Театр, живущий в трех веках…

Выпуск №5-115/2009, Портрет театра

Театр, живущий в трех веках… Зародившись в 1883 году на «краю географии», Амурский театр драмы прожил век ХХ и со спокойной, может быть, слегка амбициозной провинциальной уверенностью шагнул в век XXI, компьютерно-инновационный и весьма прагматичный. Что и говорить, времена не выбирают… Сегодня старейший на Дальнем Востоке драматический театр отмечает свой 125-летний юбилей.

Хочется рассказать о любимом театре многое. С чего же начать? Может быть, так?

Театральный сезон заканчивался на Масленицу…

Любительский театр возник в Благовещенске в 1860-м. 26 декабря в одной из казарм нижние чины линейного батальона и артиллерийской батареи показали пьесу «Станционный смотритель» по Пушкину.

Такие представления возобновлялись с приездом очередного энтузиаста, влюбленного в театр. Благовещенское общество, состоявшее в основном из офицеров, купцов, чиновников и их семей, оживлялось. Зимой 1883 года после удачно сыгранного «Ревизора» Н.Гоголя Общественное собрание решило, что надо обзавестись собственным зданием, поскольку арендная плата была непомерно высока – 3500 рублей в год. Здание благовещенцы возвели в 1889-м на добровольные пожертвования предпринимателей, купцов и горожан разных сословий. Генерал-губернатор барон А.Н.Корф выдал ссуду Общественному Собранию на 5 лет – 3000 рублей – и обратился к золотопромышленным компаниям и крупным коммерсантам с просьбой о помощи в строительстве здания театра Общественного Собрания. На призыв откликнулись и собрали 10 000 рублей. Супруга губернатора, сделав сама пожертвование, собрала около 4000 рублей. Члены Общественного Собрания также внесли 5000 рублей. На строительство пошел и сбор со спектакля любителей драматического искусства, причем некоторые граждане платили за места по 100 и 150 рублей. Всего же собрали 30000 рублей.

Так в лучшей части города, на улице Большой (ныне – ул.Ленина), в углублении городского сада выросло «необыкновенно красивое 2-этажное каменное здание. Театральная зала семи саженей в длину и шести саженей в ширину имела 20 лож, 2 галереи и вышку для простого народа. Сцена обширная, для галереи и вышки – особый вход и буфет. Условия для сценической работы были прекрасными: отличная акустика, глубокая сцена, удобные артистические уборные».

Это был первый шаг к закреплению на Амурской земле профессионального театра. Своей стационарной труппы тогда еще не было. Наезжали бродячие труппы, всевозможные гастролеры, антрепренеры (И.М.Арнольдов, О.Н.Чернская, Е.М.Долин, В.Н. Чернова). Отработав один или несколько сезонов, труппа отправлялась дальше.

Интеллигенция города мечтала о своем, стабильном, театре. В 1911-1912 гг. артистом В.В.Кумельским была организована первая постоянная труппа. В 1920-м она получила статус государственной при политотделе Амурской дивизии. В 1922-м театр передается Благовещенскому горисполкому, а в 30-е годы становится областным.

Но это уже – ХХ век. А театральный сезон заканчивался на Масленицу. После Масленицы наступал Великий пост – конец веселью и развлечениям…

…Впрочем, можно было начать рассказ… Нет, не с вешалки, а, отступив от традиции… с директора.

Наших знают в столице…

Участница IX Международного Форума «Мир–Женщины–Россия–Москва», где была награждена именной медалью VIII Всероссийского конкурса «Женщина – директор года», Татьяна Федоровна Бедина – директор Амурского областного театра драмы, заслуженный работник культуры России.

Свою медаль Татьяна Федоровна считает наградой всему коллективу театра. Не иначе.

Она – коренная амурчанка – выросла в большой и дружной семье Зарубовых в рабочем городке угольщиков Райчихинске. Отец умер после сталинской тюрьмы, когда она была малышкой. Мама изо всех сил старалась растить детей в русских семейных традициях, отказывая себе во всем – шила, стирала, готовила, нянчила младших, обучала и образовывала старших. Татьяне с самого начала пришлось жить «на сопротивление», когда удачи – маленькие и побольше – не были случайным везением, а становились результатом серьезных усилий и трудов. Чаще – не благодаря обстоятельствам, а вопреки препятствиям.

В 16 лет Татьяна устроилась работать на только что созданный в Райчихинске телецентр, одновременно училась, потом – замужество, ребенок, больная мама. Возможно, уже тогда Татьяна понимает, что без помощи, без человеческого участия, особенно людей, имеющих вес в обществе, профессиональный авторитет и жизненный опыт, неимоверно трудно приходится молодому человеку, вступающему в жизнь. Оттого и сама Татьяна Федоровна, едва почувствовала под ногами устойчивую почву, – принялась помогать другим. Немало в Райчихинске, Тынде, Благовещенске да и во всей области людей, кому ее действенная и своевременная помощь круто изменила судьбу. Недаром за глаза в Амурском театре драмы Татьяну Федоровну называют «мамой». Директор «возится» с молодыми актерами: старается создать домашний микроклимат вновь прибывшим в театр выпускникам, с упорством, не понятным контрольно-ревизионным службам, выделяет компенсации на бесплатные обеды, обеспечивает нормальными жилищными условиями, которые не так-то просто поддерживать в тисках жесткой финансовой дисциплины и обидно низкой государственной оплаты труда.

«Для нормальной работы, а тем более – для творчества, – необходимы благоприятные условия. Насколько это возможно. И – невозможно…» – таково кредо директора театра Татьяны Федоровны Бединой в отношении всего творческого коллектива. На службе директор находится с утра до позднего вечера.

Всегда так было: и в Тынде, где Татьяна Федоровна служила начальником городского отдела культуры в самые что ни на есть «горячие» бамовские времена, и в Благовещенске, где в должности заместителя начальника управления культуры Амурского облисполкома пропадала в бесчисленных командировках по дальним уголкам Приамурья; и теперь – в роли руководителя театра, который стал даже не вторым, а первым домом. И образом жизни, и своего рода диагнозом неизлечимой «болезни», называемой любовью и верностью. Любовью к театру. Верностью сложившемуся еще в юности принципу: «Если не я, то кто?»

Директору сегодня одномоментно приходится решать массу разных вопросов и проблем: хозяйственных, финансовых, бытовых, организационных, творческих. В свете последних законов и разного рода инструкций, то возникающих, то отменяющихся в чиновничьих структурах, легче не становится. Но у Татьяны Федоровны хватает времени и оптимизма работать и жить активно, интересно – посещать выставки, встречаться с писателями, поддерживать друзей театра, работать с меценатами и спонсорами, общаться с коллегами – директорами областных учреждений культуры, организовывать гастроли.

Между прочим, в театральном мире России, а особенно – времен Советского Союза, помнят еще одного директора, который был и худруком, и диктатором, и отцом родным для Амурской драмы долгие годы.

Речь о Николае Федоровиче Стародубе, при котором театр успешно и очень много гастролировал по всему Советскому Союзу, а в год своего 100-летия сподобился поиграть в московском «Ленкоме». На сцене авангардного театра амурскому драматическому торжественно, помпезно даже, прикрепили к знамени орден Трудового Красного Знамени. С той поры название удлинилось: Амурский ордена Трудового Красного Знамени областной театр драмы…

Стародубовский театр, Ураловский… Личности правят миром и театром. И вновь без истории, в коей роль личности никто не отменял, обойтись нельзя.

Николай Иванович Уралов был из ярких творцов, из художников заметных, почитаемых в жизни и после нее… Заслуженный деятель искусств, заслуженный артист Росcии, Н.И.Уралов возглавлял Амурский театр драмы с 1948 по 1962 годы, оказал сильное влияние на театральный процесс дальневосточной окраины: ставилось много классики – русской, зарубежной, советской. Отсюда в большое искусство вышли народные артисты России В.Ростовцев, И.Агафонов, заслуженные – Е.Саяпин, Д.Терентюк, В.Чекмарев, В.Логинова, С.Хонина, А.Федорова… 30 ноября исполнилось 110 лет со дня рождения Н.И.Уралова. Маленький, седой и очень быстрый в движениях – таким представляется Николай Иванович по обрывочным рассказам современников. Собственно, и самих тех современников ныне с нами, увы, уже нет…

Последним, кто частенько вспоминал Уралова, был Дмитрий Вениаминович Шубинский: «Николай Иванович меня Димочкой называл… Приходил он в театр раньше всех. Из дому выходил, как видно, еще затемно. Шел на берег Амура вот по тому самому переулку, что теперь – имени Н.И.Уралова. Непременно с рыбаками покалякает, по парку пройдется – раньше парк наш горсадом называли – и в театр. Чай ставит на примусе. Любил, чтоб к чаю карамельки – «подушечки» были непременно. Я с удовольствием покупал эти самые «подушечки» по его просьбе…»

Дмитрий Вениаминович не без гордости вспоминал о совместных прогулках с Мастером по горсаду в перерывах между репетициями, о беседах на «вольные» темы, которые почему-то всегда сходились на театре.

Н.И.Уралов, поступив в Амурский драматический главным режиссером, был его художественным руководителем, сам ставил и даже играл в отдельных спектаклях. Долго и мучительно болел, умер в 1964-м. В Благовещенске некоторые зрители еще помнят один из мощнейших спектаклей Уралова – «Пучину» А.Островского.

Опять же со слов Д.В.Шубинского можно представить необычайно творческую атмосферу на репетициях Н.И.Уралова, который считал главным и наиболее плодотворным процессом именно постановку спектакля. Работу над ролью каждого актера обставлял столь трепетно, что за удачно созданный образ прощал многое. Но ни в коем случае не разгильдяйство. Более всего не принимал опозданий на репетиции, пропусков без причины. Наказывал жестко… «Дисциплина была тогда очень строгая. Помню, был случай… – рассказывал Д.В.Шубинский. – Была у нас одна актриса, молодая совсем. Ведет Николай Иванович репетицию, а она – опоздала. Зашла и села молча. И вдруг – со стула стала сползать. Обморок! Николай Иванович репетицию прервал, вызвали неотложку. Оказалось – муж у нее погиб в армии. На репетицию не могла не прийти, хоть и причина была сверхуважительная… Николая Ивановича не то, чтобы боялись, – нет. Его любили, уважали и огорчать не хотели, вот что… И за наказания никто не роптал. То ли время было другое, то ли люди иначе к своему делу относились. А может – все вместе взятое…»

Сегодня, в первом десятилетии XXI века, когда и страна у нас совсем другая, и общество необычайно изменилось, театр тоже стал другим. Ибо так всегда было и есть: театр – зеркало жизни.

Но традиционно в репертуаре театра спектакли из русской и зарубежной классики, современной российской драматургии. Коллектив – лауреат фестивалей «Дальневосточная весна» и «Героическое освоение Сибири и Дальнего Востока». В 2000-м по инициативе Амурского театра драмы в Благовещенске был проведен Дальневосточный театральный фестиваль «Благая весть», на котором театр был удостоен премий в шести номинациях за спектакль «На бойком месте» А.Н.Островского.

В последние годы значительно повысился уровень режиссерской, актерской, музыкальной, художественной и хореографической культуры. В труппе работают артисты с хорошей театральной школой: народные артисты России Анна Лаптева, Любовь Васильева и Владимир Матвеев, народный артист Республики Бурятия Евгений Тихомиров, заслуженные артисты России Александр Казаковцев, Ринат Фазлеев, Роберт Салахов, Игорь Булатов, заслуженный артист Республики Бурятия Юрий Роголев, мастера сцены и перспективная, профессиональная, прогрессивно мыслящая молодежь.

Вообще, что он из себя представляет сегодня, этот Амурский драматический? Стоит фасадом на центральную городскую улицу, раньше называемую Большой, а теперь – им. Ленина. Храм Мельпомены в Благовещенске – напротив Храма Благовещения… В цехах и подразделениях сложился творческий коллектив единомышленников и высококвалифицированных мастеров, преданных театру. Имеется прочная материальная база для создания и выпуска спектаклей любой сложности.

Спектакли Амурского областного театра драмы – творческие произведения и, по обыкновению, являются долгожителями на родной сцене и в гастрольном репертуаре. Наиболее яркие из них отмечены ежегодной премией Губернатора Приамурья как неординарные события в культурной жизни области – «Стакан воды» Э.Скриба, «Семья вурдалака» В.Сигарева, «Река любви» (создан на основе краеведческого материала).

На дальневосточной театральной афише Амурский театр драмы занимает одно из ведущих мест. Успешные гастроли в дальневосточном центре – Хабаровске – убедительно показали, что по всем параметрам театральный продукт амурской драмы является высококачественным и востребованным современным обществом.

Гастроли по области, участие в театральных форумах «Театр Информ», в российских и международных фестивалях – в Чите, Харбине, Пекине и т.д. – все это результаты плодотворной работы всего коллектива.

Ежегодно театр показывает 280 спектаклей, на которых бывает более 70 тысяч зрителей. Премьеры, бенефисы, творческие вечера в театре неизменно превращаются в события общегородского и областного масштаба, проходят с аншлагами, вызывают широкий общественный резонанс.

В XXI веке, как это было и в первые десятилетия существования театра в веке XIX, у него немало меценатов, спонсоров, поклонников и благотворителей. Театр радует зрителей новыми интересными спектаклями, не исключая эксперименты, без чего движение вперед немыслимо.

Театр – живое существо. С нервами, сердцем, кровью бурлящей, живыми слезами, живой болью. От того, насколько мощно идет посыл эмоций со сцены в зал, зависит сила воздействия театра. Но не менее важна именно в этот миг другая сила – сила восприятия этого посыла, другими словами – талант зрительного зала.

Чутким зрителем становится всяк по-своему: одним это передается на генном уровне, но чаще воспитанием зрителя занимаются с детских лет. «Благовещенску в этом отношении можно только позавидовать, – утверждает зам.директора по общим вопросам Ия Александровна Дегтярева, заслуженный работник культуры России, – Вот, например, в одном из спальных районов, в библиотеке им. Бориса Машука уже несколько лет действует своего рода клуб – «Театральная гостиная». Люди здесь разные, но все страстные поклонники родной Амурской драмы. Отслеживают репертуар сезона, не пропускают ни одной премьеры. Таких клубов у нас в области немало. Особенно приятно, когда задолго до премьеры звонят из городов и районов, потом приезжают издалека. Есть такие энтузиасты в Белогорске, в Свободном… А ребята из Михайловской средней школы с таким воодушевлением и трепетом относятся к театру! Они каждый спектакль обсуждают, потом пишут сочинения на уроках литературы».

В последние пять лет в школах стали устраивать Дни Театра. Школьные уроки отменяются: малыши идут на утреннюю сказку, средние классы – на «тинейджерский» спектакль, а старшеклассники – на вечерний.

Педагоги давно поняли, что самый лучший воспитатель доброты – это искусство.

Понимают это и преподаватели вузов. Например, в ДальГАУ, при непосредственном усердии Светланы Владимировны Ковалевой, ученого-культуролога и страстного театрала-любителя, посещение театра стало неотъемлемой составляющей кодекса чести университета.

…А где проблемы? Нет их, что ли? Есть, как не быть. Да только проблемы по всей России у провинциальных театров одни и те же: финансирование, кадры, жилье… Опять же – зарплата… Да, проблем – выше крыши, но не в юбилей же о них спотыкаться! Праздника хочется… И он – есть!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.