

- Это уже театральная байка, дело было на поклонах: моя «дочь» по сцене почувствовала себя дурно, я подхватил ее на руки и унес за кулисы.

Трудно забыть удалого, развеселого Галицкого Григорьева и его же страдающего князя Игоря в одноименной опере. «Обладание бас-баритоном красивого тембра, музыкальностью и подлинным артистизмом», по словам Ирины Архиповой, позволяют нашему вокалисту исполнять и басовые, и баритональные партии. Он пел с великой певицей в ее последнем спектакле. Это была «Пиковая дама» в Челябинском оперном театре. Григорьев исполнял роль графа Томского он до сих пор помнит, с каким накалом играла старую графиню легенда российской оперной сцены Архипова.

Среди множества созданных образов вокалиста есть «самые-самые» - любимые. Это король Рене в «Иоланте» Чайковского и Досифей в «Хованщине» Мусорского. Ему одинаково близки муки отца слепой дочери и понятны переживания мудрого Досифея, возглавившего раскольничий бунт. Удивительно, что этот артист с таким мощным знаком «плюс» играет и записных оперных злодеев. Скажем, Скарпиа в «Тоске». Превосходный драматический актер (что на оперной сцене бывает не всегда), Григорьев никогда не пишет своего героя одной черной краской:

- В людях намешано всякое разное. И, может, в силу своего воспитания, интеллекта, мы стараемся плохие черты в себе подавить. Если подходить с исторических позиций, Скарпиа - очень набожный человек, он защищает свой строй, свою страну, в конечном итоге. А вся его злость - от неразделенной любви к Тоске. Фигура он неоднозначная, по влиятельности - одна из первых в Риме.

Именно за роль Скарпиа получил «Золотого Арлекина» на областном театральном фестивале Виктор Григорьев. Вспомнили мы с ним еще одну яркую и сложную роль - Фауста в опере Кобекина «Маргарита», где герой Григорьева (в противоположность гетевскому сюжету) пытался «переделать» самого дьявола. Возомнивший себя сверхчеловеком, весь в белом, появлялся на высоком помосте сцены его великолепный Фауст. Спектакль номинировался на «Золотую Маску».

Сейчас на сцене Саратовского оперного театра идет шесть оперетт. Григорьев участвует во всех - и с большим удовольствием. Природная пластика, замечательное чувство юмора, немалый дар импровизации - в «легком жанре» все идет в зачет. Да и начинал свою карьеру выпускник Саратовской консерватории Григорьев в музкомедии Омска.

Исполнял героическую роль Степана Разина в оперетте Е.Птичкина (по роману В.Шукшина). Был наивно-милым Шурой Балагановым в «Золотом теленке», храбрым адмиралом в «Малой Земле» («Когда мы решили, что это Брежнев победил в войне, поставили оперетту по его бессмертному творению», - улыбается воспоминаниям Виктор Сергеевич).

И на саратовской сцене, где артист служит почти четверть века, не обходятся без его превосходного комического дара. А у него - мешок забавных «опереточных» историй после каждого сезона. В «Веселой вдове» Григорьев с видимым удовольствием играет недалекого барона Зетту. С «Вдовой» произошел казус на Международном музыкальном Собиновском фестивале, при переполненном зале. Героиня не вышла на сцену, граф Данила не знал, что делать дальше. Тут не по роли выскочил Барон-Григорьев и повел долгую «светскую» беседу, пока героине устраняли за кулисами неполадки одежды. Только идеальное знание актером роли, всего либретто плюс полное самообладание (можно ведь и «расколоться») спасло спектакль в нештатной ситуации.


«Бацилла сцены»


Виктор Григорьев - участник и дипломант многих престижных фестивалей. «Басы XXI века», Первый международный фестиваль оперных дирижеров имени народного артиста СССР И.Зака, международные оперные фестивали «Ирина Архипова и Владислав Пьявко представляют». Не раз участвовал в национальном театральном фестивале «Золотая Маска», постоянно выступает на Собиновском фестивале. Критика назвала Григорьева «одним из наиболее ярких российских оперных исполнителей». А в его исполнении ария в опере «Жизнь за царя» и песня Валаама из «Бориса Годунова», по отзывам знатоков, «вполне могли бы составить конкуренцию именитым басам мира».

От романсов в эмоциональной подаче Григорьева, особенно от «Звезды», которая «одна, заветная», становится светло и горько, и каждой зрительнице в зале кажется, что поет красавец-артист только ей одной. Певец называет концертное исполнение сублимацией чувств. За несколько минут, в нескольких строках надо выразить всю эмоциональную амплитуду. «Все отнял у меня казнящий Бог - здоровье, силу воли, воздух, сон...», - запевает Виктор бархатистым чарующим голосом, и все мы уже там, на вершинах и в безднах рахманиновского романса...

Он мог сделать оперную карьеру и не в Саратове. Его ценят лучшие наши музыканты. Такой знаковый для города человек, как пианист и профессор Анатолий Катц, отмечает: «Виктор Григорьев - настоящий русский бас с мощным голосом красивого тембра, замечательной фактурой, ярким артистизмом, подлинное украшение Саратовской оперной сцены». Почему же наш певец не пытался пробиться выше, дальше? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать биографию Виктора.

Парень из Пугачевска, надежда легкой атлетики области - десятиборец! - он учился уже на спортфаке пединститута. Но «бацилла театра», занесенная в кровь режиссером Мрякиным (Виктор с будущей женой играли ведущие роли в Пугачевском народном театре) не давала ему покоя. Были подработки в хоре оперного театра, армия, и, наконец, решительный шаг - консерватория (закончил, когда сын уже пошел в первый класс), семь лет работы в Омске. Путь в солисты Саратовской оперы был долгим. И когда в 45 лет Виктору предложили прослушиваться в Большой театр (снова все сначала?..), он отказался. Да и успел полюбить он наш театр, своего зрителя. Зритель идет на премьеры «на Григорьева».


Все свои умения


- У нас престиж профессии вокалиста сейчас, конечно, занижен. Хотя конкурс в консерваторию стал больше, чем раньше. В 17- 18 лет можно еще очертя голову, не думая о последствиях, окунуться куда угодно. Да, тенора формируются рано, но басы, баритоны - позже на несколько лет. И когда ребята начинают соприкасаться с профессией, некоторых отпугивает то, что в театрах России зарплаты маленькие (кроме театров федерального подчинения). А чтобы вырваться на Запад, надо очень хорошую вокальную школу иметь. Хотя и учеба не дает стопроцентной гарантии. Как все сложится потом? В каждом театре свой «серпентарий». А в Большом, судя по всему, самый большой.

Доцент Григорьев переживает о будущем своих питомцев. На курсе у него четыре баритона. При их голосовых данных и хорошей работоспособности они могут многого добиться. Пример Андрей Ковалев, который пришел к Мастеру еще на подготовительный курс. Навыков никаких не было у парня! Теперь он выпускник, участвовал в бенефисе учителя в оперном театре. Стал лауреатом конкурса «Орфей», получил диплом в Москве. Один студент Григорьева уже работает в филармонии, другой - в Саратовском оперном. Зовут выступать и Ковалева, но педагог пока его сдерживает: вот найдут они «все, что надо для голоса», тогда - пожалуйста.

- Педагогика - вынужденная материальная мера? - спрашиваю Виктора Сергеевича.

- Может, так и было 10 лет назад. Но когда начинаешь сам преподавать, лучше понимаешь все о себе, о своем вокале. Чтобы объяснить студенту, как это делать, ты должен ему показать через свои умения - как правильно петь, какая правильная позиция, дыхание.

Умений у народного артиста Григорьева вообще много всяких. Он тот, кого называют «золотые руки». Работал по совместительству (зарплаты в театре всегда были «богатые») монтировщиком сцены, плотником, столяром. Сам построил дачу, мебель отличную смастерил. Сын, переняв отцовские навыки, соорудил великолепный плавучий дом-дачу. Старейшина рода, почти столетняя мама Анастасия (пришлось ей побывать в своей многотрудной жизни трактористкой, шофером, кочегаром, четырех детей растить) вяжет семейству носки.

А любимый ее сын Виктор - еще и главный Дед Мороз театра. 45 лет «в профессии». Когда-то худущий, длиннющий Витюшка читал стихи на пугачевском радио. И кому же еще было играть Деда Мороза на школьной елке? До сих пор охотно выходит в главной новогодней роли народный артист на утренниках в оперном театре. Внучка, всерьез полагая, что дедушка - младший брат настоящего Мороза, говорит ему наставительно: «Дед, я тут написала письмо Деду Морозу, нужно то-то и то-то. Ты уж не забудь, передай!»

Гори, гори, его звезда - доброго Деда Мороза и неунывающего директора театра в оперетте, смешного Базилио и мужественного Агамемнона, мудрого Досифея, и заботливого Рене - в оперных партиях. Певца, актера, учителя.



Фото Алексея ЛЕОНТЬЕВА и из архива Виктора ГРИГОРЬЕВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.