Последний герой / Петр Монастырский (Самара)

Выпуск №1-161/2013, Вспоминая

Последний герой / Петр Монастырский (Самара)

Петр Львович МОНАСТЫРСКИЙ - режиссер, заслуженный деятель искусств (1960), народный артист РСФСР (1970), народный артист СССР (1980), профессор (1998), лауреат Государственной премии РСФСР (1976), лауреат Государственной премии СССР (1986); награжден медалью за победу в Великой Отечественной войне (1946), польским орденом «Гриф Поморский» (1973), орденом Трудового Красного знамени (1975), Золотой медалью им. А.Д.Попова (1980), орденом за заслуги перед Отечеством IV степени (1995) и другими медалями; почетный гражданин г. Познани (1978), почетный гражданин г. Самары (1995), почетный гражданин самарской губернии (2005).

1 июля 2013 года Петр Львович ушел из жизни. Город простился со своей легендой.

Петром Львовичем Монастырским. Многие годы он оставался символом театральной Самары (Куйбышева). Его жизнь - целая эпоха, почти весь ХХ век и немножко ХХI. И эта эпоха была полна перипетий, открытий, разочарований, прозрений, дружбы и предательства. Из 98 прожитых им лет - более 75 отдано театральному искусству, 43 (по записи в трудовой книжке) - Самарскому (Куйбышевскому) академическому театру драмы им.М.Горького. На этой сцене им было поставлено около 120 спектаклей, а всего более 200. В последние двадцать лет им написано почти полтора десятка книг - целое исследование о театре, о времени, о себе, о нас.

По вершинным спектаклям, поставленным Монастырским в театре, можно было проследить по сути дела всю полувековую историю страны.

Конец 1950-х и 1960-е годы знаменовались утверждением самоценной личности, исторической и творческой. Это отразилось в спектаклях по мировой классике: «Мария Стюарт» Ф.Шиллера (1960) - звездный час народной артистки СССР Веры Ершовой, сыгравшей обеих королев, и «Ричард III» У.Шекспира (1962) - одно из самых ярких событий отечественного театра тех лет и рождение одной из театральных легенд - Николай Засухин в роли Ричарда (в будущем народный артист РСФСР). То же настроение проявилось и в произведениях, ставших теперь классикой драматургии ХХ века: «Иркутская история» (1960), «Годы странствий» (1962), «Мой бедный Марат» (1965) А.Арбузова, «Интервенция» Л.Славина (1957), «В поисках радости»(1957) и «В день свадьбы» (1965) В.Розова и, конечно, «Варшавская мелодия» Л.Зорина (1967), в которой блистала народная артистка Уз.ССР Людмила Грязнова.

В 1960-70-е годы на сцене театра прошел целый ряд спектаклей, отразивших поиски новой театральной формы, и новое содержание: страстное стремление к настоящей жизни, ярким неподдельным чувствам, подвигам, страстям, любви, всему невозможному в эти «застойные времена»: горьковские «Фома Гордеев» (1968), «Зыковы» (1974, 1976), «Варвары» (1976), «Цезарь и Клеопатра» Б.Шоу (1969), знаменитый шекспировский «Гамлет» (1973), где в заглавной роли вышел пылкий юноша - двадцатидвухлетний Юрий Демич, «Золотая карета» Л.Леонова (1975, Гос. премия РСФСР, 1976), «Синие кони на красной траве» М.Шатрова (1980), «Татуированная роза» Т.Уильямса (1979) и «Усвятские шлемоносцы» Е.Носова (1980, Золотая медаль им А.Д.Попова за спектакль на военно-патриотическую тему, 1980) - в этих двух спектаклях свои лучшие роли сыграла заслуженная артистка РСФСР Наталья Радолицкая.

Безответственность и безвременье начала 1980-х годов нашли свое отражение в «Ревизоре» Н.Гоголя (1981), «Наполеоне Первом» Ф.Брукнера (1982), «Дачниках» М.Горького (1983), «Наедине со всеми» А.Гельмана (1983), «Чайке» А.Чехова (1984), «А этот выпал из гнезда» Л.Вассермена (1985) (за спектакли «Ревизор» и «Чайка» - Гос. Премия СССР за постановку русской классики, 1986). Необходимость самоанализа и самоопределения в движении истории конца 1980-х годов воплотились в таких спектаклях, как «Братья Карамазовы» Ф.Достоевского (1986), «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана (1988), «Дальше... Дальше... Дальше!» М.Шатрова (1988), «Горе от ума» А.Грибоедова (1990); осмысление безнравственности власти и власти безнравственности вызвало на сцену спектакли «Волки и овцы» А.Островского (1991) и «Коварство и любовь» Ф.Шиллера (1994).

Не изменил стремлению к художественному многообразию Монастырский и в последних своих постановках в родном театре в 1990-е: ностальгические «Пять вечеров» А.Володина (1995), доходящая до трагических вершин постижения человеческого духа «Настена» по повести В.Распутина «Живи и помни» (1995), жесткая, остросовременная, стильная горьковская «Васса» (1-ая редакция) (1995) и, наконец, тонкий, психологический спектакль по пьесе О'Нила «Долгий день уходит в ночь» (1996).

Уже отметив свое 92-летие П.Монастырский поставил в тольяттинском театре «Колесо» новые редакции своих «фирменных» спектаклей «Зыковы» и «Варшавская мелодия».

Кроме «театра Монастырского», были и «актеры Монастырского». Известный афоризм - «режиссер должен умереть в актере» - был для него не просто фигурой речи. Он действительно «умирал» в каждом из своих актеров, в каждой его театральной удаче. И как бы потом ни складывались их судьбы, неизменно на лучших из них - отпечаток выучки, профессионального ремесла, знак качества Мастера. Какие это знаменательные имена: Светлана Боголюбова, Вера Ершова, Людмила Грязнова, Наталья Радолицкая, Александр Демич, Юрий Демич, Николай Засухин, Николай Кузьмин, Николай Михеев, Иван Морозов, Михаил Лазарев, Сергей Пономарев, Олег Свиридов... Вслед за ними приходили не хуже: Александра Комракова, Алла Коровкина, Елена Лазарева, Елена Орлова, Ольга Шебуева, Елена Харитонова, Олег Белов, Владимир Борисов, Юрий Ганюшкин, Владимир Гальченко, Сергей Меркушев и многие другие.

Петр Монастырский когда-то определил свою деятельность не только как режиссерскую, но как театростроительную. Он принадлежал тому поколению художников, которые строили вокруг своей личности «свой театр», поэтому за те 40 лет, что он возглавлял Куйбышевский (а затем Самарский) академический театр драмы им.М.Горького, он действительно создал свой театр, театр Монастырского, со своей специфической эстетикой, режиссерской и актерскими индивидуальностями, с особым понятием «театр - дом».

П.Л. Монастырский параллельно режиссерской деятельности всегда занимался преподавательской работой: в Воронежском и Ярославском театральных училищах, в Красноярском педагогическом институте и Новосибирском университете, в театральной студии при Куйбышевском музыкальном училище (1957-1984), в институте художественного образования Самарского государственного педагогического университета (с 1991 года занимал должность профессора кафедры режиссуры и мировой художественной культуры СГПУ, год присвоения ВАКом звания профессора - 1998).

В Монастырском всегда было больше жизни, энергии, любопытства и жажды созидательной деятельности, чем в любом из нас, таким он и останется в памяти всех, кто его знал.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.