Звучание волшебных сказок

Выпуск №10-160/2013, Мир музыки

Звучание волшебных сказок

В Москве появилось сразу два оперных спектакля для детей, заслуживающих особого внимания: «Золотой петушок» по опере-сказке Н.А. Римского-Корсакова в Детском музыкальном театре им. Н.И. Сац и «Пиноккио» на музыку оперы современного итальянского композитора Пьеранджело Вальтинони в Камерном музыкальном театре им. Б.А. Покровского.

В последние годы музыкальный театр им. Н.И. Сац взял курс на реконструкцию спектаклей «Русских сезонов» Сергея Дягилева: вслед за «Петрушкой» и «Жар-птицей», восстановленных в 2011-м под руководством Андриса Лиепы, театр представил еще один дягилевский спектакль - последнюю оперу Н.А. Римского-Корсакова по одноименной сказке А.С. Пушкина «Золотой петушок». Опера, жанр которой композитор определил как «небылицу в лицах» - одно из популярнейших сочинений на театральных сценах. Но лишь однажды в истории, в 1914 году она была поставлена как опера-балет - спектаклю М. Фокина и Н. Гончаровой, воплотившему характерный для дягилевских постановок синтез музыки, танца и сценографии, тогда рукоплескал восторженный Париж. В преддверии его столетия этот легендарный спектакль реконструировала команда постановщиков театра им. Н.И. Сац: Андрис Лиепа и Георгий Исаакян (режиссура), Гали Абайдулов (хореография), Вячеслав Окунев (сценография, костюмы), Алевтина Иоффе (музыкальная постановка).

В.Окунев восстановил точный художественный облик спектакля по эскизам декораций и костюмов Н. Гончаровой 1913 года, сохранившимся в собраниях Третьяковской галереи, Metropolitan Museum и музея Лондонской королевской оперы. Реконструировать подлинную хореографию М.Фокина оказалось более трудным делом, но тут на выручку пришли не только сохранившиеся описания, но и кинолента с фокинскими танцами, снятая в 1938-м, в Базеле - в итоге фокинский дух и слог на сцене, безусловно, присутствуют.

Спектакль получился яркий и эффектный. Лубочные декорации, в которых разместилось комичное додоново царство, и пестрые, потешные костюмы радуют глаз сочными цветами и сказочными формами. Хореография далека от академического балета - яркая и характеристичная, она выстроена на контрасте народно-комических акцентов, сопровождающих пластику Додона и приближенных, и восточно-витиеватых движений Звездочета и Шемаханской царицы, соответствующих музыкальным темам оперы. Любопытные танцевальные находки кордебалета, сочетающие танец и пантомиму, дополняют характеристики основных персонажей.

Игра в модный в начале ХХ века условный театр, где за масочными образами персонажей скрываются людские пороки и достоинства, как нельзя лучше соответствует пушкинской сказке. Яркие музыкальные образы находят не менее яркое продолжение в характеристиках сценических персонажей, которые в этом спектакле раскрываются в двух ипостасях - оперной и балетной. Идея неординарная: с одной стороны, она дает возможность сделать героев сказки более зрелищными и характеристичными, с другой, усложняет задачи постановщиков и исполнителей необходимостью создания единого вокально-танцевального облика каждого персонажа. Однако «образным парам» артистов в большинстве случаев удается проникнуться единым духом своих героев. Обращает на себя внимание Звездочет, «составленный» из пластичных движений Максима Подшиваленко и столь же пластичного мягкого тембра Максима Сажина. Подобной пластикой наделен и образ его восточной пары Шемаханской царицы, созданный силами вокальных фиоритур Олеси Титенко, почти справившейся со сложнейшей партией, и ее изысканной хореографической напарницы Наталии Савельевой. Угловато-стремительные движения Золотого петушка в исполнении Павла Окунева соответствуют его фанфарно-«колючей» музыкальной характеристике в исполнении звонкой Зарины Самадовой. Особенно хорош танцевальный Додон - его колорит и обаяние делает фигуру царя центральной в этом спектакле, хотя точному и аккуратному тенору Александра Цилинко, озвучивающему его героя, к сожалению, не достает той характерности, которой наделяет Додона Олег Фомин в танце. Зато Николай Петренко, исполнивший Воеводу Полкана, по части характерности в вокальной трактовке даже превзошел своего танцевального напарника Дмитрия Круглова.

Музыкальный руководитель и дирижер Алевтина Иоффе ведет спектакль легко и естественно, оркестр и хор под ее управлением звучат точно и добротно.

Новый спектакль - блистательное приобретение театра им. Н.И. Сац: наиболее удачно вписавшийся в формат театра, он очаровывает свежестью и неординарностью трактовки, вызывая бурный восторг у публики.

 

Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского славен своей уникальной детской студией, основанной в 1978 году. Бессменным руководителем ее вот уже на протяжении 35 лет является Елена Озерова. Воспитанники студии не только принимают участие во взрослых оперных проектах, но и играют в детских спектаклях как полноценные артисты. Один из таких спектаклей - это первая серьезная работа студии, массовая опера Б. Бриттена «Давайте создадим оперу». Новый проект театра, опера современного итальянского композитора Пьеранджело Вальтинони «Пиноккио» - это новая масштабная работа, рассчитанная на массовое участие детей.

Опера «Пиноккио» по итальянской сказке Карло Коллоди (адаптированное либретто на русском Льва Яковлева) - это вовсе не случайный выбор. Решив обновить детский репертуар, руководство театра поставило задачу найти такой музыкальный материал, который мог бы захватить внимание и юных артистов, и маленьких зрителей. Молодой режиссер спектакля Екатерина Василёва, узнав, что «Пиноккио» П. Вальтинони популярна во многих театрах Европы, обратилась к композитору с просьбой прислать партитуру.

Музыка для детей занимает особую нишу в творчестве Вальтинони. Его сочинения «Снежная королева» и «Мальчик со скрипкой» пользуются неизменным успехом в европейских театрах. Не исключение и опера «Пиноккио»: поначалу написанная в одном действии для маленького состава и исполненная под руководством автора в 2001 году в Виченце, она в 2006-ом по заказу берлинской Komische Oper была специально расширена до двухактной, а затем поставлена в Гамбурге, Лейпциге и Турине. Труппа театра им. Б.А. Покровского впервые знакомит россиян с этой музыкой - демократичной и доступной, но вместе с тем высокопрофессиональной. Яркость и многообразие музыкального языка, приглашающие в мир удивительных фантазий и дающие бескрайний простор для воображения, увлекли молодую постановочную группу, которая нашла феерически красочную форму для воплощения музыкальных образов на сцене.

В спектакле Екатерины Василёвой, создавшей вместе с художниками Александром Арефьевым (сценография) и Марией Чернышевой (костюмы) удивительный мир Пиноккио, все непрерывно преображается, как в настоящей волшебной сказке. Опираясь на клиповые свойства самой музыки, где контрастные фрагменты сменяют друг друга, постановщики придумали сценическое пространство, в котором реальный мир совмещен с виртуальным. Непрерывно обновляющееся действие, где принимают участие шесть взрослых и около сорока детей от 5 до 15 лет, декорации с многообразным картонным реквизитом, меняющиеся как по мановению волшебной палочки, возникают внутри видекартин, насыщенных сочной компьютерной графикой и переносящих в каждом кадре в новые неожиданные миры, по которым путешествует Пиноккио. Здесь и импровизированный театр марионеток Манджиофуоко (родственника толстовского Карабаса Барабаса), и таверна с устрашающими омарами-великанами, пугающими Пиноккио, оставшегося без денег на обед после встречи с Лисой и Котом. Здесь и волшебный голубь-велосипед, спешащий на выручку мальчишке прямо из облаков, здесь и «идеальная страна», где ленивые и непослушные дети превращаются в осликов, здесь и внезапно возникшая пучина моря, где огромная картонная акула поглощает Пиноккио, а в ее желудке он встречается с папой Джеппетто, откуда и выбирается вместе с ним, счастливый и перевоспитавшийся.

Особенно надо отметить работу хореографа Алексея Ищука, наделившего героев этой сказки самой что ни на есть сказочной пластикой, ну и, конечно, увлеченность детей, актерский ансамбль которых заслуживает самой высокой оценки. Взрослые артисты театра интегрировались в сказку словно дети: очаровательная Фея (Елена Андреева), непосредственный Джеппетто (Андрей Цветков-Толбин), грозный Манджиофуоко (Сергей Байков), колоритные Кот (Борислав Молчанов) и Лиса (Екатерина Большакова) и, наконец, замечательно сыгравшая деревянного брата Буратино Елена Бахтиярова.

Оркестр под управлением Алексея Верещагина звучал увлеченно и сочно (музыкальная постановка Владимира Агронского).

Спектакль-праздник «Пиноккио» не оставил равнодушным никого, подарив добрую, счастливую сказку. А детям на память осталась красочная игра-ходилка о ней (программка спектакля).

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.