Размышления о киевском лете. Новые постановки в театре им.Леси Украинки

Выпуск №2-162/2013, Содружество

Размышления о киевском лете. Новые постановки в театре им.Леси Украинки

Поездка в Киев в любое время года становится ожиданием события - чем встретит он на этот раз? Конечно, завораживающей красотой Днепра, золотыми куполами церквей в синем безоблачном небе, новым приходом в Дом Михаила Афанасьевича Булгакова, где никогда не чувствуешь себя экскурсантом, но всегда - желанным гостем самого хозяина. И, конечно, новыми впечатлениями от спектаклей Театра имени Леси Украинки, которые появились на трех сценических площадках за время, проведенное далеко от Киева...

И снова - разочарований почти не было, если не считать ужасающую жару, спасаться от которой можно было только душем и холодными напитками и супами (о, божественная киевская окрошка, я долго буду вспоминать тебя в раскаленной Москве!).

Театр имени Леси Украинки, как представляется, переживает сегодня какой-то новый этап существования. В любое время утра, дня и вечера он полон молодыми - артистами, недавно принятыми в труппу, студентами. И это молодое окружение, как мне показалось, оказывает свое «энергетическое воздействие» не только на среднее и старшее поколение, но и на художественного руководителя театра, Михаила Юрьевича Резниковича, в апреле отпраздновавшего свое 75-летие и 50-летие творческой деятельности. Полгода назад я была в Киеве на премьере «Любовного безумия» Реньяра, едва ли не первую за долгую и славную историю театра музыкальную комедию в его репертуаре. Михаил Резникович поставил спектакль озорной, смешной, хотя и немного печальный, переакцентировав реньяровскую мысль о старом опекуне молодой девушки, вознамерившемся жениться на ней. И получилось, как сказано в одном старом стихотворении:

И немножко жутко, и немножко странно -

Что казалось шуткой, оказалось раной.

Что казалось раной - оказалось шуткой.

И немножко странно, и немножко жутко...

Борис Вознюк, играющий Альбера, в «сговоре» с режиссером играет своего персонажа почти на одной краске - глубокого недоумения: почему он не может обрести, наконец, семейного счастья? Почему не может вызвать если не страсти, то, по крайней мере, благодарной любви в своей воспитаннице? Почему на закате жизни он не вправе получить того, что было недодано ему в молодости и зрелости? И когда затеянная молодыми влюбленными и их слугами игра завершается, он остается в одиночестве не на фоне привычных картин Ватто и Матисса (изумительна яркая, многозначительная и ироничная сценография Марии Левитской!), уплывших от него куда-то в высоту, а на фоне изнанок декораций других спектаклей, словно чужих, не прожитых им жизней...

Композитор Юрий Шевченко создал для спектакля «Любовное безумие» замечательную музыку, в которой органически сочетаются, перетекают друг в друга, поистине завораживают мелодии искрометно веселые и протяжно-печальные. А энергия и наполненность молодых исполнителей дзанни, главных героев - Агаты (Анна Артеменко), Эраста (Юрий Дяк), Лизетты (Анна Гринчак) и Криспена (Андрей Пономаренко) - словно заряжает атмосферу бездумным весельем, радостью жизни, ликованием юности...

Замечательным, поистине театральным способом Театр имени Леси Украинки «примирил» двух французских авторов - Реньяра нередко упрекали в том, что свои сюжеты он заимствует у Мольера, не придавая им никакой оригинальности. А Аркадий Кац поставил «Мнимого больного» Мольера - спектакль, как бы доказывающий, что многое разделяло авторов, и дело вовсе не в подражании, а в законах того театра и того времени, в которых их творчество развивалось. И каждый из них в чем-то влиял и на время, и на театр не только своего времени.

Во всяком случае, спектакль Аркадия Каца в стильных декорациях Татьяны Швец, как и «Любовное безумие» Михаила Резниковича, смещает акценты, превращая действие в очень современное, импровизационное, попадающее точно в цель в какие-то проблемы и ситуации дня сегодняшнего.

Блистательно играют в спектакле Давид Бабаев (Арган), Татьяна Назарова (Туанета), Александр Гетманский (Беральд), Михаил Аугуст (Диафуарус-отец), Владимир Осадчий (Диафуарус-сын, бритоголовый крепыш, которого родитель называет «крошка», вызывая гомерический хохот зала), Артем Емцов (лакей Жорж, который ведет всю роль без единого слова, только на мимике и пластике, но оторвать от артиста взгляд невозможно, настолько он уморителен и настолько эмоционально сопереживает происходящему!). Сам способ существования этих артистов современен и чрезвычайно насыщен красками - щедрая импровизация, контакт со зрительным залом, готовность ко всякого рода неожиданностям, когда контакт этот становится прямым... Аркадий Кац дал артистам свободу, достаточно жестко сконструировав «каркас» - и результат превзошел все ожидания. Наверное, я не погрешу против истины, признаваясь в том, что мне не доводилось видеть на сценах такого живого и по-настоящему смешного Мольера.

И когда в финале все артисты поют на мотив знаменитой песни Эдит Пиаф «Падам...»: «Мольер, Мольер, Мольер, он сейчас в этом зале, он всегда вместе с нами...» - становится как-то удивительно светло на душе, словно тебе вернули что-то потерянное...

Спектакль «Женщины. Фрагмент. Скандал без антракта» поставлен на Малой сцене по пьесе Александра Марданя «Кошки-мышки» актрисой Ириной Дукой. И, надо честно признаться, это - один из очень немногих образцов актерской режиссуры, который не только не вызвал отторжения, но оказался эмоционально ярким, вдумчивым, серьезным. Повествование о трех женщинах, сыгранное великолепными актрисами - Ириной Дукой, Лидией Яремчук и Натальей Долей, - вызывает не просто сопереживание, но мысли о собственной жизни, прожитой, может быть, совсем не так (или - не совсем так), как хотелось. «Измену простить можно, а предательство - никогда!», - говорит одна из героинь и, наверное, это утверждение справедливо. Но вот как понять, где именно пролегает эта невидимая грань между изменой и предательством? И не склонны ли мы путать одно с другим, оправдывая свои поступки?.. Под тихо звучащую мелодию Александра Розенбаума «Вальс-бостон» как-то особенно сосредоточенно думается над жизнью двух сестер, во многом выстроенной вымышленно, фальшиво. И вот она ломается в один час от откровений журналистки, докопавшейся до далекого прошлого.

Что будет дальше? И будет ли? - ведь украшавшая комнату картина с изображением овечки с человеческим лицом и злыми, волчьими глазами (художник спектакля Елена Корчина, репродукция картины Ольги Когут), самовоспламенилась в полном соответствии с анекдотом об огне, которого в аду нет, потому что каждый приносит его с собой...

Три актрисы проживают свою жизнь на подмостках болезненно остро, эмоционально, сильно. Потому и вовлекают зрителя столь глубоко в свои переживания.

К сожалению, этого нельзя сказать о спектакле «Страдания юного Вертера» по роману Гете, идущего на сцене «Под крышей». Самостоятельная работа молодых артистов, Валерия Величко (Вертер), Елены Тополь (Лотта) и Виталия Метерчука (Альберт), которым помогали режиссер Станислав Сукненко, художники Елена Дробная и Дарья Николаева, композитор Александр Шимко, хореограф Наталья Бурлака и куратор проекта Алла Рыбикова, оказалась мертворожденной. Вычлененный из сложнейшего философского романа «любовный треугольник» производит впечатление скучного нравоучения, лишенного конкретного адресата. Метафора мыльных пузырей, которые несколько раз пускают герои, воспринимается двойственно - с одной стороны, очень красиво, с другой же в этой внешней красоте особенно остро ощущается надуманность и внутренняя пустота происходящего. Жаль!.. Молодые артисты играют хорошо, но что им приходится играть...

Но, пожалуй, самое сильное впечатление от поездки произвела репетиция Михаила Резниковича, работающего над выпуском «Нахлебника» И.С.Тургенева. Как всегда, режиссер точно ощутил потребность времени - тема, которую гораздо позже четко сформулировал в «Дяде Ване» А.П.Чехов: «Все мы у Бога нахлебники...», - сегодня приобрела оттенок не только «бытовой», но, скорее, эмоциональный: страшно жить в обществе, расслоившемся по всем возможным признакам (отнюдь не только социальным, но едва ли не в первую очередь, духовным!); страшно, когда для людей становится развлечением издевательство, глумление над другими людьми; страшно, когда человек ощущает себя изгоем... А, собственно, кто же из нашего круга не ощущает себя таковым?..

Михаил Резникович, как он нередко это делает, раздвинул рамки тургеневской пьесы, включив в нее мотивы и сюжетные переплетения из романов «Рудин» и «Дворянское гнездо», стихотворения в прозе - и тем самым насытил тот культурный контекст, которого нас сегодня упорно пытаются лишить. Вырастить поколения послушных и жестоких манкуртов - задача государственного масштаба. Но только ли нашего многострадального государства?..

И какое счастье, что есть еще на свете «последние из могикан», пытающиеся противостоять этому своим делом, своим искусством.

Михаил Резникович вновь подтвердил для меня свою принадлежность к этому прекрасному племени.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.