Цвета петербургской "Радуги" / XIV Международный театральный фестиваль "Радуга" в Санкт-Петербурге

Выпуск №2-162/2013, Фестивали

Цвета петербургской "Радуги" / XIV Международный театральный фестиваль "Радуга" в Санкт-Петербурге


Четырнадцатый международный театральный фестиваль «Радуга» проходил, как всегда, в Санкт-петербургском ТЮЗе имени А. А. Брянцева. Задача, которую поставили перед собой организаторы, непроста - поиск контакта с новым поколением молодых зрителей. Не случайно поэтому фестиваль проходил под флагами современной драматургии и эксперимента. Одним из концептуальных гостей фестиваля стал основатель течения «новая драма», художественный руководитель «Центра драматургии и режиссуры» и «Театра doc» Михаил Угаров, представивший эскиз спектакля «Маскарад. Маскарад» по мотивам драмы М. Ю. Лермонтова. Новаторскими и экспериментальными можно назвать все спектакли фестиваля - например, проект театра «Старый дом» (Новосибирск) по тексту Вячеслава Дурненкова «Ручейник, или Куда делся Андрей?» в постановке Семена Александровского, или представление одного из самых неординарных артистов мира Дуды Пайвы (Нидерланды) «Бастард», созданное на основе романа Бориса Виана «Сердцедер».

Открыл фестиваль спектакль «У нас все хорошо» театра «ТR Варшава» (Польша) по пьесе молодого и известного польского драматурга Дороты Масловской в постановке Гжегоша Яжины. Спектакль произвел эффект разорвавшейся бомбы. И не только потому, что бомба там действительно взрывается - заключительная часть спектакля переносит нас в катастрофу Второй мировой войны. Актеры с тонким юмором говорят здесь о специфических польских проблемах, которые, пожалуй, актуальны для всей Восточной Европы. Ведь большинство из нас, поляков и русских, не ездит ни в Италию, ни в Барселону, довольствуясь после работы чтением журнала «Не для тебя», да просмотром телефильмов, созданных для того, чтобы режиссер смог выплатить долг по ипотеке. Такая значимая для нас и для поляков Вторая мировая война здесь присутствует не только в рассказах Бабушки (Данута Шавларска). Она врывается на сцену в образе домов, рушащихся во время бомбардировки Варшавы (на большие белые экраны, служащие декорациями, во время спектакля транслируется кинопроекция), а также истошным криком двух до странности похожих друг на друга существ - Бабушки и Внучки (Александра Поплавска): «Хлеба! Хлеба!». И этот крик представился единственной реальностью спектакля на фоне телевизионных иллюзий продавщицы универмага «Теско» и ее семейства.

Спектакль по пьесе того же автора «Двое бедных румын, говорящих по-польски» режиссера Евгении Сафоновой (совместная постановка «On-театра» и «Этюд-театра») оказался более жестким. Близким к нему был спектакль студенческого театра Тартуского университета «Жизнь удалась» по пьесе Павла Пряжко в постановке Калева Куду. Так же, как и в «Румынах», актеры здесь существовали на «полную катушку», а представленная ими подлинность переживаний и чувств вступала в противоречие с бессодержательным существованием героев.

Представленный на фестивале спектакль - «Я - или Бог - или никто» (театр РусАрт, Москва, режиссер Антон Маликов) - также можно назвать экспериментальным. Эта постановка - интерпретация «маленькой трагедии» А.С.  Пушкина «Моцарт и Сальери». Приглашение на роли Моцарта и Сальери известных актеров Алексея Девотченко и Петра Семака предопределило успех спектакля.

Проведение фестиваля совпало с празднованием 310-летия Санкт-Петербурга. Юбилею города была посвящена акция «В театр за 10 рублей». По этой акции горожане и гости города могли попасть на постановку Романа Феодори «Фауст. Первый опыт» (ТЮЗ города Твери). Этот современный по форме спектакль поставлен в старинном жанре мистерии, извечная борьба Добра и Зла представлена в нем весьма доходчиво для каждого зрителя. Актеры здесь постоянно меняются ролями - поначалу Фауста играет Александр Романов, игравший в прологе Создателя, а затем Андрей Иванов, игравший Мефистофеля. После заключения договора Фауст становится молодым, а Мефистофель старым - возможно потому, что он уже добился своего. Маргариту играют четыре актрисы, создающие четыре различных ее ипостаси. Основные цвета спектакля - красный и черный - подчеркивают контрастность его идейных полюсов. Большую роль здесь, как в античном театре, играет хор, который в сцене шабаша нечистой силы превращается в балет.

Организатор фестиваля - Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева - на суд гостей и зрителей представил две постановки. Одна из них - «Танец Дели» - экспериментальная, поставлена Дмитрием Волкостреловым по пьесе Ивана Вырыпаева. Вторая - мюзикл «Ленька Пантелеев» Максима Диденко и Николая Дрейдена по пьесе Константина Федорова. Этот искрометный, молодой спектакль, поставленный и сыгранный молодыми и для молодых, уже оценен петербургской публикой и экспертами - он является номинантом премий «Прорыв» и «Золотая Маска», лауреатом премии «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучший музыкальный спектакль 2012 года». История об известном питерском бандите Леониде Пантелееве (которого в спектакле играет Илья Дель), преломленная через сюжет «Трехгрошовой оперы» и «Оперы нищих», прозвучала так, как будто перед глазами зрителей пронеслась вся история современной России. И если об идейном содержании спектакля можно спорить, то его молодая энергия, обаяние и драйв не подлежат сомнению.

Заключительным спектаклем фестиваля стала постановка Римаса Туминаса «Три сестры» (Малый театр, Вильнюс, Литва). Спектакль, поставленный режиссером в 2005 году - не самая новая работа литовского маэстро. Однако на фестивале этот изысканный трагикомический спектакль смотрелся очень уместно. Ведь он продемонстрировал нестандартный подход к неоднократно ставившейся пьесе и помог зрителям еще больше полюбить героев нашей национальной классики.

Во время фестиваля проводились актерские мастер-классы Василиса Лагоса (Греция) и Юрия Альшица (Германия). Представленные на фестивале спектакли, как и поставленная перед ним задача, обсуждались на театроведческой конференции, которую провел профессор СПбГАТИ Николай Песочинский. Программа XIV «Радуги» в ТЮЗе им. Брянцева была насыщенной, полезной и стала настоящим праздником для зрителей и профессионалов театра.


 

Фото предоставлены  ТЮЗом имени А. А. Брянцева

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.