Corona astralis. "Сны поэта Левитанского" в Театре Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой

Выпуск №2-162/2013, Премьеры Москвы

Corona astralis. "Сны поэта Левитанского" в Театре Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой

 

Так называется «Венок сонетов» Максимилиана Волошина, написанный одним из замечательнейших русских поэтов в 1909 году, более ста лет назад. По-русски это латинское название звучит тоже красиво, но менее загадочно - «Звездная корона». Впрочем, так или иначе, но, думаю, совсем не случайно настойчиво возникали в памяти строки одного из сонетов на премьере Театра Музыки и Поэзии под руководством Елены Камбуровой «Сны поэта Левитанского».

Это уже второй спектакль в репертуаре театра, посвященный поэзии Юрия Левитанского - первый был поставлен (и впервые сыгран день в день!) к 90-летию поэта Александром Пономаревым по идее Елены Камбуровой и назывался «Черно-белое кино». Это был не просто своеобразный памятник выдающемуся поэту и незаурядному человеку, а возвращение его имени в наше культурное пространство - возвращение для тех, кто помнит, и узнавание для поколений, ничего не ведающих о том, что жили совсем не так давно мастера, не только владеющие тайной рифмы и ритма, но и возвращавшие нам, может быть, то лучшее, что есть в каждом из нас и существует порой потаенно даже для нас самих... Юрий Левитанский был одним из них - будивших в читателе дремлющие мысль и чувство во имя самого главного - обретения собственной личности.

Режиссер и автор композиции Олег Кудряшов, композитор Олег Синкин, художник Александра Дашевская и художники по свету Влад Фролов и Антон Литвинов создали на сцене театра удивительное пространство «из ничего»: в этой как будто сгущенной, сконцентрированной пустоте с расставленными разномастными белыми стульями и светящимися оранжевыми абажурами, кажется, только и способны возникнуть тревожащие, грустные и светлые сны.

О прошедшем навсегда - и непреходящем никогда... Потому что именно таким ощущением и способна одарить подлинная поэзия - особенно, когда в соединении с музыкой разных времен и народов и в сочетании с какими-то удивительными голосами актрис-вокалисток этого театра возникает целый космос чувств, предчувствий, поздних осознаний, неуловимых, на уровне подсознания, обрывков мыслей.

Режиссер Олег Кудряшов и занятые в спектакле артисты (Она - Елена Камбурова, покоряющая и берущая в плен той удивительной хрупкой надломленностью подлинно трагической актрисы, что живет во всем, что она играет и поет; Он - Дмитрий Куличков, словно проходящий по трудному жизненному и творческому пути Поэта; Иронический человек - Евгений Павлов, как будто время от времени высовывающийся из темноты с комментарием из другого времени), следуя четкой определенности названия и продиктовавшей его мысли, существуют в эстетике сновидения, почти сразу вовлекая в него зрителя. Спектакль словно соткан из тончайших и неуловимых оттенков воспоминаний: о детстве, о войне, о никогда не сыгранных ролях, о рояле, об уходящем поезде. Об уходящем и уже ушедшем Времени.

Каждому из нас знакомо это чувство: ты спишь и видишь сон - какой-то немного странный, словно со стороны показывающий тебе все, что сбылось и не сбылось, печальный и светлый одновременно, и, неожиданно проснувшись то ли от какого-то звука, то ли от этой смутной тревоги, никак не можешь вспомнить - что же такого было в этом сне, что не отпускало?.. И, засыпая вновь, надеешься, что все продолжится с оборвавшегося фрагмента, а этого так и не случается.

Такой же «обрыв» происходит внезапно и в спектакле. Но из зрительного зала он воспринимается иначе, чем в действительности. Я понимаю замысел автора композиции и режиссера, которому не хотелось, чтобы Юрий Левитанский предстал перед нами однообразно-монотонным - может быть, Олегу Кудряшову показалось, что кому-то из зрителей нужно увидеть, узнать и другого Левитанского: не просто «иронического человека» (так названа книга Леонида Ломберга, в которой собрано много интереснейших материалов и самого поэта, и о нем), но и особого рода шутника «с трагической подоплекой». Именно потому, как мне кажется, Кудряшов включает в спектакль стихи о носе майора Ковалева и о господине Голядкине, очень ярко, театрально интерпретируя их почти в духе цирка: на персонажах появляются шляпка, цилиндры и фраки, голоса их становятся кукольно-ломкими, как и голоса вокального квартета, и все выглядит так продуманно-театрально, но... магия сновидения, так властно захватившая нас, растворяется, зрители недоумевают, словно каким-то ветром их перенесло из одного театра в другой, и уже не могут вернуться к первому и главному ощущению, когда режиссер пытается нас вернуть к прерванному сну...

Волшебство, ворожба отступают, подчинившись законам театра, которые в этом пространстве музыки и поэзии нередко воспринимаются иначе - грубее и жестче. Этим и отличается от многих других театр Елены Камбуровой - поистине уникальный и неповторимый не только благодаря уникальности и неповторимости его художественного руководителя, но и тому, что за годы существования выработал свой, только свой художественный язык.

И все равно он продолжает тревожить, этот спектакль, хотя по сравнению с «Черно-белым кино» оказывается, на мой взгляд, не столь цельным. Двумя спектаклями по поэзии Юрия Левитанского Театр Музыки и Поэзии под руководством Елены Камбуровой создал свою «Звездную корону» Мастеру, чьи стихи и сегодня невымышленно важны и нужны. А «Венок сонетов» Максимилиана Волошина припомнился совсем не случайно:

Кто видит сны и помнит имена, -

Тому в любви не радость встреч дана,

А темные восторги расставанья! -

писал поэт, твердо зная, что светлого в расставании не сыщешь, потому что уход человека - это уход навсегда. Но есть и восторг воспоминания и встречи - пьянящий, счастливый. Пусть даже и во сне...

 

Фото Михаила ГУТЕРМАНА


 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.