Взрослый ребенок по имени Лия

Выпуск №1-161/2013, Юбилей

Взрослый ребенок по имени Лия

В Японии выдающиеся люди, в том числе актеры театра, официально получают звание «человек - национальное сокровище». Если бы такое учредили и у нас, одной из первых, кому это звание было бы вручено, безусловно, стала бы героиня этой публикации.

В коротенькой «юбилейной» заметке вряд ли возможно перечислить все то, за что мы любим эту дивную актрису. Потому что, уж простите за трюизм, Ахеджакова у каждого своя. Кто-то ностальгирует по ее забавной секретарше из «Служебного романа» или «боевой и кипучей» героине «Гаража», кому-то ближе и роднее ее несчастная, но не сломленная нищенка из «Небес обетованных» или трогательная «японка» из недавнего фильма Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». Опытные театралы вспомнят ее роскошные роли в ранних спектаклях Романа Виктюка в «Современнике» - Коломбину и Варвару в «Мелком бесе». А более позднее поколение - смешную и брутальную Селестину из спектакля Николая Коляды или необыкновенно трогательную, немного суетную и забавную Пульхерию Ивановну из «Старосветской любви» - спектакля, поставленного Валерием Фокиным специально для Лии Ахеджаковой и Богдана Ступки в антрепризном проекте. Многих театралов приятно поразил недавний мощный всплеск творческой активности актрисы - блистательные роли в спектаклях Андрея Могучего и Дмитрия Крымова. Я же, сколько буду жить, никогда не забуду ее одинокую, молчаливую Рахель в спектакле по пьесе И. Бар-Йосефа «Трудные люди» в постановке Г.Б. Волчек, где Лия Меджидовна произносила не очень много текста. Главной точкой притяжения в этом спектакле были ее потрясающие влажные и пушистые глаза, которые будоражили тебя и, говоря шекспировскими словами, поворачивали «твои глаза зрачками в душу». То же происходит уже десять с лишним лет на спектакле Резо Габриадзе «Сталинградская битва», в котором Лия Ахеджакова озвучила роль муравьихи, потерявшей во время войны свое единственное дитя, никогда не пробовавшее сахара. Но об этом не напишешь, это надо слышать...

Думаю, что Лия Ахеджакова не у одного меня вызывает удивительно нежное чувство, похожее на то, что мы обычно испытываем к детям. Она, действительно, чем-то напоминает взрослого ребенка: доверчивого, ласкового, иногда обидчивого и абсолютно бесстрашного, когда дело касается защиты чести близких ей людей. А в те моменты, когда речь заходит о злободневных социально-политических проблемах нашей страны, она становится настоящей воительницей!

Мне кажется, что солидную круглую дату, которую в июле отпраздновал весь театральный мир страны, Лия Меджидовна просто... не заметила. Судя по всему, ей хватает других забот. И прощаться с разными сценами (а теперь их в ее распоряжении немало) отнюдь не собирается. И уверен, что преподнесет нам еще немало творческих сюрпризов. Возможно, что после роли Дон Кихота в спектакле «Circo Ambulante», кто-нибудь пригласит ее на роль, ну скажем, Ланселота...

А что касается официальных званий и регалий, то для Ахеджаковой они вряд ли так уж важны. В народе она давно числится «национальным сокровищем». И даже известные рок-группы поют в ее честь:

«Провела мне Лия Ахеджакова

по сердцу бумагой наждаковой,

лишь одно я повторяю имя:

Лия, Лия, Лия...»

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.