Спасибо, Марго! / Московский драматический театр им.К.С.Станиславского

Выпуск №1-161/2013, Премьеры Москвы

Спасибо, Марго! /  Московский драматический театр им.К.С.Станиславского

Так называется новый спектакль Московского драматического театра имени К.С. Станиславского. В афише он обозначен как «удивительная комедия». Побывав на премьере, от всей души благодарю его создателей за доставленное удовольствие. Но все-таки не вполне понимаю, какой смысл вкладывали они в подобное определение.

Сама по себе пьеса Валерия Мухарьямова довольно непритязательна. Диалоги не блещут ни парадоксами, ни остротами. Смешки пробегают по залу мелкими волнами, когда записная дуреха роняет очередную глупость или человек вроде бы совсем не глупый вдруг начинает пороть чушь, или когда собеседники имеют в виду каждый свое, а думают, что говорят об одном предмете... Все это далеко не ново и совсем не удивительно.

Сюжет забавен, в нем есть элемент неожиданности. Действительно, не часто случается, чтобы очень плохой человек, вломившись без спросу в чужую жизнь и действуя исключительно в собственных интересах, устроил в итоге всеобщее счастье. Но и это не эксклюзив.

На мой взгляд, удивительным в этом спектакле является только одно - образ главной героини, той самой Марго, которой все мы, - то есть, прочие персонажи и зрители, должны сказать большое человеческое «спасибо». Не знаю, способна ли создать подобное существо матушка-природа, но драматург, режиссер (Григорий Зискин) и актриса (заслуженная артистка России Анна Варпаховская) - смогли.

Она появилась где-то эдак на десятой минуте, когда публика, признаться, уже начинала слегка тяготиться пресноватой атмосферой действа. Яркое пятно, метнувшись за решеткой, заменяющей дальнюю стену комнаты, эффектно нарисовалось в дверном проеме. Это было нечто невообразимое. В платье ослепительно кораллового цвета, обвешанная массивной бижутерией самых пронзительных оттенков лазури и бирюзы, стремительная и неизбежная, как уже выпущенное из пушки ядро, незваная гостья прошила сцену перестуком крепких каблуков, бестрепетно выпустила первый залп восхитительно наглых реплик и решительно забрала управление событиями в свои руки. Зал роготнул первым искренним хохотком. От скуки не осталось и следа. Спасибо, Марго!

Роль несомненно бенефисная, дающая актрисе широкие возможности проявить мастерство, темперамент, фантазию, здесь уместны самые острые, гротескные приемы. Анна Варпаховская играет великолепно. И что особенно ценно, - щедро используя весьма ядреные сатирические краски, оснастив героиню выразительной характерностью, уморительнейшими манерами, гримасками, жестами... - она нигде не переходит границы житейской убедительности. Ее Марго - не карикатура, а живой человек. Живой - и при всем своем негодяйстве ужасно привлекательный.

А ведь она и в самом деле негодяйка. Глупая, хищная, жадная. Вломилась к бывшей подруге, у которой когда-то увела мужа, чтобы подкинуть ей убогого мужнина братца, который мешает ей отправиться в свадебное путешествие с очередной своей жертвой. Попутно энергично рыщет взглядом повсюду - что бы еще такое склюнуть?

Чрезвычайно интересно наблюдать, как они (Марго и Анна Варпаховская) это делают.

Это существо - невысокое, прочное сбитое - подвижно, как ртуть. Точнее, как целая кучка капелек ртути; отдельные неуемные «шарики» сверкают в глазах и улыбке, перекатываются по всему беспокойному телу, заставляют то и дело семенить куда-то крепенькие ножки, управляют ловкими выбросами то и дело что-то хватающих рук... Каждая частичка ее существа живет своей особой и совсем не случайной жизнью, и все это вместе подчинено всегда вполне определенной цели. А целью является все, что можно использовать, присвоить, проглотить. «Печенье? Мое любимое! Можно попробовать? И с собой заверни. Ты же знаешь, как я его люблю...» «Коньяк? Нальешь, да? О, да он преотличный! Налей-ка еще...» «Мужчина? Ой. Какая прелесть...»

Блуждающий, рыщущий взгляд замирает. Быстрый прищур - капельки ртути превращаются в две сверкающие бойницы. Цок-цок-цок - и коралловые каблуки уже вынесли тело-орудие на боевую позицию, вплотную к объекту. Подбородок вверх и - вспышка ослепительной, ослепляющей, победительной улыбки: «Здра-авствуйте, вы мне так симпатичны...» Вот теперь мы точно знаем, как в свое время «пал» Дэвид - ныне уже почивший муж обеих подружек. Что будет дальше - в принципе, понятно. Следишь за процессом. И получаешь от этого немалое удовольствие.

Все артисты, занятые в спектакле, играют очень хорошо, честно проживая маленькие житейские истории своих персонажей, оказавшихся втянутыми в орбиту этого энергетического гиганта - Марго. А в итоге все-таки остаются лишь качественным устойчивым фоном для художеств главной героини и актерского куража Анны Варпаховской.

Заслуженная артистка России Людмила Лушина наделяет свою Лизу и обаянием, и интеллигентностью, и человеческой теплотой. Но такое впечатление, что для создания более яркого и конкретного образа ей просто не за что зацепиться в тексте. То же - с Марком в исполнении народного артиста России Александра Дика. Это некий джентльмен средних лет, у которого успешный бизнес, ковбойское происхождение и русская бабушка в качестве единственного оригинального штриха в характеристике его личности. Он мил, но как бы лишен индивидуальности.

Сложнее всего пришлось, на мой взгляд, заслуженному артисту России Юрию Дуванову. Его герой чересчур уж нелеп для вполне реалистической, в общем-то, комедии. И актер делает, кажется, все возможное, чтобы убедить зрителя в правдоподобности этого вот Левы - то ли сумасшедшего математика, то ли затюканного апостола, то ли гения, которого при рождении перецеловали все музы разом...

Впрочем, спектакль только начинает свою жизнь. Может со временем и для этих персонажей отыщутся свои красочки-блестки, которые смогут раскрыть таящиеся в них возможности и поспорить с кричащей палитрой главной героини.

А пока что - спасибо, Марго!

 

Фото Михаила ГУТЕРМАНА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.