История "комического шедевра". Анатолий Эфрос. «Тартюф».

Выпуск №10-160/2013, Книжная полка

История "комического шедевра". Анатолий Эфрос. «Тартюф».

Анатолий Эфрос. «Тартюф». В двух книгах. Автор проекта Нонна Скегина. Автор дизайн-проекта Дмитрий Крымов. Художник Александр Трифонов. - Московский культурный центр АРТ МИФ. Москва, 2012.


«Комическим шедевром» назвал эфросовского «Тартюфа» в своем предисловии к изданию Анатолий Смелянский, и в подобном определении нет ни малейшей натяжки, потому что невозможно представить себе человека, который видел бы и - не запомнил этот поистине опьяняющий спектакль.

Тридцать лет промелькнуло, пробежало. Тридцать лет, наполненных сменой громких общественных событий и нашего восприятия, нашего участия в них, нашей веры, сменившейся безверием. Много всего произошло, а спектакль живет в памяти, возвращаясь и возвращая когда-то пережитые чувства... Это бывает совсем не часто и потому, наверное, так дорого ценится.

С любовью, с поклонением перед талантом большого Мастера, со стремлением запечатлеть, сохранить в подробностях работу над спектаклем (запись репетиций О.Полозковой), с большим вкусом собраны и изданы эти две книги, к которым прилагается режиссерский экземпляр мольеровской пьесы. И сегодня это издание, как представляется, приобретает огромную ценность, потому что так скрупулезно работать над текстом и над тем, что «вокруг текста», так ненавязчиво помогать артистам добраться до «зерна» роли и вызволить из плена те личностные черты, коими артист способен обогатить и оживить персонаж, умеют режиссеры, которых - положа руку на сердце! - можно пересчитать по пальцам одной руки. Школа - настоящая психологическая школа русского театра - сдвинута на обочину; нынешнему времени потребно совершенно другое: торопливо скрепленное на живую нитку проектное, фестивальное «творчество» заменило собой Творчество. А потому детальное описание репетиционного процесса такими выдающимися Мастерами, как Анатолий Васильевич Эфрос, Георгий Александрович Товстоногов и другие, с подробным воссозданием атмосферы репетиций при помощи реплик, а порой и споров артистов, режиссерским комментарием, режиссерскими пояснениями, позволяющими не всплывать на поверхность, а нырять в самую глубину - наполняют страницы книги воздухом Театра.

Таким необходимым.

Особенно - сегодня...

Те, кому не посчастливилось видеть этот удивительный спектакль, обладая фантазией и стремлением к творчеству, непременно воссоздадут для себя главное, что необходимо театру - атмосферу «Тартюфа», те побудительные причины, которые заставили режиссера обратиться в то время именно к этой комедии Мольера.

Те, в ком спектакль продолжает жить, несмотря на прошедшие десятилетия, словно увидят его вновь во всем блеске, во всей мощи мысли режиссера - интерпретатора классики, во всей ослепительности и восторженности от собственного сценического существования Александра Калягина, Станислава Любшина, Анастасии Вертинской, Ангелины Иосифовны Степановой, Нины Ивановны Гуляевой, Юрия Богатырева...

И это станет возвращением в потерянный рай Театра, который мы - увы! - утратили.

Книге второй предпосланы в качестве эпиграфа слова Анатолия Васильевича Эфроса: «Процесс создания спектакля - самое важное, что существует в театре. Я уверен в этом и сейчас, пройдя уже довольно долгий профессиональный путь. Все мои мысли, все мои нервы и силы отданы этому. И так будет всегда».

Я думаю, эти слова должны прочитать и прочувствовать молодые наши режиссеры. Потому что без этой «клятвы Гиппократа» от театра - профессии нет и никогда не будет...

 

Фото Михаила ГУТЕРМАНА


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.