Фестиваль балета "Татьяна Предеина приглашает..."

Выпуск №2-162/2013, Фестивали

Фестиваль балета "Татьяна Предеина приглашает..."

Челябинский театр оперы и балета завершил 57-й театральный сезон фестивалем балета «Татьяна Предеина приглашает...», который проходил со 2 по 16 июня.

Фестиваль проводится с 2007 года. Его организатором и творческим руководителем является прима Челябинского балета, народная артистка России Татьяна Предеина. Нынешний, пятый по счету, фестиваль был посвящен 25-летию творческой деятельности балерины. Гостями фестиваля, как и в прежние годы, были солисты балета столичных и российских музыкальных театров: Большого, им. Станиславского и Немировича-Данченко, Кремлевского балета, Михайловского и Екатеринбургского. В разные годы на фестивале почетными гостями была выдающаяся балетная пара народных артистов СССР - Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Но Екатерины Сергеевны уже нет с нами четыре года. Владимир Викторович приезжал на фестиваль, посвященный памяти Е.С. Максимовой, в 2011 году. Сейчас им был прислан поздравительный адрес. Нужно сказать, что со знаменитыми танцовщиками нашего времени, народными артистами СССР, лауреатами Ленинской и Государственных премий Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым театр связывала давняя творческая дружба. В далекие 70-е прошлого столетия Екатерина Максимова и Владимир Васильев приезжали на гастроли в Челябинск. Позднее В. Васильевым было поставлено два балета на сцене театра: «Анюта» В. Гаврилина и «Золушка» С. Прокофьева. Главные партии в этих спектаклях он репетировал с челябинскими артистами, передавая им свой бесценный опыт и мастерство. Татьяна Предеина приезжала в Большой театр готовить партии Анюты, Китри, Жизели, Золушки с Екатериной Сергеевной. Но Анюта особенно дорога челябинской балерине, т. к. спектакль, сочиненный Владимиром Викторовичем для Екатерины Сергеевны, в котором она исполняла главную роль, был передан, что называется, из «рук в руки» и бережно сохраняется, вот уже 25 лет, в репертуаре театра. Кстати, на премьере челябинской «Анюты» 1997 году сам Владимир Викторович выходил в партии отца Анюты Петра Леонтьевича.

Итак, афишу нынешнего фестиваля составили спектакли «Анюта», «Жизель» и два гала-концерта. Первый из двух исполнили учащиеся Пермского хореографического колледжа, который окончила Татьяна Предеина по классу Л.П. Сахаровой. 6 июня Татьяна Предеина танцевала в «Анюте». Балет Владимира Васильева, как уже упоминалось, 25 лет в репертуарном списке челябинской труппы, но по-прежнему не увядаем и свеж.

«Вместе с Анютой - Предеиной мы прожили целую жизнь. И как бы она не пыталась демонстрировать радость от богатства с Модестом Алексеевичем, щемящая тоска об утраченной любви всегда сквозит в танце балерины. И это близко нам, любящим ее зрителям», - поделились со мной поклонники Татьяны после спектакля. Кстати, о Модесте Алексеевиче... Геннадий Янин исполняет эту партию в челябинской «Анюте» не в первый раз, и она стала фирменной ролью московского танцовщика на челябинской сцене. И всегда с Татьяной Предеиной. Модест - Янин нравится, и нравится не только его танцевальная техника, необычайная пружинная прыгучесть, симпатизируешь именно персонажу и смеешься именно над ним. Сам Янин, много танцевавший в Большом театре в спектаклях с Екатериной Максимовой, отметил, что в «Анюте» Предеиной угадываются жесты Екатерины Сергеевны. «В театре, где есть такая балерина как Татьяна Предеина, работать одно удовольствие», - говорит Геннадий Янин. Спектакль получился очень органичным, ансамблевым: каждый танцовщик-актер не выбивался из красочной палитры образов, но украшал ее своей работой. Таков был Петр Леонтьевич (Александр Цвариани) - раздавленный жизненными неурядицами, потерявшийся, жалкий вначале, но на Рождественском балу вспомнивший былую молодость, удальство. Как он аккомпанировал танцу дочери, а затем сам пустился в пляс! Александр Цвариани этой ролью словно поведал еще одну жизненную историю. Студент (Михаил Филатов) - деликатный и аккуратный партнер; пластичная, легкая, нежная Студентка (Алена Филатова); ярким лучом блеснули в танце цыганки - Валерия Клюева, Наталья Большина, Элеонора Мунтагирова; актерски выразительным был дуэт неразлучных офицеров - Виталия Минина и Константина Юганова; блестяще передал неприступность Его Сиятельства Андрей Булдаков, и Щеголь и ловелас Артынов в исполнении Алексея Сафронова был так замечателен на балу.

В «Жизели», продолжившей фестиваль, партнерами Предеиной выступили премьер Большого - Дмитрий Гуданов (Альберт) и балерина театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ольга Сизых (в партии Мирты). Татьяна Предеина была божественна: красота линий тела, красота движения «звучали» как бесконечное дыхание музыки Адана. Это был не просто отточенный и выверенный танец - это было творческое озарение.

Подарком к юбилею замечательной балерины стал богато иллюстрированный буклет, где партнеры Предеиной - премьеры Большого театра, балетмейстеры-постановщики, педагоги-репетиторы высоко оценивают ее творческий дар. Народный артист России Николай Цискаридзе считает Татьяну Предеину «высоким профессионалом, ученицей очень хорошей школы и человеком, достойным звания прима-балерины театра». Народный артист СССР Владимир Васильев отметил, что «Предеина - чисто русская балерина: танец ее глубоко психологичен. Она не просто делает арабеск как арабеск. Она его наполняет содержанием». Народный артист России Андрей Уваров искренне признался: «В спектакле я всецело полагаюсь на нее. Татьяна - большой молодец и оправдывает все мои надежды!».

Итак, нынешний фестиваль не просто радовал глаз, но, скорее, дал больше пищи душе и сердцу: впечатления переполняли зрителей. Заключительный Гала-концерт получился грандиозным действом как по представлению разных стилей и жанров, так и по продолжительности. Особый шарм концертной программе придали номера в хореографии В. Васильева, которые исполнила Т. Предеина: щемящая «Элегия» С. Рахманинова с Александром Цвариани, «Сентиментальный вальс» П. Чайковского, терпкий и завораживающий дуэт из балета «Фрагменты одной биографии». Была и премьера: специально поставленный номер для Т. Предеиной и Михаила Филатова на музыку Э. Грига молодым московским хореографом К. Семеновым. Челябинский зритель очень любит балет не только вообще, но балетную труппу своего театра, в частности. Приезд же исполнителей из других театров всегда создает некую интригу, привносит дух соревновательности и ответственности в исполнении. И, нужно сказать, что челябинские танцовщики во многом не уступали гостям фестиваля, продемонстрировав высокую технику и мастерство. Публика отметила изысканность программы: старинная хореография (кокетливая «Качуча» в исполнении Валерии Клюевой, Сергея Тараторина и Николая Юскина) соседствовала с блестяще исполненной классикой (Екатерина Тихонова и Валерий Целищев станцевали труднейшее Большое классическое па Ф. Обера). Греческий «Сиртаки», талантливо и ярко преподнесенный Валерием Целищевым - с утонченным «Лебедем» на музыку К. Сен-Санса. Алена Филатова в хореографическом шедевре Михаила Фокина была необыкновенно хороша: трепетные, зовущие руки, поющее тело. Неожиданно «прозвучала» «Строптивая тень»: тонкий юмор современного хореографа В. Гончарова на ритмически острую музыкальную композицию О. Хромовой, интересно поданную челябинскими солистами Екатериной Хомкиной и Алексеем Сафроновым.

Гости фестиваля представили малоизвестные публике хореографические композиции: «Печальная птица» в хореографии К. Голейзовского, изысканно и тонко исполненная балериной Большого театра Марией Семеняченко, красивое адажио из «Красавицы и чудовища» (солисты Кремлевского балета - Саори Коике и Михаил Мартынюк), терпкий, пьянящий страстью дуэт в хореографии Н. Дуато в исполнении очень эффектной пары из Михайловского театра - Ирины Перрен и Марата Шемиунова. Дуэт Маргариты Рудиной и Алексея Насадовича - ведущих танцовщиков Екатеринбургского театра представил адажио из «Шехеразады» и современную композицию на музыку Ж. Бреля. Традиционное Гран па из «Дон Кихота» (солисты - С. Коике и М. Мартынюк) завершило концерт.

Красиво срежиссированный главным балетмейстером театра Юрием Клевцовым поклон участников концерта, награждение виновницы торжества орденом Дягилева 1-й степени «За пользу русской культуре», цветы, восторженные аплодисменты зрителей стали достойным финальным аккордом фестиваля.

Фото Андрея ГОЛУБЕВА


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.