Чайковский. Звезда по имени Солнце №13

Выпуск №1-161/2013, В России

Чайковский. Звезда по имени Солнце №13

В конце июня Чайковский театр драмы и комедии завершил 31-й сезон небольшими гастролями в Перми - показал сказку «Как грустный Тушканчик свои ушки искал» на сцене театра кукол. А до этого театр показал пять последних премьер (всего премьер в сезоне было семь) критикам из Москвы и Перми в рамках смотра-конкурса СТД «Театральная весна», прошедшего в 65-й раз.

Многочисленные «Театральные весны», сохранившиеся во многих российских регионах с советских времен, проводятся по-разному. В Пермском крае региональное отделение Союза театральных деятелей относится к этому фестивалю очень серьезно, в результате проходит он конструктивно и продуктивно: в каждый город края, имеющий театр, приезжают группы критиков, в каждый - разные, чтобы не проноситься из города в город галопом, а посмотреть несколько спектаклей; критики не просто отбирают лучшую постановку, но подробно обсуждают все. Эти рабочие визиты много лет организует Софья Григорьевна Ляпустина, которая относится к театрам, как к своим детям, - требовательно и трепетно. Часто вместе с критиками в театры приезжают специалисты по различным театральным дисциплинам, которые проводят мастер-классы. В этот раз в Чайковском театре драмы и комедии занятия со зрителями-детьми по уникальной методике провела Александра Никитина, театровед, педагог, специалист по детской психологии (Москва). Это не случайно. Среди премьер сезона этого театра - две сказки для детей (кроме «Тушканчика», «Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца) и рассчитанная на тинейджеров «Тринадцатая звезда» Виктора Ольшанского. Молодые артисты из Чайковского принимали участие в фестивале «Теплая ладошка», который проводится в Пермском крае, и именно там познакомились с А.Никитиной.

Смысл занятий, специально разработанных для каждой возрастной аудитории, в том, что дети и подростки не просто отвечают на вопросы о спектаклях, но, раскрепостившись в игре, рисовании, импровизированных диспутах и проч., забывают о навязанных взрослыми стереотипах и выдают самые первые, не подправленные впечатления и оценки. Результаты бывают поразительны: видно, какие действительно мысли и чувства вызвал у детей спектакль, что именно их затронуло по-настоящему, что оказалось интересным и важным, а что вызвало неловкость и отторжение, насколько верно они поняли пьесу и замысел режиссера. Порой оказывается, что дети прочитывают спектакль совершенно не так, как ожидали создатели, иногда, сами того не замечая, выходят на серьезные обобщения. Происходят увлекательные встречи театра и зрителей, в ходе которых обе стороны учатся лучше понимать друг друга. Очевидно, что такое общение после спектаклей полезно и для зрителей и для театра. А для педагогов и завлитов становится мастер-классом.

И по реакции зала, кстати, почти на всех спектаклях полного, и по занятиям А.Никитиной было видно, что чайковский театр любим зрителями и нужен этому маленькому и не слишком в наши дни процветающему городу.

Чайковский был построен не так давно, в конце 1950-х, для гидростроителей Воткинской ГЭС. (Кама в этом месте разливается на пять километров!) Собственно, некая странность сопровождала Чайковский с самого рождения. Гидростанция получила название по старинному городу Воткинску. А город для новоселов, съехавшихся из разных концов страны и эту станцию возводивших, а потом обслуживавших, получил название Чайковский в честь композитора, родившегося в Воткинске. Именно в Чайковском, а не в Воткинске есть театр, пусть не такой легендарный, как театры некоторых малых городов, в том числе и Пермского края, но известный. Впрочем, театр приехал сюда в «готовом» виде в 1982 году из Кизела (тот же Пермский край) и, судя по всему, стал на новой земле своим.

Мотор чайковского театра на протяжении последних лет - его директор - художественный руководитель Валерий Эминов, которого заботит и состав труппы, и ремонт здания, и цветники перед входом. Доброжелательный и энергичный, деловой и дипломатичный. А как иначе перекроешь крышу и приведешь в порядок фойе? Все дается непросто. Власти города не особенные театралы, спонсоров найти трудно. К названным характеристикам добавлю: трезвый и скромный. Что очень импонирует. В программках указаны все создатели спектаклей. Все. Но имени директора в них нет. Нигде, даже мелким шрифтом. Вы знаете, какая это огромная редкость.

Главным режиссером не так давно стал Алексей Орлов (театр недавно отметил 50-летие своего главного). С труппой Орлов знаком, раньше работал здесь по приглашениям. Две премьеры, представленные на конкурс, поставлены им. Положа руку на сердце - они были лучшими. Пусть и далекими от совершенства. И не только лучшими из этих пяти. Просто... хорошими.

Как и Эминов, Орлов проблемы своего театра знает. Без детского репертуара в маленьком городе потеряешь публику. К спектаклям для малышей здесь относятся так же, как и к постановкам для больших - вовсе не по остаточному принципу. Другое дело, что в категорию этого остатка попадает многое, что первостепенно важно. Например, технические возможности театра. Современные свет, звук, машинерия - об этом в Чайковском только мечтают. Оснащение - как в захудалом советском ДК колхоза «Время, вперед!». В декорациях (тканевые рисованые задники и порталы, захламленность сцены какими-то деревянными домиками, мало используемыми предметами) и в костюмах (байковые комбинезоны зверей, не всегда красящие женщин платья), в разбитых креслах зала и пластиковых перегородках фойе, есть какая-то замшелость. Это не стильный лаконизм и даже не «бедненько, но чистенько». Это «Время, назад» на пятьдесят лет. Не всегда спасает изобретательность режиссера, который, как и актеры, выступает в качестве художника-постановщика. А также режиссер и актеры подбирают музыку (с разным успехом), актеры выступают в качестве драматургов и режиссеров (увы), есть в театре и свой постановщик пластики и боев (отличный). С одной стороны, студийный дух. С другой - не все работы по «смежным» профессиям профессиональны.

И все же усилия не пропадают даром.

«Тринадцатая звезда» - вариация на тему «Прощай, овраг», главные действующие лица в пьесе - кролики, с которыми люди устраивают «бега без правил»: за кроликами гонятся злобные собаки, и понятно, чем может обернуться для них - кроликов - поражение. Ну а дальше все как у людей: любовь, жертвенность и предательство, необходимость для каждого сделать выбор - жить в неволе и в ужасе перед смертью или, быть может, умереть, но свободным; «жизнь без любви или смерть за любовь - все в наших руках» и т.д.

Алексей Орлов выступил не только как режиссер, но и как художник «Тринадцатой звезды». Ему удалось создать зловещую атмосферу застенка, путь из которого лежит в преисподнюю. Скрежет металла бьет по нервам: в отличие от пьесы, где кролики живут в деревянных клетках на лоне природы, он помещает их в клетки-камеры; стол посредине сцены превращается в вагонетку, которая поглощается дверьми - те распахиваются у арьера в красноватом свете, увозя кроликов-гладиаторов на бой; туда же отправляется и Слаймен - злобный человек с ружьем, который по правилам бегов должен достреливать слабаков. И нависающий над сценой уродливый небоскреб, какой-то облезлый, аварийный «отель ‘Миллион долларов"» (вот ведь, Вендерс вспомнился в Чайковском), и второй этаж, где появляются люди-зрители, не светская тусовка, а люмпены-психопаты, и звуковая партитура (музыкальное оформление Василия Яснова), и пластическое решение многих сцен, в том числе любви и драк (движение и пластика - Иван Костоусов) - все работает на образ спектакля - преддверие ада, из которого можно вырваться, кажется, только в ад. Спектакль грамотно придуман, в нем много неожиданных деталей, в финале танец под «Группу крови на рукаве» Виктора Цоя (кстати, поет актриса театра Инесса Муран) с явным выходом артистов из ролей говорит о решимости бороться до конца. Звучит не просто сочувственный призыв: «Беги, кролик, беги!» - на сцене не кролики и даже не артисты - это, похоже, начало восстания Спартака.

Понятная молодым история, открытый гражданский пафос, эмоциональность - зрители, без преувеличения, зажжены.

А между тем, точно придуманная сценография перегружена и не так уж чтобы очень искусно выполнена. Есть очень яркие, пусть пока не безупречные актерские работы: благородный герой Джек - Иван Костоусов, комичный Пушок, преодолевающий свою робость, - Виталий Брянский, предатель Громила - Артем Палкин, Слаймен, напоминающий детектива из комиксов 30-х годов, - Владимир Князев, кроличий «сэнсэй» Вислоухая - Елена Гречан и даже бессловесный Уборщик, напоминающий бесстрастного мясника, скорее Харон, чем бес, - Алексей Волков. Но есть роли откровенно неудачные, нерешенные, неугаданные. Не удалось режиссеру и «настроить» показушно крикливую массовку, хотя мизансцены для нее придуманы говорящие.

Любопытно, но для рассказа об «Эзопе» Гильерме Фигейредо, поставленном молодым артистом театра Сергеем Сарнавским, можно использовать почти те же эпитеты. Здесь тоже много выдумки и пафоса. Этот спектакль о том же - о том, что так жить больше нельзя. И зал реагирует бурно. Но режиссерского опыта у Сарнавского мало, он хочет сказать обо всем и не умеет отобрать главное, в результате ни он, ни актеры не могут оправдать заданный прием театра в театре (действие разыгрывают обитатели какой-то космической станции будущего, среди которых - те же патриции, сенаторы, воины, рабы). Талантливый комик Василий Костоусов и возрастная (во всяком случае, не юная) прима Инесса Муран не очень подходят для ролей Эзопа и Клеи. Их роли никак не решены, не разобраны, а потому кажется, что режиссер не их выбрал на роли, а роли им дал, просто потому, что хотел поставить именно эту пьесу, высказать именно эту мысль. Убедительнее всех оказался Артем Палкин в роли Ксанфа, что явно противоречит цели высказывания. Не получилось ни любви, ни спора антагонистов.

То же с детскими спектаклями. Пьесу про тушканчика написал и поставил талантливый актер Артем Палкин, который, возможно, способен стать и режиссером, и драматургом. Художником выступил талантливый актер Иван Костоусов, который уже состоялся в других ипостасях, но только не как художник. Актеры пластичны, убедительно изображают животных, но пьеса изобилует алогизмами, вызванными неумением связать концы с концами. Замечательно получилась лишь одна сцена - разоблачение Крысы, которая притворялась ночным злодеем-привидением (Мария Картазаева), - и поставлена, и сыграна, и смешна, и понятна. А все потому, что хорошо написана, есть конфликт, действие, диалоги, характер отношений, перспектива. И алогизм здесь - не разруха в голове, а близкая детям абсурдная чепуховина-небывальщина.

Напротив, «Сказку о потерянном времени» Алексей Орлов очень удачно, на мой взгляд, адаптировал к современности. Все придумано, все разобрано, и артисты заиграли органично, характерно, без жима. Узнаваемы дети, теряющие время жизни за пустыми забавами: Петя (Виталий Брянский), которого не оторвать от компьютера; Вася (Сергей Сарнавский), гоняющий сплюснутую банку от колы и пуляющий по воробьям; девочки (Елена Сенько и Мария Картазаева), болтающие ни о чем по мобильникам. Уморительны дети-старики (утрированная возрастная пластика и детская инфантильность особенно органично соединены у Сергея Борзенко и Василия Костоусова). Замечательны инфернальные и смешные злые волшебники (Иван Костоусов, Игорь Просянников, Светлана Дорохова и Светлана Тетенова). Здорово придуманы и сыграны помощники детей - Кукушка (Елена Гречан) и задорная Старушка, сохранившая в себе детство и обостренное чувство справедливости - точно сочетающая игровую условность и психофизическую правду Инесса Муран. В сценографии Сергея Чиганцева старомодные приемы и материалы обыграны, поданы с иронией: между сценами опускается занавес из «бабушкиного» ситца, на котором стильно изображены часы самых разнообразных моделей и конструкций. В одной из сцен выкатывается плоский киоск с нарисованными обильными колбасами, окороками и сырами на витрине. Во время превращений над сценой закручивается колесо со знаками Зодиака, напоминающее мишень, а волшебники крутят блестящие черные зонты.

Артисты чайковского театра не только хорошо двигаются, но и неплохо поют, в спектаклях - чрезвычайная редкость - умело используется фонограмма, а тексты песен не вызывают отторжения, как во многих столичных мюзиклах, и даже - о счастье! - бывают милы и остроумны.

Но и здесь есть излишества, какие-то моменты не продуманы, какие-то линии, любопытно заявленные, обрываются. Есть и смысловая путаница: не все детские игры пусты и вредны, и актеры это демонстрируют, а дети понимают, несмотря на мораль одной из песенок.

Справедливости ради, пятый спектакль, который априори вызывал недоверие - постановка коммерческой пьесы «Скандал по-французски» Жана Летраза (к тому же перенос - режиссер Владимир Бородин обращается к ней не впервые) - артистами был разыгран легко и с удовольствием как водевиль. Особенно хороши, жанрово точны оказались Василий Костоусов в роли взбалмошного и рассеянного фабриканта, его сынок-оболтус с панковским гребнем - Виталий Брянский и незаменимый застенчивый секретарь - Иван Костоусов.

Общее впечатление? Разноречивое. В театре угадали, о чем говорить со своими зрителями, именно со своими. Не самые современные пьесы прозвучали остро, актуально, уместно. Немодная социальность, вроде бы маргинальный на фоне общих прагматических устремлений романтизм попали в болевую точку города. В театре не очень-то сбалансированная труппа, но ее украшают мастера и потрясающе талантливые ребята, которых просто разрывает жажда деятельности. Их нужно отправлять на фестивали, семинары, лаборатории. Театру нужно многое, в том числе и специалисты - художники, например. Ему нужна поддержка не только зрителей, но и властей. Но это сегодня - ясное дело - из области мечтаний. Может, потому спектакли театра так протестны? В детских спектаклях тоже нащупываются свои темы: например, право на созерцательность, грусть, разные типы игры. Но они не развиваются последовательно. Очень хочется этому театру помочь - с пополнением труппы, с выбором репертуара, с приглашением режиссеров на постановки. Еще и потому, что театр искренне и истово хочет помогать своим зрителям: быть гражданами, быть людьми. И делает это именно как театр - природу театра здесь чувствуют. Хотя не всегда хватает профессионализма облечь ее в подобающую форму.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.