Горячее сердце Островского / I Международный фестиваль русской классической драматургии в Кинешме

Выпуск №1-161/2013, Фестивали

Горячее сердце Островского / I Международный фестиваль русской классической драматургии в Кинешме

В апреле старинный купеческий город Кинешма на десять дней с головой погрузился в театральный праздник - I Международный фестиваль русской классической драматургии им. А.Н. Островского «Горячее сердце».

Десять дней, одиннадцать постановок. Такого продолжительного фестиваля Кинешма еще не знала. Для первого, еще неизвестного театральным кругам фестиваля, кинешемцы собрали довольно внушительную афишу - Малый театр, Московский академический театр им. Вл. Маяковского, Русский драматический театр Литвы, академические театры из Великого и Нижнего Новгорода, Уфы, а также театры из разных уголков России - от Калмыкии до Чебоксар.

Открывал фестиваль на правах хозяев Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского премьерным спектаклем по пьесе Александра Николаевича Островского «Последняя жертва» в постановке главного режиссера Дзержинского театра драмы Андрея Подскребкина.

Стоит сказать, что фестиваль открывался в День 190-летия со Дня рождения Александра Николаевича, из одиннадцати спектаклей фестиваля пять были поставлены по пьесам Островского. Кстати, и «свой» спектакль «Гроза» Дзержинский театр драмы также привез в постановке Андрея Подскребкина. Хрестоматийную пьесу режиссер постарался прочитать по-своему. Здесь Кабаниха - не та зловещая грозная старуха, какой ее привыкли видеть, а молодая еще женщина, с обычным голосом, такой с виду обыкновенный человек, тиранящий окружающих - сына, невестку, да всех или почти всех. Кабаниха в тапочках едва ли не страшнее хрестоматийной Кабанихи. В спектакле задействован круг - заборы, заборы по кругу. Нескончаемо-обреченно. Люди отгорожены друг от друга по своей воле, все подслушивают, подглядывают за всеми, заборы им не мешают, наоборот, помогают прятаться. Рядом с заборами стоят собачьи будки с прикованными цепями - нет, не собаками, а мисками. Мир циников, здесь никто никому не верит, люди относятся друг к другу как к потенциальным врагам, хитрят, изворачиваются, лгут и ни во что не верят. Над сценой висит на первый взгляд хрестоматийная Троица, но это только в первые мгновения так кажется - эта Троица с каким-то «вывертом», с изъяном. Катерина (Екатерина Максименко) - никакой не «луч света в темном царстве», она просто живой человек, со всеми слабостями и недостатками, и именно поэтому Катерина получилась живая, узнаваемая.

«Своего» Островского привез и Московский академический театр им. Вл. Маяковского - «Не все коту масленица». Постановка Леонида Хейфеца порадовала фестивального зрителя своей добротностью, ровным актерским ансамблем, убедительной игрой артистов. Широко, с размахом играет купца Ахова Виктор Запорожский. Обаятельна Дарья Федосеевна Круглова (Оксана Киселева). Тих и ровен Ипполит (Всеволод Макаров), роскошна ключница Феона (Майя Полянская). Ощущение спектакль оставляет свежее, легкое, воздушное.

Совсем иного Островского предложили на суд театральной публики Калмыкский Национальный Драматический театр им. Б. Басангова. Острую сатирическую пьесу «На всякого мудреца довольно простоты» режиссер-постановщик спектакля Сергей Зимин увидел в фарсовом ключе. Интересна сценография (Салгара Чулкаева). Здесь на протяжении почти всего спектакля из разборных конструкций постепенно выстраивается карьерная лестница Егора Дмитрича Глумова (Очир Такаев). Сценическое пространство искажено, подниматься по лестнице неудобно, но очень хочется, и Глумов не останавливается ни перед чем. Все актеры очень пластичны (режиссер по пластике Ирина Самсонова).

Вне конкурса на фестиваль приехали Русский драматический театр Литвы со спектаклем «Сволочная любовь» (инсценировка повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом») и Государственный академический Малый театр со спектаклем «День на день не приходится» по пьесе Александра Николаевича Островского «Тяжелые дни». Работа Малого театра - предсказуемо добротный спектакль по пьесе Островского, традиционный высокий уровень, «марка» (постановка А.Коршунова). На сцене звучит живая музыка (М.Иванов - гитара, В.Медведев - аккордеон), интересные «раскладные» декорации (художник О. Коршунова), великолепный актерский ансамбль (А. Коршунов, В. Дубровский, Д. Кознов, И. Тельпугова и др.).

Спектакль гостей фестиваля из Литвы - жесткий, острый, актеры «живут» в материале на нерве, и одновременно с этим спектакль невероятно трогательный, тонкий. Пять актеров, четыре табурета на сцене и видеопроектор с фотографиями того, о чем рассказывается по ходу действия. Вот, собственно, и все. По большому счету, больше ничего и не нужно, если есть игра, если веришь, не можешь не верить тому, что происходит на сцене. Точная режиссура Агнюса Янкявичюса, умная инсценировка повести Марюса Мацявичуса и игра, актерская игра, основа спектакля - В. Круликовский (Александр), В. Новопольский (Саша), И. Машкарина (Бабушка), В. Дорондов (Дедушка) и Ю. Крутко (Мама).

Кроме Островского, на фестивале были представлены и другие классики русской драматургии - Государственный Академический Русский драматический театр Республики Башкортостан привез в Кинешму редко идущую на театральных подмостках «Осеннюю скуку» Н.А. Некрасова. Этот спектакль поставлен в современной манере, с большой долей стеба, но текст Некрасова не «сопротивляется», а к финалу спектакля понимаешь, что такое режиссерское прочтение пьесы не только допустимо, но и очень симпатично (режиссер-постановщик И. Сакаев). Море обаяния у Сергея Басова, играющего роль помещика Ласукова. Барину делать нечего, он придумывает себе занятия, чтобы убить время, и издевается над дворней. Дворня, впрочем, не в претензии, и разыгрывает перед хозяином (и перед зрителем, разумеется) целый спектакль. Получается спектакль в спектакле. Талантливая дворня у сумасбродного помещика - есть где развернуться фантазии режиссера.

В современном ключе решили «Свадьбу» А.П. Чехова режиссер (О. Толоченко) и актеры Тольяттинского Молодежного театра, обозначив жанр своего спектакля как «банкет в одном действии». Спектакль проходит в фойе, среди зрителей - свадьба, современная свадьба с чеховским текстом. Всех или почти всех персонажей режиссер сделал узнаваемыми. Герои поют мало того, что гнусавыми голосами, да еще и мимо нот, как делает это Дашенька (Христина Шепель), так, что невозможно слушать, и гости потихоньку расходятся от такого «вокала», они едят, пьют, напиваются, (особенно отвратительно), но именно поэтому точно сделана роль Маменьки Настасьи Тимофеевны (Екатерина Серебрякова). Эту мелочность, ничтожность, человеческую низость больше всего и не любил Чехов. Изменилось время, но не изменились люди. И в финале, когда все гости расходятся, началось самое гадкое - перекладывание оставшейся снеди в баночки.

В классическом прочтении сделана инсценировка романа «Анна Каренина», что привез в Кинешму на фестиваль Русский драматический театр из Чебоксар. Большой спектакль (а идет он три с половиной часа) едва вмещает основные события романа. Режиссер-постановщик спектакля Ашот Восканян, сценография и костюмы Станислава Шавловского. Оригинально оформленная сцена (стилизованные листы рукописи романа Льва Николаевича Толстого), интересные костюмы, множество персонажей, чуть приглушенное освещение спектакля и в финале, как ни готовишься к нему, все-таки неожиданно эффектно появляется поезд, под колесами которого погибает Анна.

Первую редакцию пьесы «Васса» привез на фестиваль Нижегородский государственный академический театр драмы им. М. Горького. Существование на сломе эпох героев спектакля, когда они этого еще сами не осознают, но в воздухе уже висит нечто, а разрядка будет через несколько лет, правда, ни Горький, ни кто бы то ни было еще, не могут предугадать, что же именно случится. Но нарыв зреет, поэтому герои пьесы так взвинчены и напряжены. Первая редакция пьесы ставится редко, она очень сильно отличается от второй, советских времен, в ней нет революционного пафоса, тем она и выигрывает, что тема революционной грозы никуда не исчезает, наоборот, прорывается, звучит между строк, в репликах героев и тем достигается больший эффект. Обстоятельная, до мелочей, сценография добротного, на первый взгляд, дома, в котором уже давно все идет не так, как хотелось бы его обитателям (художник-постановщик Борис Шлямин).

Инсценировку повести Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» представил на суд публики Новгородский Академический театр драмы им. Ф.М.  Достоевского. Автор инсценировки и режиссер-постановщик спектакля Сергей Гришанин, художник-постановщик - Эрих Вильсон. Проза Куприна привлекательна великолепным языком, скрупулезностью.

Фестиваль «Горячее сердце» планируется проводить один раз в два года. Следующий - в 2015 году. Как любому начинающему свою жизнь доброму событию, фестивалю хочется пожелать творческих открытий, прекрасных спектаклей и благодарных зрителей.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.