В гостях у Арлекина. Международный фестиваль театров кукол в Омске

Выпуск №2-162/2013, Фестивали

В гостях у Арлекина. Международный фестиваль театров кукол в Омске

Это название Международного фестиваля театров кукол, проводимого в Омске уже в третий раз, буквально отражает его характер и атмосферу. Действительно, на протяжении всех дней фестиваля, с 12 по 20 мая, все участники ощущали себя самыми дорогими гостями, купаясь в непрестанном внимании и опеке хозяев - омского Театра куклы, актера, маски «Арлекин». Иностранные участники особенно оценили широту и щедрость сибирского гостеприимства. Как известно, большинство европейских фестивалей проходят в так называемом «ярмарочном» режиме: приехали, показали свой спектакль и на следующий день уехали, практически не видя работ коллег.

А вот в России фестивали помимо гастрольных целей восполняют дефицит творческого общения коллег, ведь находятся театры часто на огромном расстоянии друг от друга, учитывая особенно просторы Сибири и Дальнего Востока. К счастью, в этом регионе фестивальная жизнь кукольников активно поддерживается и даже планируется уже хорошо себя зарекомендовавшим Товариществом театров кукол Сибирского региона в рамках Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», куда, конечно же, входит и омский театр «Арлекин». Но это фестивали, в основном, региональные, на которые обычно только под юбилейные даты местные власти выделяют средства, позволяющие пригласить лишь своих коллег из других городов региона. Вспоминаются фестивали, прошедшие за последние годы в Железногорске, Иркутске, Тюмени, Томске. И только благодаря весьма значительной финансовой поддержке Омской областной администрации фестиваль «В гостях у Арлекина» имеет возможность приглашать значительное количество зарубежных коллективов.

Афишу прошедшего фестиваля составили 20 спектаклей из 13 стран. Фестиваль конкурсный. В состав жюри входили санкт-петербургские театроведы Анатолий Петрович Кулиш, Анна Федоровна Некрылова, режиссеры Виктор Бойчев (Болгария), Станислав Дубрава (Чехия), председательствовал известный польский театровед Марек Вашкель. Большое количество номинаций, предусмотренных Положением фестиваля, позволило отметить и большинство участников. Но благодаря профессионализму жюри, это не прозвучало как «всем сестрам по серьгам», а опять же согласовалось с названием и характером фестиваля. Действительно, трудно выбирать лучших из гостей, а вот отметить особые достоинства почти каждого по законам гостеприимства вполне уместно. К тому же для серьезного конкурса спектакли были уж очень в разных «весовых» категориях.

Афиша сложилась необычайно разнообразная и широко представляющая многоликость видов и стилей театра кукол. Тут был и традиционный итальянский театр на ширме из Мантуи - «Приключения Фаджолино» - в исполнении потомственного кукольника Маурицио Корниани (Италия) и по-восточному завораживающий, но очень современный пластический этюд с ростовой куклой, исполненный японской актрисой Мияко Куротани в стиле танца буто. Почти архаичный индийский театр марионеток на нитях, закрепляемых на пальцах кукловода - без ваги, был представлен также потомственным кукольником Пракаш Бхаттом спектаклем «Анаркали». И тут же почти эпатирующий театр с характерным названием «Самый ужасный театр» из Канады, где актеры разыгрывали пьесу «Король Убю» на кухонном столе, назвав свой спектакль соответственно - «Убю на столе», и используя порой самым кощунственным образом продукты питания и предметы кухонной утвари. Кукольник из Испании Тиан Гомбау со спектаклем «Камень на камне» покорил зрителей и коллег простенькой историей, рассказанной с использованием прибрежного песка и отполированных морем камней в качестве декорационного материала и кукол. Интересным решением проекций и теней привлек внимание спектакль из Боснии и Герцеговины (г. Баня Лука). А вот спектакли из Болгарии, Ирана, Китая, Украины, Финляндии и Франции как будто случайно попали в программу фестиваля, хотя возможно тоже имеют своего благодарного зрителя.

Россия была представлена шестью коллективами. Дагестанский ТЮЗ был отмечен жюри за кукол в спектакле «Кавказские игры» в постановке Евгения Ибрагимова, так как актеры не кукольники, и несмотря на не очень уверенное владение куклами сумели снискать симпатию коллег и зрителей неподдельной кавказской энергией, колоритом танца и актерского самовыражения в живом плане. Красивый, как ювелирная шкатулка, спектакль «Дюймовочка» (режиссер А. Максимычев, художник - Т. Мельникова) Московского театра кукол получил специальный приз в формулировке «за обращение к традициям театра марионеток», хотя чувствовалось, что актеры еще не до конца овладели мастерством управления сложной куклой-марионеткой. Иркутский театр «Аистенок» показал свой новый спектакль по произведениям А. Грина «Пристань алых грез», несколько декларативно адресованный молодежи. Однако жюри мудро посчитало возможным отметить музыкальное оформление Андрея Бырку, да и, пожалуй, все зрители оценили владение электронными инструментами и характерное исполнение рок-песен молодыми актерами-кукольниками. Многим уже известный призер множества премий и наград пензенский спектакль «Зимняя сказка» был отмечен в трех номинациях: режиссер - Владимир Бирюков, художник - Константин Мельников и актер - Сергей Пахомов. В рязанском спектакле «Лиса и медведь» по пьесе М. Супонина (режиссер Валерий Шадский, художник Захар Давыдов) была отмечена работа актрисы Светланы Борисовой. Сами хозяева фестиваля показали спектакль «Сон в летнюю ночь» по В. Шекспиру в постановке легендарного Рейна Агура (Эстония) с художником Ольгой Веревкиной. Однако жюри сочло возможным отметить эту работу только в номинации «за лучший актерский ансамбль».

Впрочем, актеры в «Арлекине», действительно, замечательные. К тому же, некоторые из них наделены удивительным литературным и аналитическим даром. Именно поэтому «специальный приз жюри» за самую независимую критику» получили Дмитрий Войдак и Марина Солдатова, ежедневно выступавшие на ширме с дуэтом Петрушки и Марфушки, очень точно и смешно рецензируя просмотренные накануне спектакли. Писались тексты Дмитрием Войдаком, очевидно, по ночам. Признаюсь, что более «актуального» Петрушки мне видеть не приходилось. И похоже, как в давние времена, острый язык, прямодушие и смех Петрушки воздействовали на участников фестиваля терапевтически, примиряя с несовершенствами представленных спектаклей и афиши в целом.

А основным недостатком фестивальной афиши, как заметил пан председатель жюри на итоговой конференции, был «возраст» многих спектаклей, что не давало возможности в полной мере увидеть современную картину театра кукол. Однако это замечание касалось интересов профессиональных, а вот для детского зрителя Омска значения не имело.

Интересно, что и Гран-при фестиваля жюри присудило довольно старому спектаклю «Шинель» по Н. Гоголю Воронежского театра кукол «Шут». И это не случайно. Чувствовалось, что спектакль, поставленный 12 лет назад, утратил свою первоначальную энергию, но при этом сохранил образ высокопрофессиональной работы режиссера и художника. Многие знают, что это один из последних спектаклей Валерия Вольховского, 10-летнюю годовщину со дня смерти которого в этом году мы вспоминаем. И было приятно видеть на фестивале художника Елену Луценко, чья работа до сих пор поражает яркой театральностью, образной глубиной и целостностью прочтения знаменитой повести.

Завершая беглый обзор фестиваля, следует сказать и о других его проектах. Ведь каждый день спектакли перемежались небольшими выставками-презентациями местных мастеров-прикладников и художников, видео показами, экскурсиями по городу. Многим запомнились экскурсии в музей Ф.М. Достоевского и музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, а также поездка в Ачаирский женский монастырь во имя Животворящего Креста Господня.

Очень торжественно прошла презентация новой книги доктора искусствоведения Б.П. Голдовского «Режиссерское искусство театра кукол России ХХ века. Очерки истории», в ходе которой, благодаря организаторам фестиваля, автор смог всем многочисленным почетным гостям и коллективам-участникам тут же подарить свою книгу. Кстати, именно Борису Павловичу Голдовскому, как и Мареку Вашкелю, организаторы фестиваля вручили приз «За вклад в развитие мирового театра кукол».

К сожалению, в некоторой спешке прошла научно-практическая Конференция «Человек и кукла: pro et contra» по теме «Социально-культурная адаптация детей в театре кукол». Были представлены достаточно содержательные доклады как теоретиками, так и практиками театра, но повторюсь, не хватило времени на более подробное обсуждение проблем и аспектов предложенной темы. Очевидно, организаторы это учтут в дальнейшем.

И, наконец, в рамках фестиваля состоялось заседание Совета Российского центра УНИМА. Особенность этого ежегодного уставного мероприятия состояла в том, что в нем приняли участие зарубежные коллеги по UNIMA - Виктор Бойчев, Марек Вашкель, Станислав Дубрава - и это был не просто доверительный жест гостеприимства членам жюри. Около пяти часов живо обсуждались самые насущные вопросы деятельности и Международного союза деятелей театра кукол UNIMA в целом, и национальных центров Польши, Болгарии и Чехии. В результате были намечены некоторые планы более тесного сотрудничества между нашими национальными центрами.

Следует признать, что коллективный член УНИМА - театр «Арлекин» в лице директора Станислава Дубкова уже сделал достаточно много в этом направлении, собрав столь представительное международное жюри и пригласив в качестве почетных гостей членов Совета РЦ УНИМА. За это хочется его поблагодарить особенно.

А благодарность, пожалуй, одна из самых важных и нужных добродетелей, так как не только выражает чувства одаренного, но и окрыляет благодетеля на новые «подвиги». Все дни фестиваля не смолкали слова благодарности участникам и гостям фестиваля не только из уст директора, приветствовавшего после выступления каждый коллектив. Но и все сотрудники, включая охрану на входе в роскошное здание театра, искренне благодарили своих гостей и со слезами на глазах приглашали на следующий фестиваль. А гости «Арлекина» уезжали с еще большим чувством признательности за необыкновенно теплый прием и возможность целую неделю жить в радостном празднике общения с искусством и друг с другом.

Хочется верить, что добрая молва о Международном фестивале театров кукол в Омске, разлетаясь по миру, привлечет на будущие фестивали много новых талантливых и желанных гостей.


Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.